Понятие информационных
и коммуникационных технологий
Процессы информатизации современного
общества и тесно связанные с ними процессы
информатизации всех форм образовательной
деятельности характеризуются процессами
совершенствования и массового распространения
современных информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ). Подобные технологии
активно применяются для передачи информации
и обеспечения взаимодействия преподавателя
и обучаемого в современных системах открытого
и дистанционного образования. Современный
преподаватель должен не только обладать
знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом
по их применению в своей профессиональной
деятельности.
Слово "технология"
имеет греческие корни и в переводе означает
науку, совокупность методов и приемов
обработки или переработки сырья, материалов,
полуфабрикатов, изделий и преобразования
их в предметы потребления. Современное
понимание этого слова включает и применение
научных и инженерных знаний для решения
практических задач. В таком случае информационными
и телекоммуникационными технологиями
можно считать такие технологии, которые
направлены на обработку и преобразование
информации.
Информационные
и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие,
описывающее различные устройства, механизмы,
способы, алгоритмы обработки информации.
Важнейшим современным устройствами ИКТ
являются компьютер, снабженный соответствующим
программным обеспечением и средства
телекоммуникаций вместе с размещенной
на них информацией.
Средства ИКТ, применяемые
в образовании
Основным средством ИКТ для
информационной среды любой системы образования
является персональный компьютер, возможности
которого определяются установленным
на нем программным обеспечением. Основными
категориями программных средств являются
системные программы, прикладные программы
и инструментальные средства для разработки
программного обеспечения. К системным
программам, в первую очередь, относятся
операционные системы, обеспечивающие
взаимодействие всех других программ
с оборудованием и взаимодействие пользователя
персонального компьютера с программами.
В эту категорию также включают служебные
или сервисные программы. К прикладным
программам относят программное обеспечение,
которое является инструментарием информационных
технологий – технологий работы с текстами,
графикой, табличными данными и т.д.
В современных системах образования
широкое распространение получили универсальные
офисные прикладные программы и средства
ИКТ: текстовые процессоры, электронные
таблицы, программы подготовки презентаций,
системы управления базами данных, органайзеры,
графические пакеты и т.п.
С появлением компьютерных
сетей и других, аналогичных им средств
ИКТ образование приобрело новое качество,
связанное в первую очередь с возможностью
оперативно получать информацию из любой
точки земного шара. Через глобальную
компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный
доступ к мировым информационным ресурсам
(электронным библиотекам, базам данных,
хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном
ресурсе Интернет – всемирной паутине
WWW опубликовано порядка двух миллиардов
мультимедийных документов.
В сети доступны и другие распространенные
средства ИКТ, к числу которых относятся
электронная почта, списки рассылки, группы
новостей, чат. Разработаны специальные
программы для общения в реальном режиме
времени, позволяющие после установления
связи передавать текст, вводимый с клавиатуры,
а также звук, изображение и любые файлы.
Эти программы позволяют организовать
совместную работу удаленных пользователей
с программой, запущенной на локальном
компьютере.
С появлением новых алгоритмов
сжатия данных доступное для передачи
по компьютерной сети качество звука существенно
повысилось и стало приближаться к качеству
звука в обычных телефонных сетях. Как
следствие, весьма активно стало развиваться
относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония.
С помощью специального оборудования
и программного обеспечения через Интернет
можно проводить аудио и видеоконференции.
Для обеспечения эффективного
поиска информации в телекоммуникационных
сетях существуют автоматизированные
поисковые средства, цель которых – собирать
данные об информационных ресурсах глобальной
компьютерной сети и предоставлять пользователям
услугу быстрого поиска. С помощью поисковых
систем можно искать документы всемирной
паутины, мультимедийные файлы и программное
обеспечение, адресную информацию об организациях
и людях.
С помощью сетевых средств ИКТ
становится возможным широкий доступ
к учебно-методической и научной информации,
организация оперативной консультационной
помощи, моделирование научно-исследовательской
деятельности, проведение виртуальных
учебных занятий (семинаров, лекций) в
реальном режиме времени.
Существует несколько основных
классов информационных и телекоммуникационных
технологий, значимых с точки зрения систем
открытого и дистанционного образования.
Одними из таких технологий являются видеозаписи
и телевидение. Видеопленки и соответствующие
средства ИКТ позволяют огромному числу
студентов прослушивать лекции лучших
преподавателей. Видеокассеты с лекциями
могут быть использованы как в специальных
видеоклассах, так и в домашних условиях.
Примечательно, что в американских и европейских
курсах обучения основной материал излагается
в печатных издания и на видеокассетах.
Телевидение, как одна из наиболее
распространенных ИКТ, играет очень большую
роль в жизни людей: практически в каждой
семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие
телепрограммы широко используются по
всему миру и являются ярким примером
дистанционного обучения. Благодаря телевидению,
появляется возможность транслировать
лекции для широкой аудитории в целях
повышения общего развития данной аудитории
без последующего контроля усвоения знаний,
а также возможность впоследствии проверять
знания при помощи специальных тестов
и экзаменов.
Мощной технологией, позволяющей
хранить и передавать основной объем изучаемого
материала, являются образовательные
электронные издания, как распространяемые
в компьютерных сетях, так и записанные
на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает
глубокое усвоение и понимание материала.
