Познание свойств и отношений предметов детьми дошкольного возраста через использование моделей и моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 15:37, контрольная работа

Краткое описание

Многосторонность научных подходов к сущности моделирования и отсутствие обобщенной методической основы его развития у дошкольников определяют невысокий уровень представлений педагогов ДОУ о возможности применения модели, фрагментарное, не всегда целесообразное ее использование в работе с детьми. Данное состояние практики, а также, изменение подходов к взаимодействию взрослого и ребенка в процессе воспитания и обучения указывают на необходимость дополнительного изучения педагогических условий развития моделирования, разработки форм самостоятельного и совместного со взрослым детского моделирования в процессе освоения свойств и отношений предметов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Познавательное развитие детей дошкольного возраста………………………..5
2. Способы познания свойств и отношений предметов детьми дошкольного возраста. ……………………………………………………………………………..10
3. Сущность метода моделирования……………………………………………….15
4. Особенности освоения модели и моделирования детьми дошкольного возраста как средством познания свойств и отношений предметов………………………17
Заключение ………………………………………………………………………….23
Приложение: Обследование детей старшей группы по разделу «Первые шаги в математику»………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

контр по матем. предст..doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)
  • позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными  пониманию ребенка;
  • улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;
  • повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;

«Освоение свойств и  отношений предметов в дошкольном детстве, утверждает в своей работе «Воспитание сенсорной культуры ребенка” Венгер Л.А. (М.,1988) — сложный неравномерный процесс, в основе которого лежит соотношение чувственного и логического познания. На первых ступенях развития дети выделяют и абстрагируют свойства из многообразия свойств, которым обладает предмет. Чем богаче опыт познания предметного мира, больше объем представлений о свойствах и отношениях, тем легче ребенку перейти на более высокие ступени — освоить обобщение, научиться упорядочивать, группировать и классифицировать по свойствам, подойти к пониманию существенных связей, логических отношений между предметами и явлениями мира.

Все формы  использования моделирования, а  именно: предметное моделирование, предметно-схематическое  моделирование дают  положительные  результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В МАТЕМАТИКУ» для детей старшей группы

 

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание  диагностического задания

Критерии оценки

1

2

3

4

Умение считать 

(отсчитывать)

в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными

1. Дидактическое упражнение  «Скажи сколько». Материал: предметные картинки или мелкий счетный материал: матрешки, солдатики, овощи, цветы и т. п. Количество каждой группы предметов разное (например, 6 матрешек, 7 цветов, 9 солдатиков, 10 бабочек).

2. Дидактическое упражнение  «Скажи, который по счету предмет». Материал: можно использовать материал первого задания, только расставить (разложить) картинки по одному (бабочка, солдатик, цветок и т. п.)

1. Ребенок считает  количество предметов в любой группе. Вопросы: - Посчитай солдатиков. Сколько их всего? - Посчитай бабочек. Сколько их? И т. д.

2. Ребенок рассматривает  предметные картинки (предметы) и определяет, каким по счету стоит солдатик, какая по счету бабочка? И т. п.

3 балла - ребенок правильно  считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными. Понимает и правильно отвечает на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

2 балла - ребенок правильно  считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными числительными. Понимает вопрос «Сколько?» и правильно отвечает на него. Допускает ошибки при ответе на вопрос «Который по счету?».

1 балл - ребенок допускает  ошибки при счете (отсчитывании) предметов

Умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов

Дидактическое упражнение «Пусть станет поровну». Материал: мелкий счетный материал

Расставлены две группы предметов так, чтобы в одной  их было меньше на один.

Например: 6 солдатиков и 7 матрешек.

Задание: посчитай группы предметов. - Сколько всего солдатиков? - Сколько матрешек?  - Чего больше (меньше)? - На сколько? - Сделай так, чтобы их стало поровну. - Как еще можно это сделать?

3 балла - ребенок умеет  сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого;    уравнивать    неравные    группы предметов   двумя    способами   (удаления и добавления единицы).

2 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого. Затрудняется сразу уравнять группы предметов (делает это после дополнительных инструкций) или уравнивает их, но только одним способом.

1 балл - ребенок считает  правильно, но затрудняется установить, какое число меньше (больше) другого. Уравнять предметы не может


 

Продолжение табл.

 

1

2

3

4

Умение сравнивать предметы различной величины

1. Дидактическая игра  «Построй солдат». Материал: плоскостные солдатики (7-10 штук) разные по высоте.

