Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:20, курсовая работа
Цель исследования - охарактеризовать портфолио как форму аутентичного оценивания образовательных результатов. Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие, педагогические возможности, типологию портфолио.
2. Сравнить традиционное и аутентичное оценивание.
3. Проанализировать особенности оценивания деятельности учащихся с помощью портфолио, специфику использования портфолио в начальной школе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОРТФОЛИО
1.1. Понятие портфолио………………………………………………………5
1.2. Педагогические возможности портфолио………………………….....10
1.3. Типология портфолио ………………………………………………….13
ГЛАВА 2.ПОРТФОЛИО КАК СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
2.1. Анализ традиционного и аутентичного оценивания…………………20
2.2. Особенности оценивания деятельности учащихся…………………...25
2.3. Анализ использования портфолио в начальной школе…………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….36
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………......37
4). Дневник демонстрирует прогресс во времени. Единица времени ведения дневника выбирается изначально (семестр, курс), но просматривается дневник регулярно, проводится отбор и оценивание работ, и обучающийся оставляет в дневнике не все работы, а наиболее значимые с его точки зрения. Время «переоценки» работ устанавливается совместно с учениками.
5). Дневник нацелен на рефлексию, на самооценку.
6). Дневник - это совместная работа учащихся, учителей, родителей.
Дневник любого типа имеет
четыре основных раздела: портрет, коллектор,
рабочие материалы и
Однако сбор и оценивание выбора уже не являются достаточными, рекомендуется сделать проверку своих работ. Прежде чем выполненная работа сдается преподавателю, ее проверяет сам обучающийся, затем его партнер по парной работе. Ошибки обсуждаются и при согласии автора корректируются. Обсуждение контрольной работы становится важным обучающим этапом. При проверке сданной работы педагог подчеркивает, но не исправляет и не квалифицирует ошибки, а на занятии объясняет их. Во время объяснения обучающиеся вносят коррективы в свои работы. Все эти этапы вносятся в Дневник.
В Дневнике достижений единицами
сбора становятся как письменные
работы, так и работа с любым
изучаемым или создаваемым
Наличие проверочного листа качества исполнения деятельности позволяет соединить составляющие знаний и умений. Деятельность обучающихся по оценке качества выполнения задания становится осмысленной, корректируется самооценка обучающихся. По окончании проводится конференция обучающихся с родителями, администрацией, учителями [4, С.258].
Таким образом, портфолио является популярной и востребованной педагогической технологией. Модели портфолио разнообразны, достаточно гибки и функциональны. Они работают на разных этапах образования и в учебных учреждениях различного типа.
ГЛАВА 2. ПОРТФОЛИО КАК СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
2.1. Анализ традиционного и аутентичного оценивания
С. Дж. Пейп, доктор философии (США), М. Чошанов, доктор педагогических наук (Россия) считают портфолио новой формой контроля и оценки достижений учащихся [27; 43].
Более 75 лет понадобилось американским ученым-педагогам и учителям - практикам, чтобы на пороге XXI века сделать простой, давно уже известный их российским коллегам вывод: результаты стандартизированных тестов не отражают реального уровня обученности и дают одностороннюю картину способностей обучаемых. Стандартизированные тесты (с выбором ответа из нескольких предложенных) выхолащивают основную суть процесса обучения, превращая его в обычную лотерею: угадал - не угадал.
Вместо полноценного процесса формирования знаний и умений основная цель обучения в американских школах сводилась к серии тренингов по подготовке к очередному тесту. Тесты не приносили особой пользы ни учащимся, ни учителям. Учащиеся знали лишь итоговый балл, оставаясь в неведении о типах и причинах ошибок, допущенных в тесте. Учителя не получали необходимой информации о том, как учащийся обосновывал ход решения задачи, какие приемы эвристики он при этом использовал, рационально ли он решал задачу, адекватен ли был ход решения задачи полученному результату, осуществлялась ли проверка решения.
С середины 80-х годов в педагогике США начались интенсивные поиски новых альтернативных форм контроля и оценки учебных достижений. Одной из них и стали учебные портфолио.
В наиболее общем понимании
учебное портфолио представляет
собой форму и процесс
Аутентичное оценивание - форма оценки личностных достижений и образовательных результатов. Под личностным достижением понимается результат деятельности учащегося, имеющий положительную динамику и социально-одобряемый характер [4, С.235] .
Признаками достижений выступают:
1). Результативность образовательной деятельности;
2). Динамика относительно эталона или самого себя, имеющая положительный характер;
3). Социально-одобряемый характер достижения, в идеале - общественное признание, тогда достижение подтверждается сертификатом той ли иной общественной организации, учебного сообщества;
4). Эмоциональная удовлетворенность субъекта достижений.
Достижения могут быть классифицированы на основе различных признаков. По характеру результативности достижения делятся на внешние и внутренние. К внешним достижениям относятся: освоение программы учащимся, продукты деятельности, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах. Внутренние достижения: положительная динамика личностного роста учащегося, развитие коммуникативной культуры, приобретение уверенности в себе, развитие «Я - концепции», стремление работать творчески, создавать новое, более высокая культуры личности.