Эти технологии позволяют, при соответствующей
доработке, приспособить существующие
курсы к индивидуальному пользованию,
предоставляют возможности для самообучения
и самопроверки полученных знаний. В отличие
от традиционной книги, образовательные
электронные издания позволяют подавать
материал в динамичной графической форме.
Классификация средств
ИКТ по области методического назначения:
Дидактические задачи,
решаемые с помощью ИКТ
Совершенствование организации
преподавания, повышение индивидуализации
обучения;
Повышение продуктивности самоподготовки
учащихся;
Индивидуализация работы самого
учителя;
Ускорение тиражирования и
доступа к достижениям педагогической
практики;
Усиление мотивации к обучению;
Активизация процесса обучения,
возможность привлечения учащихся к исследовательской
деятельности;
Обеспечение гибкости процесса
обучения.
Негативные последствия
воздействия средств ИКТ на обучающегося
Использование современных
средств ИКТ во всех формах обучения может
привести и к ряду негативных последствий,
в числе которых можно отметить ряд негативных
факторов психолого-педагогического характера
и спектр факторов негативного влияния
средств ИКТ на физиологическое состояние
и здоровье обучаемого.
В частности, чаще всего одним
из преимуществ обучения с использованием
средств ИКТ называют индивидуализацию
обучения. Однако, наряду с преимуществами
здесь есть и крупные недостатки, связанные
с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация
свертывает и так дефицитное в учебном
процессе живое диалогическое общение
участников образовательного процесса
- преподавателей и студентов, студентов
между собой - и предлагает им суррогат
общения в виде “диалога с компьютером”.
В самом деле, активный в речевом
плане студент, надолго замолкает при
работе со средствами ИКТ, что особенно
характерно для студентов открытых и дистанционных
форм образования. В течение всего срока
обучения студент занимается, в основном,
тем, что молча потребляет информацию.
В целом орган объективизации мышления
человека - речь оказывается выключенным,
обездвиженным в течение многих лет обучения.
Студент не имеет достаточной практики
диалогического общения, формирования
и формулирования мысли на профессиональном
языке. Без развитой практики диалогического
общения, как показывают психологические
исследования, не формируется и монологическое
общение с самим собой, то, что называют
самостоятельным мышлением. Ведь вопрос,
заданный самому себе, есть наиболее верный
показатель наличия самостоятельного
мышления. Если пойти по пути всеобщей
индивидуализации обучения с помощью
персональных компьютеров, можно прийти
к тому, что мы упустим саму возможность
формирования творческого мышления, которое
по самому своему происхождению основано
на диалоге.
Использование информационных
ресурсов, опубликованных в сети Интернет,
часто приводит к отрицательным последствиям.
Чаще всего при использовании таких средств
ИКТ срабатывает свойственный всему живому
принцип экономии сил: заимствованные
из сети Интернет готовые проекты, рефераты,
доклады и решения задач стали сегодня
уже привычным фактом, не способствующим
повышению эффективности обучения и воспитания.
Дистанционные технологии
обучения
Дистанционное обучение в виде
заочного обучения зародилось в начале
20-го столетия. Сегодня заочно можно получить
высшее образование, изучить иностранный
язык, подготовиться к поступлению в вуз
и т.д. Однако в связи с плохо налаженным
взаимодействием между преподавателями
и студентами и отсутствием контроля над
учебной деятельностью студентов-заочников
в периоды между экзаменационными сессиями
качество подобного обучения оказывается
хуже того, что можно получить при очном
обучении.
Дистанционная
технология обучения (образовательного процесса)
на современно этапе - это совокупность
методов и средств обучения и администрирования
учебных процедур, обеспечивающих проведение
учебного процесса на расстоянии на основе
использования современных информационных
и телекоммуникационных технологий.
При осуществлении дистанционного
обучения информационные технологии должны
обеспечивать:
доставку обучаемым основного объема изучаемого материала;
интерактивное взаимодействие
обучаемых и преподавателей в процессе
обучения;
предоставление студентам возможности
самостоятельной работы по усвоению изучаемого
материала;
оценку их знаний и навыков,
полученных ими в процессе обучения.
Для достижения этих целей применяются
следующие информационные технологии:
предоставление учебников и
другого печатного материала;
пересылка изучаемых материалов
по компьютерным телекоммуникациям;
дискуссии и семинары, проводимые
через компьютерные телекоммуникации;
трансляция учебных программ
по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям;
двусторонние видеотелеконференции;
односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;
электронные (компьютерные)
образовательные ресурсы.
Необходимая часть системы
дистанционного обучения - самообучение.
В процессе самообучения студент может
изучать материал, пользуясь печатными
изданиями, видеопленками, электронными
учебниками и CD-ROM- учебниками и справочниками.
К тому же студент должен иметь доступ
к электронным библиотекам и базам данных,
содержащим огромное количество разнообразной
информации.
Что же такое ИКТ?
Любая педагогическая
технология - это информационная технология,
так как основу технологического процесса
обучения составляет получение и преобразование
информации.
Более удачным термином
для технологий обучения, использующих
компьютер, является компьютерная технология.
Компьютерные (новые информационные) технологии
обучения - это процесс подготовки и передачи информации
обучаемому, средством осуществления
которых является компьютер.