Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:29, дипломная работа
Право и подросток – это проблема социальная и психолого-педагогическая.
Современный период характеризуется высоким уровнем развития науки, техники, культуры – с одной стороны. С другой – нестабильностью в обществе из-за разного рода катаклизм, в т.ч. войны, экологические проблемы, национальные, расовые дискриминации, беженцы, переселенцы, безработица, нищета, голод. И в этом ряду, в особом ряду, стоит проблема прав детства.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты правового и нравственного воспитания учащихся в процессе технологической подготовки.
1.1 Сущность и механизм правового воспитания
1.2 Сущность и механизм нравственного воспитания
1.3 Технологическая культура и трудовое воспитание
Глава 2 Реализация теоретической модели правового и нравственного воспитания учащихся в процессе технологической подготовки
2.1 Проведение первичной диагностики гражданско-правового самосознания учащихся
2.2 Методы правового и нравственного воспитания школьников в процессе трудового обучения
2.3 Анализ результатов диагностики нравственно-правовой позиции учащихся
2.4 Методические приемы обучения учащихся правовой и нравственной культуре на уроках технологии
Заключение
Список литературы
на тему «Правовое и нравственное воспитание учащихся на уроках технологии»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ |
Стр |
Глава 1 Теоретические
аспекты правового и |
|
1.1 Сущность и механизм правового воспитания |
|
1.2 Сущность и
механизм нравственного |
|
1.3 Технологическая культура и трудовое воспитание |
|
Глава 2 Реализация теоретической модели правового и нравственного воспитания учащихся в процессе технологической подготовки |
|
2.1 Проведение первичной диагностики гражданско-правового самосознания учащихся |
|
2.2 Методы правового и нравственного воспитания школьников в процессе трудового обучения |
|
2.3 Анализ результатов диагностики нравственно-правовой позиции учащихся |
|
2.4 Методические приемы обучения учащихся правовой и нравственной культуре на уроках технологии |
|
Заключение |
|
Список литературы |
|
Приложения |
Введение.
Право и подросток – это проблема социальная и психолого-педагогическая.
Современный период характеризуется высоким уровнем развития науки, техники, культуры – с одной стороны. С другой – нестабильностью в обществе из-за разного рода катаклизм, в т.ч. войны, экологические проблемы, национальные, расовые дискриминации, беженцы, переселенцы, безработица, нищета, голод. И в этом ряду, в особом ряду, стоит проблема прав детства. По двум причинам.
Во-первых – это выше
перечисленное имеет самое
Вот почему во всем мире деятельность общественных организаций, начиная с ООН, различных политических, религиозных, благотворительных движений направлена на решение перечисленных проблем.
В мировом обществе и у нас в России есть попытка решить эти проблемы законодательно (основные документы: декларация прав ребенка. Резолюция 1386.00Н от 20 ноября 1959г.; конвенция «О правах ребенка», 44 сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 1989г.; Всемирная декларация об обеспечении выживания и развития детей, Нью-Йорк, 30 сентября 1990г.). Основные права детей и обязанности по отношению к ним оговорены в Конституции РФ, различных Кодексах – гражданском, уголовном, «О семье и браке», «О труде», «Об образовании», «О здравоохранении» и т.д.
Проблема правовой охраны детства рассматривается в двух аспектах:
Основная проблема заключена в том, что чем старше дети, тем больше правовых знаний и вместе с тем больше правонарушений, осознанных и мотивированных. Драматизм проявляется в том, что знания не переходят в поведение. Почему? Правовые знания, получаемые в среднем и старшем звене, как объективный компонент мировоззрения имеют форму описательно-констатирующего суждения личности и не всегда определяют мировоззрение будущих граждан страны. Они должны приобрести для растущего человека субъективный смысл, то есть превратиться в его взгляды и убеждения, стать основой его нравственности.
Исходя из всего вышесказанного мы определили тему исследования: «Правовые и нравственные основы воспитания учащихся при обучении технологии.
Цель работы: изучение возможности правового и нравственного воспитания учащихся при обучении технологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс финансово-экономического лицея №29 г.__________
Предмет исследования: правовое и нравственное воспитания учащихся школы на уроках технологии.
Гипотеза исследования: развитие правовых и нравственных качеств школьников в процессе технологической подготовки будет эффективным, если:
Задачи работы:
Глава 1 Теоретические аспекты правового и нравственного воспитания учащихся в процессе технологической подготовки
Понятие, структура и виды правовой и нравственной культуры
Долгое время культура понималась как совокупность материальных и духовных богатств, ценностей, накопленных человеком в процессе общественно-исторического развития.