По субъективному признаку
достижения могут быть индивидуальными
и коллективными. Достижения также
различаются по специфике или
по видам деятельности. Если речь идет
об образовательной деятельности, то
правомерно говорить о личностных достижениях
в образовательной
Под образовательными результатами
понимаются личностные достижения школьника
в процессе освоения содержания образования,
выражение степени его
Различают обязательные
и возможные образовательные
результаты: знать и уметь применять
в практике образовательной
Понятие «аутентичное оценивание» во многом равнозначно термину «подлинная оценка», или «оценивание реальных достижений учащихся».
Необходимость разработки аутентичного оценивания связывается сегодня с переходом от парадигмы обучения к парадигме учения, системными изменениями образовательного процесса, которые в свою очередь связаны с системой оценивания старшего школьника. Изменяется философия оценивания, которая связана с переходом: от дискретности к непрерывности, от фрагментарности к системности, от единичности к множественности, от количественной оценки к качественной, от жесткости в оценивании к гибкости, от искусственности к естественности, от оценки к самооценке, от оценки работы к оцениванию личностных достижений [4, С.236].
Новая философия оценки определяет и новые тенденции развития оценочной деятельности учителя, которые уже сегодня прослеживаются в образовательной практике:
1. Увеличение доли и повышение значимости качественных оценок;
2. Ориентация на личностные достижения обучающихся;
3. Обучение учащихся самооценке результатов учебной деятельности;
4. Отказ от формализованной оценки работ творческого характера.
Для учителя важен сравнительный анализ традиционного оценивания, широко распространенного в объяснительно-иллюстративной системе обучения и аутентичного оценивания.
При традиционном оценивании оценка образовательных результатов проводится на основе стандартных критериев, эталонной нормы с целью фиксации соответствия обучающегося этой норме, а при аутентичном оценивании целью является отслеживание индивидуального прогресса учащегося, достигнутого им в процессе получения образования.
В первом случае
оценка образовательных
В первом случае
оценивание выполняет функцию
контроля, оно направлено на выявление
того, то учащийся не знает
и не умеет, что для
При аутентичном оценивании происходит констатация того, что ученик знает и умеет, что создает для ученика ситуацию успеха, и, в конечном счете, это приводит к «эффекту успешности» в учебной деятельности, что является стойким мотивирующим фактором - «Я хочу заниматься той деятельностью, в которой я успешен».
Традиционное оценивание использует балльную шкалу от 1 до 5, которая не позволяет в полной мере провести качественное оценивание. При аутентичном оценивании используется в основном качественная оценка. В первом случае субъектом оценивания выступает педагог, что создает ситуация отчуждения обучающегося от своей работы, а во втором случае субъектом оценивания выступает сам обучающийся, что позволяет ему научится реально оценивать свои личностные достижения и образовательные результаты, что способствует становлению адекватной самооценке [4, С.238].
При аутентичном оценивании учащийся публично представляет образовательные результаты и личностные достижения. Аутентичное оценивание показывает учащимся, что выполняемая ими работа достаточно важна, привлекает внимание других, заслуживает высокой оценки, предоставляет возможность другим членам учебного сообщества (учащимся, преподавателям, родителям) не только оценить их достижения, но и научиться чему-либо из их опыта, принять и разделить цели и достижения и, в конечном итоге, использовать полученные знания и навыки в реальной жизни.
Аутентичное оценивание в большей степени способствует формированию культуры мышления: умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Применение видов аутентичного оценивания в образовательном процессе требует новых педагогических подходов со стороны учителя. Так учитель не только контролирует и оценивает, как при традиционных формах, но и организовывает, консультирует, помогает обучающемуся. В свою очередь меняется и характер образовательной деятельности ученика. Он не только выполняет те или иные задания учителя, но и самостоятельно собирает материал, анализирует, оценивает и представляет свои работы. Следовательно, при аутентичном оценивании по иному распределяются роли, чем при традиционном оценивании, что представлено в Приложении 7.
Таким образом, аутентичное
оценивание направлено на оказание помощи
ученику в развитии его способности
анализировать собственную
2.2. Особенности оценивания деятельности учащихся
Многими авторами конечная цель компоновки учебного портфолио сводится к доказательству прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности.
Основной смысл учебного портфолио - показать все, на что ученик способен. Педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету. В соответствии с разными задачами использования портфолио строится система его оценивания. Одной тенденцией является неформальное оценивание (экспертное), включающее коллективную оценку педагогов, родителей и соучеников. Другой - формализация и стандартизация критериев оценивания, согласованных с общепринятыми учебными показателями, например, такими основными учебными умениями, как решение проблем и коммуникативные умения в Вермонтском математическом портфолио. По пути стандартизации и регламентации ведения и оценивания портфолио пошли разработчики портфолио предметов по выбору для английских школ, Европейского электронного и языкового портфолио.
Чтобы пометить работы, отобранные в оценочный блок школьниками, можно делать специальные отметки на полях, например, маркировать артефакты цветными стикерами, фломастерами, буквой «У» (ученик) или надписями: «Моя самая удачная работа», «Моя любимая статья по данной теме», «Моя любимая задача». Аналогичную процедуру может провести учитель: из рабочего блока в дополнение к необходимым элементам он может отбирать работы, которые считает заслуживающими особого внимания, оригинальными, просто интересными. Выбор учителя должен быть обозначен другим цветом или буквой, например, «П» (преподаватель).