Предметно-развивающая среда в ДОУ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель:
Объект исследования –игровая деятельность детей раннего возраста
Предмет исследования – сюжетные игры детей раннего возраста
Задачи:
1.Изучить литературу сюжетных игр детей раннего возраста.
2.Определить особенности сюжетных игр детей раннего возраста.

Содержание

1.Введение ................................................................................. 2 - 3
2.Характеристика деятельности детей раннего возраста ….................................................................................................. 4 - 9
3. Особенности игры в группе детей раннего возраста …................................................................................................. 10 - 13
4.Характеристика сюжетных игр для детей раннего возраста……………………………………………………………. 14.
5.Методика обучения детей раннего возраста сюжетным играм……………………………………………………………….. 15 - 16
Заключение……………………………………………………….. 17.
Список литературы……………………………………………….18-19.

Вложенные файлы: 1 файл

курсава печать.docx

— 48.42 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное  учреждение

Педагогический  колледж №16 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 

Предметно-развивающая  среда в ДОУ  на современном этапе 
 
 
 
 

              Выполнила: Абрамова Татьяна Михайловна

              Специальность: 050704 «Дошкольное воспитание»

              Руководитель: Баканова Наталия Евгеньевна 
               
               
               
               
               

Москва, 2011

 

       

Содержание 

1.Введение ................................................................................. 2 - 3

2.Характеристика  деятельности детей раннего возраста  ….................................................................................................. 4 - 9

3. Особенности  игры в группе детей раннего  возраста …................................................................................................. 10 - 13

4.Характеристика сюжетных игр для детей раннего возраста……………………………………………………………. 14.

5.Методика обучения детей раннего возраста сюжетным играм……………………………………………………………….. 15 - 16

Заключение……………………………………………………….. 17.

Список литературы……………………………………………….18-19.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Дошкольное детство  – первая ступень в психическом  развитии ребенка, его подготовка к  участию в жизни общества. По утверждению  отечественных психологов основным видом деятельности, в котором  происходит всестороннее развитие дошкольников, является игра.

Развивающее значение игры многообразно. Она вносит вклад  в познание ребенком окружающего  мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений  со сверстниками, становление самооценки и самосознания.

Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития ( Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.). Согласно позиции ученых, игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Она содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме.

Особый характер носит игра, которую дети создают  сами, воспроизводя в ней то, что  им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетными. Сюжетная игра – игра самостоятельная. В ней  игровой сюжет определяется играющими, нет заданной программы поведения  детей и открытых правил, действия ребенка в воображаемой ситуации выступают на первый план.

Психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин) в своих исследованиях раскрыли стадии развития игровой деятельности, показали значение каждой из них для полноценного развития ребенка.

Данные педагогических исследований (Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Д.Б.Менджерицкая, Е.В. Зворыгина, Н.Я. Михайленко и др.) подчеркивают необходимость специального педагогического воздействия для обеспечения правильного и своевременного развития игры. При этом исследователи указывают на то, что выбор методов педагогического влияния на формирование игровой деятельности должен учитывать возрастные особенности детей, их психическое развитие, способности, умения и индивидуальные качества каждого. Кроме того, авторы исследований отмечают, что умело направлять игру детей могут только те воспитатели, которые овладели теорией и методикой руководства игровой деятельностью.

К сожалению, в  настоящее время анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что игра в организации педагогического  процесса отошла на второй план, уступив  место занятиям. В этой связи не уделяется достаточного внимания руководству  игровой деятельностью дошкольников. .

Специалисты отмечают, что игры детей становятся бессодержательными, игровые действия однообразными, дети не могут адаптировать тот или  иной сюжет к новым обстоятельствам. Причиной того , что игра часто не достигает своих развитых форм у дошкольников, являются некоторые особенности условий жизни детей в настоящее время ( общение со сверстниками в одновозрастной группе, специализированное обучение, исчезновение многодетных семей).

Дошкольными работниками  проводятся разнообразные мероприятия  по организации игровой деятельности детей, но результативность их подчас невелика. Причина этого кроется  в отсутствии изучения состояния  детской игры в дошкольных учреждениях  и отсутствии целенаправленной работы методистом дошкольного учреждения по формированию знаний и умений по организации игровой деятельности дошкольников. При организации методической работы с воспитателями неправильно  расставляются акценты, не рассматриваются те вопросы, которые больше всего вызывают затруднения воспитателей, и, как результат, отсутствует педагогически целесообразное руководство игровой деятельностью дошкольников со стороны воспитателей.

Цель:

Объект исследования –игровая деятельность детей раннего возраста

Предмет исследования – сюжетные игры детей раннего возраста

Задачи:

1.Изучить литературу  сюжетных игр детей  раннего возраста.

