Понятие «трудный ребёнок», метод воспитания. Цели, задачи и принципы воспитания трудных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы является то, что, несмотря на общий внешний рост экономического благополучия большинства семей, массу законов о семье, конвенцию о правах ребёнка, количество детей, покинувших семьи и пополнивших ряды беспризорников растет. Поэтому в работе дана попытка объединить работу школы, учителя, семьи, по предупреждению педагогической запущенности детей, найти наиболее реальные пути совместной работы.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие «трудный ребёнок», метод воспитания. Цели, задачи и принципы воспитания трудных детей. Проблемы с трудными детьми.
Глава 2. Методы стимулирования поведения учеников. Приемы воспитания трудных подростков. Индивидуальные и групповые формы работы с трудными детьми. Рекомендации родителям по воспитанию трудных подростков. Игры, упражнения, корректирующие воспитание трудных детей.
Глава 3. Диагностика трудных детей. Критерии трудностей с трудными детьми. Опросники и анкеты для трудных детей. Классный час на тему: «Нравственный классный час путешествие «Дорога добра» (2 класс)».

§ 1.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 46.03 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие «трудный ребёнок», метод воспитания. Цели, задачи и принципы воспитания трудных детей. Проблемы с трудными детьми.

Глава 2. Методы стимулирования поведения учеников. Приемы воспитания трудных подростков. Индивидуальные и групповые формы работы с трудными детьми. Рекомендации родителям по воспитанию трудных подростков. Игры, упражнения, корректирующие воспитание трудных детей.

Глава 3. Диагностика трудных детей. Критерии трудностей с трудными детьми. Опросники и анкеты для трудных детей. Классный час на тему: «Нравственный классный час путешествие «Дорога добра» (2 класс)».

 

 

§ 1.

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной темы является то, что, несмотря на общий внешний рост экономического благополучия большинства семей, массу законов о семье, конвенцию о правах ребёнка, количество детей, покинувших семьи и пополнивших ряды беспризорников растет. Поэтому в работе дана попытка объединить работу школы, учителя, семьи, по предупреждению педагогической запущенности детей, найти наиболее реальные пути совместной работы.

Проблема: как организовать совместную работу школы и семьи по предупреждению педагогической запущенности детей.

Объект исследования – процесс совместной педагогической деятельности школы  и семьи по воспитанию «трудных» детей.

Предмет исследования – формы и методы работы школы и семьи по предупреждению педагогической запущенности детей.

Гипотеза – учитель будет опираться в своей работе, как на особенности детей, так и на особенности семьи. Школа должна объединить работу всего педагогического коллектива, родительских комитетов и коллектива учащихся на предупреждение появления педагогически запущенных детей.

Цели: выявить наиболее эффективные  в современных условиях  формы и методы совместной работы школы и семьи  по предупреждению педагогической запущенности детей.

Задачи исследования:

    1. Изучить научно – методическую литературу, посвящённую проблеме исследования.
    2. Изучить опыт работы учителей по предупреждению педагогической запущенности детей.
    3. Подобрать и провести диагностику для выявления педагогической запущенности детей.
    4. Составление рекомендаций  по совместной работе школы и семьи.

         Цель исследования:  поиск  возможных путей  выхода из ситуации, возникающих у «трудных» детей или с трудными детьми.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие «трудный ребёнок», метод воспитания. Цели, задачи и принципы воспитания трудных детей. Проблемы с трудными детьми.

       Трудный ребёнок – это то, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обращают внимания, не принимают своевременных мер и не корректируют их поведение.

        Метод воспитания – способ  реализации целей воспитания. Целенаправленное, систематическое формирование личности.  Метод убеждения - соответствует самоубеждению – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознано, самостоятельно в поиске решения социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. Метод поощрения – это выражение положительной оценки действий воспитанников. Они закрепляют положительные навыки  и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, награждение. Метод наказания – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупредить нежелательные поступки детей, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Приучение – это разновидность педагогических требований.

         Исследование. Одним из наиболее значимых результатов этой работы Л.С. Славиной было не простое обоснование, но экспериментальное доказательство того факта, что большинство интеллектуально – пассивных детей является трудными детьми. И что интеллектуальная пассивность, как правило, есть результат не правильного воспитания в дошкольном детстве и недостатков обучения ребёнка в начальной школе. В ходе работы исследования удалось изменить отрицательное отношение этих учащихся к интеллектуальной деятельности, включив в рамки дидактические игры. Игровой момент не только изменил отношение к выполняемой деятельности, но и количество правильных ответов увеличилось в три раза. Игровое  действие полностью не решает проблемы: за пределами игровой ситуации   действие учеников выполнялись по-прежнему не эффективно и во многих случаях не правильно. 

Методика состояла из трёх этапов обучения:

  1. Обучение ребёнка внешнему действию, с предметами, постоянному аналогично тому интеллектуальному действию, которому его должны обучить.
  2. Совершение ребёнком этого действия вслух, в воображаемом плане.
  3. Совершение этого интеллектуального действия в уме.

