Привиее интереса к занятиям физкультуры и сторта у детей младшего школьного возроста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 19:26, реферат

Краткое описание

Для ребенка начало обучения в школе является критическим периодом, когда он из "играющего" превращается в "сидящего", это ведет за собой снижение двигательной активности у младших школьников в среднем на 50 % по сравнению с дошкольниками. Повышенная напряженность дня вызывает у них неадекватные реакции, нередко у учащихся наблюдается явление утомления, а иногда и переутомления. Организованные формы физического воспитания, предусмотренные школьной программой, составляет в среднем 32 % общей суточной двигательной потребности ребенка, а бытовые спонтанные движения 18 - 20 %. Это все вместе не может удовлетворить потребности в движении ребенка. Существует оптимизм объема двигательной активности для каждого возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Основная часть:
Роль и значение физического воспитания в жизни школьников…4
Урок как основная форма физического воспитания……………....5
Понятие «Интерес» и его краткая характеристика………………..7
Практические рекомендации. ………………………………………8
Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом……………………………………………………….8
Способы повышения интереса школьников к спорту и физической культуре……………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы………………………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

защита реферата Наташа..docx

— 38.02 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….2

Основная часть:

  1. Роль и значение физического воспитания в жизни школьников…4
  2. Урок как основная форма физического воспитания……………....5
  1. Понятие «Интерес» и его краткая характеристика………………..7

  1. Практические рекомендации. ………………………………………8

  1. Формирование устойчивого интереса к занятиям   физической культурой и спортом……………………………………………………….8
  1. Способы повышения интереса школьников к спорту и физической культуре……………………………………………………..14

Заключение………………………………………………………………………17

Список литературы………………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Физическое воспитание учащихся является одной из важнейших частей учебно-воспитательной работы школы. Задача состоит в том, чтобы школьники занимались физическими упражнениями не только в школе, но и дома. Необходимо, чтобы эти занятия вошли в быт детей и стали привычными для них.

Специалисты - врачи, физиологи, педагоги выражают серьезную озабоченность  состоянием подрастающего поколения. Исследования свидетельствуют о  том, что современные дети в большинстве  своем испытывают двигательные дефекты, то есть количество движений производимых ими, ниже возрастной нормы.

Жизнь требует перестройки  всей работы по физическому воспитанию. Это овладение двигательными  упражнениями, умениями и навыками, получение новых знаний о своем  теле и его возможностях, уверенность  в том, что каждое занятие приносит пользу организму, формирует стройную осанку, приносит положительные эмоции. Будет школьник на занятиях получать положительные эмоции - будет с  радостью заниматься физической культурой.

Для ребенка начало обучения в школе является критическим  периодом, когда он из "играющего" превращается в "сидящего", это  ведет за собой снижение двигательной активности у младших школьников в среднем на 50 % по сравнению с  дошкольниками. Повышенная напряженность  дня вызывает у них неадекватные реакции, нередко у учащихся наблюдается  явление утомления, а иногда и  переутомления. Организованные формы физического воспитания, предусмотренные школьной программой, составляет в среднем 32 % общей суточной двигательной потребности ребенка, а бытовые спонтанные движения 18 - 20 %. Это все вместе не может удовлетворить потребности в движении ребенка. Существует оптимизм объема двигательной активности для каждого возраста. При двигательной активности в границах ниже оптимизма наблюдается задержка роста и развития, а также снижением рабочих и адаптационных возможностей организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль и значение физического воспитания в жизни школьников

В детском возрасте должен быть особо  выделен период прихода ребенка  в школу. В этот период происходит адаптация к новым условиям существования, неодинаково переносимыми детьми.

Не все дети 7-летнего, а особенно 6-летнего возраста физически и  психически готовы к школьному режиму обучения.

Современные шестилетки отличаются недостаточной  подготовкой, низким уровнем работоспособности, низкой устойчивостью внимания, повышенной чувствительностью к ограничению  двигательной активности и низкой сопротивляемостью  к инфекционным заболеваниям.

