Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:09, реферат
В современных социокультурных условиях все больше распространяется другой подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования "всесторонне развитой личности" приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает. Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.
Реферат на тему:
«Приемы профессионального
Выполнила
студентка 2 курса
группы НО-21
Казначеева Анастасия
Магадан, 2013
Введение
В современных социокультурных
условиях все больше распространяется
другой подход, утверждающий, что сущностью
любого образования выступает
Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.
Чтобы оставаться профессионалом,
требуется непрерывный процесс
самообразования. Для этого нужно
выделить время, усилия, деньги. Все
это окупается сторицей. Можно
сказать, что только это и окупается
по-настоящему. Самый ценный капитал
– внутренний, а не внешний. Если
человек умеет действовать
Профессиональное
Ведущим компонентом профессионального
самосовершенствования и
Если процесс образования: осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком, необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.
Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Педагог, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению педагогического коллектива. Перекликаясь с «учителем русских учителей» - К.Д. Ушинским утверждавшим, что учитель живет до тех пор, пока учится, один из выдающихся ученых современности, академик Д.С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются».
Сама жизнь
обозначила проблему
Но в
реальной практической
Подобная непосредственность
профессионального бытия рано
или поздно приходит в
Желание
и опыт самосовершенствования
составляет необходимую
а) адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности;
б) постоянное повышение профессиональной компетентности;
в) непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.
Формы организации самообразования
Способность к самообразованию
не формируется у педагога одновременно
с получением диплома педагогического
вуза, а развивается в процессе
работы с источниками информации,
анализа и самоанализа
"выживание" (первый
год работы, который отмечен личными
профессиональными
"адаптация" (от 2 до 5 лет
работы, характеризуется особым
вниманием учителя к своей
профессиональной деятельности)
"зрелость" (от 6 до 8 лет
работы, характеризуется стремлением
переосмыслить свой опыт и
желанием самостоятельного
Различают следующие формы организации самообразования:
1. Курсовая подготовка
в институтах повышения
2. Получение второго высшего
образования или второй
Главные достоинства такой формы самообразования: возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор; система "ученый-учитель", при которой обучение ведут ученые-специалисты. Недостатки:
нехватка у педагогов свободного времени; дороговизна обучения.
3. Дистанционные курсы
повышения квалификации, конференции,
семинары, олимпиады и конкурсы.
Главные достоинства такой
4. Индивидуальная работа
по самообразованию может
научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы; участие в педагогических советах, научно-методических объединениях; посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов. Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.
5. Сетевые педагогические
сообщества – новая форма
Диагностика и планирование процесса самообразования
Однако,
несмотря на такой широкий
спектр форм организации
Каждый
педагог, учитывая внутренние
и внешние мотивы, запросы, предъявляемые
современным обществом,
Технология организации
самообразования педагогов
1‑й этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов. На этом этапе могут помочь анкеты "Оценка уровня готовности педагога к развитию" – для выявления способности учителя к саморазвитию и факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию учителей в школе, а также примерное планирование этапов работы над темой самообразования.
2‑й этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
3‑й этап – обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
Информация о работе Приемы профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагога