Предоставление образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Данная тема актуальна для любого этапа осознанного развития человеческого общества и имеет под собой серьёзную культурно-историческую базу, но преломив данную тему на современное капиталистическое общество, мы можем рассмотреть данную деятельность под призмой рыночного предоставления услуги в образовании, а не только, как пласт исторического наследия.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по сервисологии.docx

— 71.65 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Едва ли сегодня кто-нибудь может представить жизнь без  такого социального института, как  образование. Образование и образовательный  процесс пронизывает множество  отраслей и направлений нашей  современной и многогранной жизни, но этот институт также присутствовал во все времена, начиная с перехода от общинно-родового строя и далее по лонам истории, и это говорит нам о том, что при построении организованного и процветающего общества образование просто необходимо, как один из инструментов построения общественной системы. Какова же потребность человека в образовании? Какую роль играет образование в жизни каждого человека в частности и какие возможности предоставляются для удовлетворения данной потребности?                        На эти и многие другие вопросы мы и попробуем ответить в данной работе, как работе направленной на изучение и понимание потребностей человека, а именно потребности человека в образовании от начала развития цивилизованного общества и по сегодняшний этап его прогресса. Для этого будут сформулированы некоторые понятие, с точки зрения которых будет рассматриваться данная работа и которые представлены ниже. 

         Первым делом, раз мы рассматриваем образование в первую очередь, как потребность, нужно внести ясность в вопрос «какая же деятельность призвана удовлетворять наши потребности?», и эта деятельность называется сервисной.                                             Сервисная деятельность – это вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей людей путем оказания индивидуальных услуг.  Сервисной деятельностью занимаются индивидуальные предприниматели и сервисные организации. Результатом их труда является услуга. Услуга представляет собой продукт труда, назначением которого является удовлетворение конкретных потребностей людей. Говоря об образовательной услуге, следует заметить, что внушительную часть рынка данных услуг занимают государственные учреждения, так как образование фундамент социального устройства любого общества, поэтому государство достаточно жёстко регулирует данный вид деятельности и социальную политику в данном направлении.                                Поскольку мы рассматриваем деятельность по оказании услуг, нам необходимо оперировать данным понятием. Услуга – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя по удовлетворению потребности человека. Услуга – это деятельность по удовлетворению нужд и потребностей людей. И целью сервисной деятельности  является удовлетворение потребностей населения в услугах. А что же такое потребности?                                               Потребности — осмысленное состояние индивида, которое создается испытываемой им нуждой, необходимостью в том, без чего трудно обойтись.

Но было бы несправедливо  оставить без внимания и сам термин «образование», так как объектом изучения данной работы является потребность  в образовании,  мы должны понимать чего же именно не хватает человеку для полноценного функционирования, как общественной единицы, если он так стремиться удовлетворить данную потребность. И мы возьмём на вооружение несколько определений данного явления, которые нам наиболее подойдут при рассмотрении данного вопроса с точки зрения человека и его потребностей.

Образование - это процесс  получения знаний за счет централизованного  обучения группы людей в течение  определенного периода времени.

Образование — это целенаправленная познавательная деятельность людей  по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.

Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в  интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных  государством образовательных уровней.

Данная тема актуальна для любого этапа осознанного развития человеческого общества  и имеет под собой серьёзную культурно-историческую базу, но преломив данную тему на современное капиталистическое общество, мы можем рассмотреть данную деятельность под призмой рыночного предоставления услуги в образовании, а не только, как пласт исторического наследия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История образования.

 

Школы и высшие учебные  заведения, как мировые образовательно-воспитательные системы, прошли многовековой путь исторического  развития. С одной стороны, они  оказывали значительное влияние  на накопление, сохранение и прогресс культуры и общества в целом и, с другой стороны, на себе ощущали  многообразие кардинальных перемен, происходивших  в социуме, науке и культуре всех стран и народов. Здесь можно  привести высказывание Цицерона, точно  подметившего связь между историей и образованием, обучением: «История – это свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины». Начальный период развития школы, высших учебных заведений и других образовательных институтов восходит к эпохе великих цивилизаций.

 

    1. История развития начального и среднего образования.

 

Каковы же истоки возникновения  и развития современных школ в  мировой образовательной практике?                                                                                                                     Возникновение школы пришлось на эпоху перехода от общинно-родового строя к социально дифференцированному обществу. Несмотря на то что древние цивилизации, как правило, существовали обособленно друг от друга, они руководствовались принципиально общими основами в сфере образования человека. По данным этнографии, дописьменный (рисунчатый) период завершился примерно к 3-му тысячелетию до н.э. и наметилось появление клинописной и иероглифической письменности как способов передачи информации.        

Именно возникновение  и развитие письменности выступило  важнейшим фактором генезиса школы. Поскольку письмо становилось технически более сложным способом передачи информации, постольку оно требовало  специального обучения.                                                                                                                                Первые учебные заведения, обучавшие грамоте, получили различные названия.               Например, «домами табличек» назывались школы грамоты в древней Месопотамии, а в период расцвета Вавилонского государства они переросли в «дома знаний».         

 В Древнем Египте школы возникли как семейный институт, а в дальнейшем они стали появляться при храмах, дворцах царей и вельмож.                                                                           В древней Индии появились сначала семейные школы и лесные школы (вокруг гуру-отшельника собирались его верные ученики; обучение проходило на свежем воздухе). В буддийскую эпоху возникли школы вед, обучение в которых носило светский и кастовый характер. В период возрождения индуизма в Индии (II – VI века) при храмах организуются два типа школ – начальная (толь) и учебное заведение более высокого уровня (аграхар).                                                                                    В Китае первые школы появились в 3-м тысячелетии до н.э. и назывались «сян» и «сюй».         