2. Дидактическое упражнение. «Сравни ленточки». Материал:    ленточки    разной длины и ширины, 7-10 штук

Вопросы: - Что ты видишь на столе? - Посмотри, все ли солдатики  одинаковы? - Чем они отличаются?

Задание: Построй солдатиков в ряд в порядке убывания (возрастания), пользуясь словами «самый высокий»,   «поменьше»,   «еще   ниже»,   «самый низкий».

3 балла - ребенок самостоятельно  справился  с  заданием,   не  сделав  ни  одной ошибки. Правильно размещает предметы в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты).

2 балла - правильно  размещает предметы в порядке  возрастания размера,  высоты, допускает  ошибки при расположении ленточек. Пользуется приемом наложения и приложения при выполнении задания.

1 балл - ребенок требует дополнительных инструкций и помощи взрослого при выполнении упражнений. Допускает большое количество ошибок

Знания о  форме предметов

Дидактическая игра «Что где лежит?».

Материал:  набор  геометрических   фигур  -  круг,   квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.   Предметные   картинки  -мячик, шарик воздушный, пирамидка, колпак клоуна, кубик, пуговица, чупа-чупс, дыня, дорожный знак , квадратные часы,   квадратная  коробка,  конверт, флажок, книга, овальный поднос

Задания: - Рассмотри все  геометрические фигуры и картинки. - Какие геометрические фигуры ты видишь? Назови их. -Чем   отличаются   круг  и   овал   от  других фигур? -Соотнеси картинку с геометрической фигурой. - Разложи фигуры в ряд, под каждой из них положи картинку похожей формы

3 балла - ребенок самостоятельно  соотносит предметы по форме, называет геометрические фигуры и раскладывает их по соответствующему признаку.

2 балла - ребенок знает  все геометрические фигуры. Допускает 1-2 ошибки при соотнесении с предметами.

1 балл - ребенок не знает всех геометрических фигур, затрудняется выполнить задание на соотнесение с формой предметных картинок

Умение определять местонахождение предмета по отношению к себе, к другим людям

Игра «Встань там, где  я скажу»

Ребенок двигается в заданном направлении. Например: два шага вперед, один шаг влево, три шага назад, два шага вправо. Вопросы: - Что ты видишь справа (слева) от себя? - Что ты видишь впереди (сзади) от себя? - Возьми куклу (собачку) и посади перед собой, сзади от себя; справа от Кати; справа от себя и т. п.

3 балла - ребенок правильно  выполнил все задания воспитателя. 

2 балла - ребенок допускает  ошибки в случае определения право и лево по отношению к другим людям.

1 балл - ребенок знает  только направление вперед и  назад. Все другие задания выполняет с ошибками, неуверенно


Продолжение табл.

 

1

2

3

4

Знания о  днях недели, последовательности частей суток

1. Дидактическая    игра   «Наш день». Материал: сюжетные картинки, где изображены разные виды   деятельности   детей,   следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.

2.  Дидактическое   упражнение «Назови соседей»

1. Ребенок рассматривает  картинки, изображающие разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д. Задание."   разложи  картинки по  порядку, начиная с утра. Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки.)

2. Вопросы: - Если вчера было воскресенье, какой день недели сегодня? - А какой день недели следует за четвергом? И т. п.

3 балла - ребенок справился  с заданием, не сделал ни одной  ошибки, безошибочно ответил на все вопросы воспитателя.

2 балла - ребенок безошибочно  разложил картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняется.   Допускает   1-2   ошибки   при   ответе на вопросы о днях недели.

1 балл - ребенок не  справился с заданиями даже  после наводящих вопросов

Умение устанавливать зависимость между целым множеством и его частями

Диагностическая" игра   «Часть и целое». Материал:  три вида игрушек разного     количества    (куклы, мишки, машины) или круги синего, желтого и красного цветов

Ребенок рассматривает  группы игрушек (куклы, мишки и машины), объединяет их в одну группу и называет. Вопросы и задания: - Сосчитай количество частей «Группы игрушек». - Сколько их? (Три.) - Какие это части? (Первая часть - куклы, вторая часть - мишки, третья - машины.)

- Посчитай количество  игрушек каждой части. - Чего больше? - Значит, какая часть больше? - В какой части игрушек меньше? - Что можно сказать об этой части игрушек? (Она самая маленькая.)