Повышение эффективности учебной работы и поведения школьников обуславливается тремя основными факторами:

  1. Проникновение педагогического анализа за пределами, поверхностью объяснения поступков школьников, выявление из подлинных причин, дифференцированный подход к их устранению.
  2. Использование не отдельной изолированной методики, а изменение всей организации жизни школьника.
  3. Профилактическая работа, предполагающая как можно более раннее выявление и коррекцию негативных явлений в проведение и интеллектуальной деятельности школьника.

Исследование имело своей предпосылкой две основные гипотезы:

  1. За драчливостью, обидчивостью, упрямством и другими негативными формами поведения лежит неадекватная реакция на эффективную для ребёнка ситуацию. Если это потребность не может быть удовлетворена, возникает конфликт между осознанием не успеха и не желанием признать свою не состоятельность, невозможность удовлетворить потребность в привычной самооценке.
  2. Длительное проявление эффективных форм поведения ведёт к их закреплению и формированию отрицательных качеств личности, что приводит к заколдованному кругу к усугублению аффективных переживаний.

Принципы воспитания трудных детей.

  1. Принцип ориентации на позитив и характер ребёнка. Это принцип был сформулирован А.С. Макаренко. Он требует рассмотрение ребёнка как главные ценности в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Педагог должен видеть в ребёнке  прежде всего, лучшее, что позволяет формировать у ребенка позитивные качества и веру в себя. Условиями реализации данного принципа является:
    • Стимулирование самопознания ребёнка своих положительных черт;
    • Формирование нравственных чувств при самооценки своего поведения;
    • Постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам;
    • Доверие к ребёнку;
    • Формирование у ребёнка веры в возможность достижения поставленных задач;
    • Учёт интересов учащихся их индивидуальных вкусов, предпочтение, пробуждение новых интересов.
  1. Принцип социальной адекватности воспитания. Этот принцип требует соответствия содержания и средства воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание трудного ребёнка. Реализация этого принципа возможно только на основе учёта разнообразного влияния социальной среды. Условия реализации данного принципа является:
    • Учет особенностей социального окружения ребёнка при решение воспитательных задач;
    • Координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребёнка;
    • Обеспечение комплекса социально педагогической помощи детям;
    • Учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных и т.д.).
  1. Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным поведением. Этот принцип предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, т.е. выявление – причин  девиантности, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности. Условиями реализации этого принципа является:
    • Определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребёнка;
    • Выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребёнка;
    • Мониторинг изменения индивидуальных качеств ребёнка.
  1. Принцип социального закаливания трудных детей: преодоление адекватных и индивидуальных особенностей человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости. Условием реализации этого принципа является:
    • Включение детей в решение различных проблем, социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;
    • Диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;
    • Оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариантном проектирование своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

 

 

Признаки трудностей с «трудными детьми»

Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления – трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.

Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины этой трудности неодинаковы. Трудность школьников обуславливается тремя основными факторами:

  1. педагогической запущенностью
  2. социальной запущенностью
  3. отклонениями в состоянии здоровья

В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других – их сочетания, комплекса. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.

Проблемами с трудными детьми являются:

    1. Истерика детей. Истериками чаще подвержены нервные и легковозбужденные дети. Если вы хоть раз уступите ребёнку, он в последствии, будет испытывать ваши нервы, закатывать скандалы для достижения своей цели. Лучшая борьба с истерикой – полное безразличие. Ребёнок громко и отчаянно плачет перед публикой, но когда на него не обращают внимание, он вскоре успокаивается сам.
    2. Агрессия. Выражается агрессивностью слов и физическими действиями. У здоровых детей агрессия является заимственной от взрослых. Лучше разобраться нужно в причинах агрессивности ребёнка, проанализировать семейную обстановку, насколько она благожелательна и спокойна.
    3. Нытьё. Дети нытики не меньше выматывают нервы родителям многочасовым нытьем. В трёхлетнем возрасте ребёнок может долгое время слёзно канючить, при этом его невозможно отвлечь от другого занятия. Начать борьбу с нытьем необходимо раньше, старайтесь выполнять разумные детские требования, если это возможно.

 

 

 

 

Глава 2. Методы стимулирования поведения учеников. Приемы воспитания трудных подростков. Индивидуальные и групповые формы работы с трудными детьми. Рекомендации родителям по воспитанию трудных подростков. Игры, упражнения, корректирующие воспитание трудных детей.

 

Основными методами стимулирования поведения учеников являются поощрение, наказание, приучение.

Поощрение – это выражение положительной оценки действий воспитанников.  Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрение предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, представление почётных прав, награждение.

Информация о работе Понятие «трудный ребёнок», метод воспитания. Цели, задачи и принципы воспитания трудных детей