2.Определить особенности сюжетных игр детей раннего возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Характеристика деятельности детей раннего возраста

Ранний возраст  – чрезвычайно важный и ответственный  период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления  о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются  наиболее важные и фундаментальные  человеческие способности – познавательная активность,  любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка,  но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Общение и сотрудничество ребёнка со взрослым

В раннем возрасте содержанием  совместной   деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом  человеческих действий с предметами.  Такое сотрудничество  уже  не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов.  Теперь необходимо соучастие  взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и  того  же  дела.  В  ходе  такого  сотрудничества ребёнок одновременно  получает  и  внимание  взрослого,  и его участие в действиях ребёнка и,  главное  -  новые,  адекватные способы действия с предметами.  Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним.

В совместной деятельности  с  ребёнком  взрослый  выполняет сразу несколько функций:

  • во-первых  взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметом, его общественную функцию;
  • во-вторых он организует действия и движения ребёнка,передаёт ему технические приёмы осуществляния действия;
  • в-третьих,  он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.

Ранний возраст  является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами.  К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со взрослым,  ребёнок  в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.  

Предметная  деятельность и её роль в развитии малыша

Новой социальной  ситуации развития соответствует и новый тип ведущей деятельности ребёнка – предметная деятельность.

Предметная деятельность является ведущей потому,  что именно в ней происходит развитие всех сторон  психики и личности ребёнка. Прежде всего нужно подчеркнуть, что в предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребёнка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер – ребёнок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен  только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребёнка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.

Поскольку действия с предметами направлены в основном на такие их свойства как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребёнка.  Цвет в начале раннего детства не имеет особого значения для узнавания предметов. Малыш совершенно одинаково узнаёт окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в самые необычные цвета (например зелёная кошка остаётся кошкой). Он ориентируется прежде всего на форму, на общий контур изображений. Это вовсе не значит, что ребёнок не различает цвета. Однако, цвет ещё не стал признаком, характеризующим предмет и не определяет его узнавание.

Особое значение имеют действия, которые называют соотносящими.  Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов – их форму, величину, твёрдость, местоположение и пр. не пытается расположить их в определённом порядке.  Соотносящие действия требуют учёта величины, формы, местоположения различных предметов.   Характерно, что большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста, (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрёшки) предполагают именно соотносящие действия. Когда ребёнок пытается осуществить такое  действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с их формой или размером. Так, чтобы сложить пирамидку, нужно попадать палочкой в отверстие колечек и учитывать соотношение колец по величине. При сборке матрёшки нужно подбирать половинки одинаковой величины и совершать действия в определённом порядке – сначала собрать самую маленькую, а потом вложить её в большую.

Первоначально малыш может выполнять эти  действия только через практические пробы, потому что он ещё не умеет  зрительно сравнивать величину и  форму предметов.  Например, прикладывая нижнюю половинку матрёшки к верхней, он обнаруживает, что она не подходит и начинает пробовать другую. Иногда он пытается добиться результата силой – втиснуть неподходящие части, но вскоре убеждается в несостоятельности этих попыток и переходит к промериванию и опробованию разных частей, пока не найдёт нужную деталь.

От внешних  ориентировочных действий малыш  переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Эта способность проявляется в том, что ребёнок подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб. Он может, например,  подобрать одинаковые или различные по величине колечки или стаканчики.

Восприятие на всём протяжении раннего возраста тесно  связано с предметными действиями. Ребёнок может достаточно точно  определить форму,  величину или цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия. В других случаях восприятие может оказаться весьма расплывчатым и неточным.

На третьем  году жизни складываются представления о свойствах вещей и эти представления закреплены за конкретными предметами.  Для обогащения представлений ребёнка о свойствах предметов необходимо чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует,  является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития.

Уже к началу раннего возраста у ребёнка есть отдельные действия,  которые можно считать проявлениями мышления. Это те действия, в которых ребёнок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями – например, подтягивает верёвочку, чтобы приблизить к себе игрушку. Но в процессе  усвоения соотносящих действий ребёнок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь между предметами , что в дальнейшем способствует решению практических задач. Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению – важный шаг в развитии мышления.

Сначала установление таких связей происходит путём практических проб.  Он пробует разные способы открывания коробочки, доставания привлекательной игрушки или получения новых впечатлений и в результате своих проб, случайно получает эффект. Например, случайно нажав на соску от бутылочки с водой, он обнаруживает брызжущую струю, или сдвинув крышку коробочки-пенала, открывает её и достаёт спрятанный предмет.  Мышление ребёнка, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий,  называют наглядно-действенным. Именно эта форма мышления характерна для детей раннего возраста. Малыши активно используют наглядно-действенное мышление для обнаружения и открытия самых разнообразных связей вещей и явлений окружающего их предметного мира. Настойчивое воспроизведение одних и тех же  простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание  коробочек,  извлечение звуков из звучащих игрушек, сравнения разных предметов, действия одних предметов на другие и пр.)  дают малышу чрезвычайно важный  чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления.

Информация о работе Предметно-развивающая среда в ДОУ на современном этапе