Примечание. Можно считать  части и количество частей, сравнивая выделенные множества и на примере кругов разного цвета или других геометрических форм

3 балла - ребенок выделяет  составные части  группы  предметов,   сравнивает  части на основе счета, понимает, что целая группа предметов больше каждой части (часть меньше целого).

2 балла - ребенок затрудняется  назвать все игрушки (фигуры) одной группой. Недостаточно сформированы знания о целом множестве и его частях. После дополнительных инструкций взрослого ребенок понимает, что такое части целого, определяет количество частей группы  предметов,  сравнивает  их.   Называет самую большую, самую маленькую часть.

1 балл - ребенок не  понимает значения множества  и его частей. После дополнительных разъяснений взрослого не справляется с заданиями


 

Высокий уровень - 18-21 балл;

Средний уровень - 11-17 баллов;

Низкий уровень - 7-10 баллов.

 

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА (СТАРШАЯ ГРУППА)

 

 п/п

Ф. И. ребенка

Умение считать (отсчитывать) в пределах 10

Умение пользоваться количественными и порядковыми числительными

Умение сравнивать рядом  стоящие числа, уравнивать неравное число предметов

Умение сравнивать предметы различной величины

Знания о форме предметов

Умение определять местонахож-дение предмета по отношению к себе, к другим людям

Знания о днях недели, последовательности частей суток

Итого баллов / уровень  развития

Рекомендации

1

Антонова Юлия

3

3

2

3

3

3

2

19  В

 

2

Березников Роман

3

2

2

3

3

2

2

17  С

 

3

Гаманкова Вероника

2

2

1

2

2

2

1

12  С

 

4

Григорьева Полина

3

3

3

3

3

3

3

21  В

 

5

Иноземцев Никита

3

3

3

3

3

3

3

21  В

 

б

Коваленко Артём

2

2

1

2

3

2

1

13  С

 

7

Коваленко Настя

2

2

2

2

2

2

2

14  С

 

8

Кондратьева Алина

2

1

1

1

2

2

1

10  Н

 

9

Красюков Богдан

3

3

3

3

3

3

3

21  В

 

10

Кургузиков Кирилл

3

2

3

3

3

3

2

19  В

 

Результаты диагностики  уровня развития детей

Высокий уровень _____5_____ детей

Средний уровень ____4______ детей

Низкий уровень  _____1_____ детей

 

Высокий уровень: Ребенок самостоятельно осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи, считает, измеряет, решает простые задачи на увеличение и уменьшение. Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику, оказывает помощь сверстникам.

Средний уровень: Ребенок осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, , самостоятельно выделяет признак (основание), по которому можно классифицировать, считает, измеряет, сравнивает числа. С помощью воспитателя выражает в речи логические связи, предполагаемые изменения в группах предметов, величин. Не проявляет инициативы и творчества.

Низкий уровень: Ребенок классифицирует геометрические фигуры, величины по одному-двум свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. На основе сравнения предметов, чисел выделяет количественные отношения, выполняет действия в заданной последовательности. Способы деятельности, связи изменения и неизменности не устанавливает, не объясняет сущность действий. Самостоятельности и творчества не проявляет. 

Список используемой литературы

  1. Богуславская З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры // Известия АПН РСФСР. вып.64, 1955. - 85 - 127 с.
  2. Венгер Л.А. Об использовании детьми дошкольного возраста сериационного ряда при выборе объекта по образцу // Формирование восприятия у дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1967.- 154- 181 с.
  3. Венгер Н.Б. О путях овладения систематизацией внешних свойств предметов в дошкольном возрасте: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М.,1971.-25 с.
  4. Веников В.А. О моделировании М. : Знание, 1974, № 7. 63 с. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка.-М.: Высш. шк.,1988
  5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: НОРМА,2000
  6. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.— М.: Просвещение, 1984
  7. Математика от трех до семи: Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М.: Академия, 2001
  8. Метлина Л.С. Математика в детском саду: Пособие.- М.:     Просвещение,1994
  9. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  10. Михайлова 3. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС-»/ 2008г.
  11. Силаева М.Н. Использование моделирования в формировании самостоятельности у дошкольников // Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. Л., 1990. 137. 147 с.
  12. Тарунтаева Т. В. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников.— М.: Просвещение, 1980
  13. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.А. Столяра -М.: Просвещение, 1988.-303 с.

Информация о работе Познание свойств и отношений предметов детьми дошкольного возраста через использование моделей и моделирования