Обеспечение высокой активности движения - одна из главных проблем успешного  обучения шестилетних школьников, которая  решается путем разумного сочетания  учебной деятельности детей с  повышенной двигательной активностью  в течение всего пребывания в  школе.

Ежедневные занятия физическими  упражнениями в середине учебного дня (после 2 - 3 уроков), кроме того, проведение гимнастики: до уроков, 1 - 3 физ. минутки  во время каждого урока, уроков физической культуры, гигиенической гимнастики после каждого дневного сна, подвижных  игр и спортивных развлечений  в конце продленного дня удовлетворяют  потребность шестилетних детей  в движении, укрепляют их здоровье, положительно сказываются на умственной работоспособности. Самое же физическое воспитание охватывает более широкую  область педагогического воспитания учащихся. Наряду с осуществлением физического воспитания, занятие  спортом и физической культурой  призваны возбуждать у детей потребность  и интерес к этому предмету в школе, способствовать глубокому  осмыслению психофизических основ  физического развития и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному  и эстетическому развитию. В этом смысле физическое воспитание выступает как многообразный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек, здорового образа жизни.

Формирование у учащихся физической культуры и решение основных задач физического воспитания требует  использования разнообразных средств  и методов физического развития учащихся. К средствам физического  воспитания относятся: а) естественные силы природы - солнце, воздух и вода; б) режим питания, труда и отдыха; в) утренняя гимнастика; г) уроки физкультуры; д) разнообразные формы внеклассной  спортивно-массовой работы - гимнастика, спортивные и подвижные игры, туризм.

Наконец, физическое воспитание включает в себя развитие у учащихся физических способностей и стремление к занятиям различными видами физкультуры  и спорта.

  1. Урок как основная форма физического воспитания

Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным  учебным планом во всех классах общеобразовательной  и профессиональной школы. Содержание предмета регламентируется государственной  программой, а практическая реализация осуществляется на уроках физической культуры. Таким образом, посещение  уроков является обязательным для всех учащихся школы.

На уроках физической культуры учитель  создает условия для решения  всех задач физического воспитания, направляет самостоятельную работу ученика. Уроки в значительной мере определяют содержание других форм физического воспитания. Все эти обстоятельства делают урок основной формой физического воспитания.

Характерными чертами урока, отличающими  его от других форм организации физического  воспитания, являются следующие:

1. Ясно выраженная дидактическая  направленность решением образовательных  задач.

2. Руководящая роль учителя,  направленная на преподавание  предмета и воспитание учащихся.

3. Строгая регламентация деятельности  учащихся и дозирование нагрузки.

4. Постоянный состав занимающихся  и их возрастная однородность.

Уроку присуще все перечисленные  черты, что создает благоприятные  возможности для достижения цели обучения в школе - подготовки всех учащихся к самостоятельной трудовой жизни, формирования у них потребности  и умений регулярно заниматься физическими  упражнениями, укрепления здоровья и  поддержания высокого уровня физической подготовленности в течение всей жизни. Это требует такого построения учебного процесса, при котором ученик под руководством педагога овладевали бы системой знаний и способами деятельности, воспитывались и развивались. 

Учитель физкультуры постоянно  следит за поведением учащихся, за отношениями  их к самим себе, к товарищам. В  процессе уроков физической культуры и внеклассных занятий спортом  учитель всемерно воздействует:

  • формированию у школьников волевых качеств - решительности, смелости, настойчивости, самообладания;
  • формированию нравственных убеждений, приучению к твердому знанию правил поведения, ответственности за свои действия перед коллективом;
  • воспитание у детей правдивости, приветливости, скромности, содержательности и других положительных черт характера.
  1. Понятие «Интерес» и его краткая характеристика

Мы рассматриваем интерес  как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной  сферы (в качестве другого общего проявления состояния мотивационной  сферы могут выступать отношения  личности). Таким образом, мы не располагаем  интерес и мотивационную направленность, а различаем их, считая мотивационную  сферу основной, источником, а интерес - следствием и проявлением процессов, происходящих в ней. Этот шаг в  теоретическом понимании интереса позволяет нам более точно  и прицельно исследовать процесс  его формирования - не только через  содержание учебного материала, активизацию  учебной деятельности, но и через  развитие мотивационной сферы и  ее составляющих: мотивы, цели, эмоции. Исследование того, к5ак изменение в  мотивационной сфере приводят к  возрастанию или угасанию интереса, поможет сформулировать и более  конкретные рекомендации для воспитания интереса к занятиям.

