Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:03, реферат
Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Правовое государство - это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим обществом, а главное - создание условий правовой защищенности каждого гражданина России.Ни одно правовое отношение не реализуется на практике, если оно не имеет соответствующей социально-психологической основы в сознании индивидов. Правосознание - один из важнейших факторов, определяющих перспективы политического развития общества, и формирования правового государства и уверенной в защищенности и своих гражданских прав личности.
Введение
1. Теоретические аспекты правового воспитания в Российской Федерации
1.1 Понятие и сущность правового воспитания
1.2 Механизм, формы и методы правового воспитания
2. Особенности формирования правового воспитания молодежи
Заключение
Список использованной литературы
Правовое воспитание
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты
1.1 Понятие и сущность правового воспитания
1.2 Механизм, формы и методы правового воспитания
2. Особенности формирования
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность. Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Правовое государство - это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим обществом, а главное - создание условий правовой защищенности каждого гражданина России.
Ни одно правовое отношение не реализуется
на практике, если оно не имеет соответствующей
социально-психологической
В настоящее время наша страна нуждается
в формировании нового подхода к
правовому воспитания, как одному
из краеугольных камней законности и
правопорядка в обществе. Конец двадцатого
столетия, характеризовавшийся бурными
общественно-политическими
История свидетельствует о том,
что во всех государствах (с разной
степенью осознанности и качества)
осуществляется особая деятельность по
распространению воззрений о
праве и правопорядке, для чего
используются имеющиеся в распоряжении
средства: церковь, литература, искусство,
школа (всех уровней), печать, радио, телевидение,
специальные юридические
В последние годы теория правового
воспитания активно развивалась
отечественной юридической
Различные аспекты, соприкасающиеся с темой исследования, нашли отражение в работах Е.В. Аграновской, П.П. Баранова, А.Б. Венгерова, Н.В. Витрука, В.И. Гоймана, Н.Л. Гранат, В.П. Казимирчука, Д.А. Керимова, Н.М. Кейзерова, Б.А. Кистяковского, В.Н. Кудрявцева, Э.В. Кузнецова, Е.А. Лукашевой, Н.И. Матузова, А.В. Мицкевича, B.C. Нерсесянца, В.В. Оскамытного, М.Ф. Орзих, Т.Н. Радько, А.Р. Ратинова, И.Ф. Рябко, В.П. Сальникова, Л.П. Семитко, Е.Н. Трубецкого, И.Е. Фарбера, Б.Н. Чичерина, В.А. Шегорцова, Л.С. Явича. Разработке основ организации и управления правовым воспитанием посвящены работы таких ученых, как В.В. Головченко, Г.А. Голубева, B.C. Каптарь, С.Н. Кожевникова, А.А. Погорадзе, В.П. Федорина, О.Р. Шапиевой.
Таким образом, проблемы, связанные
с организацией правового воспитания,
являются несомненно актуальными, так
как их теоретическое, правовое и
практическое разрешение позволит поднять
престиж права и воспитать
уважение к закону у граждан; создать
условия для развития гражданской
и правовой активности обществе; организовать
изучение права на всех уровнях воспитательно-
Цель работы: изучение теоретических основ правового воспитания граждан в России; выявить особенности формирования правового сознания молодежи.
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 25 страниц.
1. Теоретические аспекты системы
правового воспитания в
1.1 Понятие и сущность правового воспитания
В российском современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст.1 Конституции РФ.
Формирование правосознания
Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. Правовое воспитание в узком смысле отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.
А.А.Кваша определяет правовое воспитание
через его составные элементы:
«правовое воспитание состоит в
передаче, накоплении и усвоении знаний
принципов и норм права, а также
в формировании соответствующего отношения
к праву и практике его реализации,
умении использовать свои права, соблюдать
запреты и исполнять
К.В.Науменкова в статье «Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков» отмечает: «правовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры».[3]
Под правовым воспитанием в «Теории государства и права» под редакцией Н.И.Матузова и А.В.Малько понимается «целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм».[4]
Есть еще ряд определений правового воспитания, но все они сводятся к необходимости формирования в человеке правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры. Анализируя вышесказанное, подытожим: правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции и т.д.