В научной литературе отсутствует единый подход к пониманию культуры. Одни ученые дают либо общие, носящие обязательный характер определения, а другие авторы останавливаются на отдельных сторонах культуры. Например Соколов определяет культуру как «совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности, организационных форм, служащих обществу, а так же духовных процессов и состояний человека и видов его деятельности». Другой ученый (Артамонов) под культурой понимает «совокупность форм, в которых находит отражение общественно-историческая практика». Все имеющиеся научно-литературные подходы к пониманию культуры можно подразделить на 3 большие группы: антропологический, социологический, философский.
При антропологическом подходе культура понимается как культура всех благ, созданных человеком. С точки зрения социологического подхода культура трактуется в виде совокупности духовных ценностей. Культура выступает компонентом общественной жизни. При философском подходе к пониманию культуры, она рассматривается как исторически определенный уровень развития общества, а также творческих сил и способностей человека.
Правовая культура – это разновидность общественной культуры. Некоторые авторы полагают, что правовая культура это высокая степень знания, понимания права, а так же способность полного и правильного осуществления правовых норм. Данных подход неверно отражает культуру, это противоречит действительности. Наиболее адекватно природа правовой культуры получила определение в работах В.П. Сальникова. Автор указывает на то, что правовая культура общества представляет собой разновидность общественной культуры, отражающей определенных уровень правосознания, законности, совершенствования законодательства и юридической практики и охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права.
Правовая культура – это совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности воплотивших достижения правовой мысли, техники и правовой практики.
Структура правовой культуры.
В качестве элементов правовой культуры общества выступают компоненты юридической надстройки. В юридической литературе нет единства в определении элементов структуры: выделяют по количеству и качеству. Например: А.П. Семитко полагает, что элементами правовой культуры являются уровневые состояния, то есть степени правового развития таких компонентов правовой жизни общества, как тексты; правовая деятельность; правосознание; носители культуры. По мнению В.И. Каменской и А.Р. Ратинова в состав правовой культуры входят:
Судя по приведенным позициям все авторы с теми или иными оговорками понимают структуру правовой культуры, как совокупность фундаментальных правовых явлений общества, а именно права, правосознания, правовых отношений, правовых учреждений, взятых в определенном уровневом состоянии.
Виды правовой культуры общества.
Правовую культуру, так же как и правосознание, можно подразделить на правовую культуру общества и правовую культуру личности. Правовая культура личности воспроизводит материал и духовную сферу права, ценности, накопленные правовой истории народа, а так же юридическую практику. Уровень правовой культуры общества характеризуется следующими показателями:
Правовая культура личности – это знание, понимание и осознание выполнения требований права в повседневной деятельности человека. Индивидуальная правовая культура, так же как и правовая культура общества, явление внутренне сложное, не однородное. Она характеризуется следующими показателями: правовая образованность человека, знание действующего законодательства; наличие минимальных практических навыков и умения пользоваться этими знаниями в конкретной жизненной ситуации; осознанное соблюдение и исполнение требований юридических норм; правовая активность личности.
В зависимости от уровня, выделяются следующие виды индивидуальных правовых культур:
Обыденная правовая культура останавливается на поверхности правовых явлений. С помощью этого вида нельзя правильно оценить все стороны юридического практики. Специфика обыденной культуры состоит в том, что она не поднималась до уровня теоретических обособлений, использовалась людьми в их повседневной жизни.
Профессиональный уровень правовой культуры складывается у лиц, специально занимающихся правовой деятельностью. При непосредственном соприкосновении с правовыми явлениями у них вырабатывается профессиональный уровень правовой культуры. Этому виду свойственно более высокая степень понимания права, но в соответствии со своей деятельностью.
Доктринальная правовая культура представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений, а не каких-то отдельных проявлений. Этот вид правовой культуры вырабатывается коллективными усилиями ученых юристов, политических деятелей, опытом практических работников, осуществляющих деятельность в сфере правоприменения.
1.1 Сущность и механизм правового воспитания
Понятие правового воспитания
Правосознание и правовая культура людей различных социальных общностей складывается под воздействием различного сочетания факторов. Этот процесс охватывается понятием правовоспитательной деятельности. В юридической науке сложилось 2 подхода к правоприменительной деятельности: правовое воспитание личности и правовое формирование личности.
Правовое воспитание личности – это целенаправленный, организованный, преднамеренный педагогический процесс воздействия на сознание людей с помощью системы специально созданных правовоспитательных форм, средств и методов с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры.
Механизм правового воспитания
Правовое формирование личности – это весь многократный процесс формирования правовой культуры под влиянием различных факторов. Правовое формирование личности и правовое воспитание личности соотносятся как целое и часть. Это значит, что правовое формирование личности включает в себя не только процесс правового воспитания личности, но и другие процессы, которые носят непреднамеренный характер воздействия на сознание личности.
Информация о работе Правовое и нравственное воспитание учащихся на уроках технологии