Следует также подчеркнуть, что воспитание устойчивого интереса является сложным процессом, зависящим  от различных факторов, определяющих его, и требует направленного  использования самых разнообразных  организационных форм работы.

Изучение отношения школьников к занятиям физическими упражнениями приобретает особую значимость, так  как именно данный возраст является наиболее благоприятным для воспитания потребности к физическому совершенствованию.

4. Практические рекомендации

1. Для повышения уровня интереса  у детей к занятиям физической  культурой и спортом необходимо  разработать комплексную программу  по физическому воспитанию детей  младшего школьного возраста, привлекая  для ее разработки специалистов  в области медицины, ученых и  практиков физкультурно-спортивных  движений.

2. С целью повышения эффективности  работы по выработке у учащихся  к занятиям физической культуры  и спорта необходимо добиться  активного участия в этом процессе, как учителей, так и родителей.

3. Ввести в практику работы  школ проведение семинаров по  изучению методики разучивания  и использования физических упражнений  с учащимися начальных классов  во внеурочное и урочное время.

4. Обучать методике проведения  физических упражнений нужно  и учителей, чтобы они привлекали  детей к занятиям спортом.

        5. Формирование устойчивого интереса к занятиям   физической культурой и спортом

     Мотивация  к систематическим занятиям физической  культурой и спортом у учащихся  является очень важной и необходимой  сферой деятельности тренера-преподавателя.

 

Мотивацию, интерес к занятиям физическими упражнениями у детей  следует различать на внутреннюю и внешнюю. Внешняя мотивация, если она даже очень сильная, формируется  лишь  в результате внутренней мотивации, которая возникает лишь тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям школьника, когда они являются для него оптимальными ( не слишком  трудными и не слишком легкими) и когда ребенок понимает субъективную ответственность  за их реализацию. Успешная реализация мотивов и целей вызывает у ребенка вдохновение успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес.

Внутренняя мотивация  возникает также тогда, когда  учащийся испытывает удовлетворение от самого процесса и условий  занятий, от характера взаимоотношений с  тренером-преподавателем, членами коллектива.

 

   Удовлетворение интереса  не приводит к его исчезновению, а, наоборот интерес может укрепляться,  развиваться, становиться более  глубоким и разносторонним. Интерес,  таким образом, является постоянным  катализатором (усилителем) энергии  человека: он либо облегчает выполнение  физических упражнений, либо стимулирует  волевое усилие, помогает проявлять  терпение, упорство, настойчивость,  способствует целеустремленности.

 

  Для поддержания активного  интереса к физической культуре  спорту необходимо систематически  давать учащемуся соответствующую  информацию как при обучении  движению, так и при его совершенствовании.  Эта информация должна обязательно  раскрывать важность того или  иного упражнения для выполняющего  его. Например, начиная обучение  опорному прыжку, мы объясняем,  что прыжок через коня или  многократные прыжки укрепляют силу мышц, развивают координацию движений, вырабатывают координацию движений.

 

На занятиях физической культурой  и спортом необходимо, чтобы учащийся брал ответственность за результаты занятий на себя и объяснял свои неудачи не отсутствием у него определенных способностей, а недостаточностью собственных усилий. Только в этом случае успешно формируется внутренняя мотивация и интерес к занятиям. Но, безусловно, ребенку надо подбирать  индивидуальные, доступные ему и  то же время прогрессирующие показатели и, конечно же, посильные упражнения, задания, требования и.т.д., то есть оптимальные  режимы мотивации.

Информация о работе Привиее интереса к занятиям физкультуры и сторта у детей младшего школьного возроста