  В Римской империи оформились тривиальные школы, содержание образования которых представлял тривиум – грамматика, риторика, диалектика, и грамматические школы – учебные заведения более высокой ступени, где обучали четырём предметам – арифметике, геометрии, астрономии, музыке, или квадривиуму. Тривиум и квадривиум составляли программу семи свободных искусств. В VI веке появились риторические школы, которые главным образом готовили ораторов и юристов для Римской империи.                                                                    Уже в начале I века христианская церковь стала организовывать собственные школы катехуменов. Впоследствии на их основе были созданы школы катехизиса, в дальнейшем трансформировавшиеся в кафедральные и епископальные школы.               В эпоху становления трёхступенчатой системы образования в Византии появились грамматические школы (церковные и светские, частные и государственные). Грамматические школы содержательно обогащали программу семи свободных искусств.

В исламском мире сложились  два уровня образования. Начальный  уровень давали религиозные школы  при мечетях, открываемые для  детей ремесленников, торговцев, состоятельных  крестьян (китаб). Второй уровень образования  получали в просветительских кружках  при мечетях (фикхах и каламах). Здесь изучали шариат (мусульманское право) и теологию, а также арабскую философию, риторику, логику, математику, астрономию, медицину. Кроме того, существовали четыре типа школ начального и повышенного образования: школы Корана, персидские школы, школы персидского языка и Корана, арабские школы для взрослых.       

В период средневековья (XIII – XIV век) из системы ученичества в Европе зародились цеховые и гильдейские школы, а также школы счёта для детей торговцев и ремесленников, в которых обучение велось на родном языке. В это же время появились городские школы для мальчиков и девочек, где преподавание велось как на родном, так и на латинском языках, и обучение имело прикладной характер (кроме латыни изучали арифметику, элементы делопроизводства, географию, технику, естественные науки). В процессе дифференциации городских школ выделились латинские школы, которые давали образование повышенного типа и служили как бы связующим звеном между начальным и высшим образованием. Например, во Франции такие школы получили название коллегий. С середины XX века коллегии организовывались при университетах. С течением времени они переросли в современные колледжи или общеобразовательные учебные учреждения. 

 Развитие западноевропейской школы в период с XV до первой трети XVII века тесно связано с переходом феодального общества к индустриальному. Данный переход оказал определённое влияние на формирование школ трёх основных типов, соответственно ориентированных на элементарное, общее повышенное и высшее образование.

В католических и протестантских странах росло число городских  школ начального обучения, учреждавшихся  властями и религиозными общинами. Например, малые школы во Франции, угловые школы в Германии. Однако римско-католическая церковь отставала  от протестантской в процессе организации  элементарного обучения. Поэтому  во всех католических приходах открывались  воскресные школы для низших слоёв  населения и начальные учебные  заведения для знати. А также  создавались благочестивые школы  для бедных. На протяжении XV – XVII веков место учителя-священника в начальной школе постепенно занимает профессиональный педагог, получивший специальное образование и подготовку. В связи с этим изменятся социальное положение учителя. Раньше он жил на подношения от общины и прихожан. С конца XVI века труд учителя оплачивался общиной. Одновременно наметились улучшения в организации образовательного процесса: в классах появляются учебники и школьные доски.          

 В период с XVII по XVIII век в связи с возросшим влиянием светского образования основной формой обучения стала школа классического типа. В первую очередь классическая школа ориентировалась на изучение древних языков и литературы:

  • В Германии – городская (латинская) школа (в дальнейшем – реальное училище) и гимназия;
  • В Англии – грамматическая и публичная (пансионаты для детей элиты общества) школа;
  • Во Франции – колледж и лицей;
  • В США – грамматическая школа и академия.

 

В процессе развития школьного  образования каждый тип обогащался и совершенствовался в педагогическом плане, а также приобретал национальные черты и особенности.

В XIX веке в Западной Европе и США были заложены законодательные основы новой школы. Таким образом класс промышленной буржуазии, доминирующий в обществе, стремился упрочить свои позиции в перспективе будущего. В ведущих промышленных странах осуществлялось становление национальной системы школьного образования и расширение участия государства в педагогическом процессе (его управлении, во взаимоотношениях частной и общественной школы, в решении вопроса об отделении школы от церкви). В результаты создавались государственные бюро, советы, департаменты, комитеты, министерства образования. Все учебные заведения подлежали государственному контролю. В течение XIX столетия осуществилась дифференциация на школы классического образца и современные.

В России действуют две  системы школ – государственная (бесплатная) и частная школы. К  концу XX века сложилась следующая школьная система:

  • Начальное образование, начинающееся с 6 или 7 лет (4 или 3-летнее обучение на выбор родителей);
  • Базовая средняя школа (5 – 9 классы)
  • Полная средняя школа (10 – 11 классы).

 

В качестве основных образовательных  систем в России функционируют массовые общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, школы-лаборатории, школы-интернаты (для одарённых детей или детей  с отклонениями в развитии).

Далее естественным образом  мы перейдём к рассмотрению развития высшего образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. История развития высшего образования.

 

В Древней Греции был создан один из первых прообразов высшего  учебного заведения. В IV веке до н.э. Платон организовал в роще близ Афин, посвящённой Академу, философскую школу, которая получила название Академии.                                                                                                                             Академия существовала более тысячи лет и была закрыта в 529 г. Аристотель создал при храме Аполлона Ликейского в Афинах другое учебное заведение – Ликей. В Ликее особое внимание уделялось изучению философии, физики, математики и другим наукам о природе. В исторической перспективе – это предшественник современного лицея.       

Информация о работе Предоставление образовательных услуг