Правовое воспитание неразрывно связано,
и реализуется через правовое
образование непосредственное получение
знаний. Воспитание не может происходить
без обучения, а обучение, так
или иначе, оказывает воспитательный
эффект. Правовое обучение – это
«способ внешнего выражения и
организации передачи теоретического
правового материала объекту
воспитания». Целью правового обучения
является формирование теоретической
основы правового сознания и правовой
культуры, обеспечения необходимого
уровня систематизации знаний о праве,
развитии правовых интересов, чувств,
правового мышления, формирование научного
правового мировоззрения. С принятием
Концепции модернизации образования
право отнесено к числу приоритетных
дисциплин, обеспечивающих социализацию
учащихся, формирующих основы правовой
компетентности, необходимой для
жизни в современном обществе.
Однако правовое воспитание нельзя сводить
только к правовой информированности.
Это сложный процесс, связанный
с осознанием прав и свобод человека
и гражданина, положений основных
действующих законов. Важно ознакомление
граждан с образцами и
Таким образом, правовое воспитание есть
планомерный, управляемый, организованный,
систематический и
1.2 Механизм, формы и методы правового воспитания
Многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики, через иные, не правовые формы и каналы формирования общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создание и специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.
Система правового воспитания охватывает,
с одной стороны, различные категории
воспитываемых граждан, с другой
— деятельность государственных
органов по осуществлению
В механизме правового воспитания представляется возможным выделить следующую последовательную цепь звеньев:
1) общественное правовое
2) систему норм права;
3) формы и средства правового воспитания;
4) правосознание воспитуемых,
Правовая информация, т.е. определенная
совокупность сведений о праве как
эффективном регуляторе общественных
отношений, является своего рода стержневой
нитью, связывающей в последовательном
порядке все структурные
Взятая в системе, совокупность всех четырех элементов придает правовоспитательному механизму устойчивый, стабильный и в то же время чрезвычайно гибкий и глубоко динамичный характер. При этом первый и четвертый элементы образуют внутреннюю (духовную) часть рассматриваемого механизма, второй и третий — внешнюю, инструментальную часть. Оба звена этой наружной части выполняют относительно самостоятельную роль «передаточного механизма» между общественным и индивидуальным правосознанием.
Общественное правосознание
В реальной правовой действительности идеи, содержащиеся в общественном правосознании, находят свое непосредственное «материальное» воплощение в нормах права, с которыми сталкивается воспитуемый в процессе правового воспитания. Важнейшей составной частью правовоспитательного механизма является вырабатываемая правовой наукой и правопедагогической практикой система форм и средств, используемых в качестве социально обусловленных инструментов процесса правового воспитания.
Правовое воспитание включает в себя следующие составные части:
- субъекты
воспитания (органы, организации, специально
уполномоченные государством
- объекты
воспитания (воспитываемые отдельные
граждане или группы населения)
- совокупность правовоспитательных мероприятий, осуществляемых в определенных формах с использованием специальных правовых средств и методов.
Основные элементы механизма правового воспитания это, прежде всего формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного процесса:[8]
1. Правовая пропаганда - распространение
определенных правовых идей и
ценностей. Необходимость в
2. Правовое обучение - данная форма
довольно распространена, но по
независящим причинам, не всегда
доходит до каждого и в этом
плане более действенна
3. Юридическая практика - как бы
не старалось вести активную
пропаганду, какие бы силы и
средства не выделялись, но если
юридическая практика органов
суда, прокуратуры,
4. Самовоспитание - это самая эффективная
форма воспитания, именно она
опирается на осознанное и
добровольное усвоение