Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 08:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена потребностью человека, общества и страны в здоровьесберегающем образовании. Одной из важнейших задач реформирования системы образования становится в данный момент сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, ликвидирующих перегрузки и сохраняющих здоровье подростков.
Целью курсовой работы является исследование особенностей организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Понятие и определение здоровьесберегающей технологии в образовании. 5
1.1. Концепция здоровьесберегающих технологий 5
1.2. Принципы применения здоровьесберегающих технологий в образовании 9
1.3. Особенности использования здоровьесберегающих средств на уроках 14
Глава 2.Методические разработки занятий с применением здоровьесберегающих технологий. 18
2.1. Организация учебного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий 18
2.2. Рекомендации по совершенствованию проведенных уроков 23
Заключение 28
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая!!!!.docx

— 69.52 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение

3

Глава 1.Понятие и определение здоровьесберегающей технологии в образовании.

5

1.1.

Концепция здоровьесберегающих  технологий

5

1.2.

Принципы применения здоровьесберегающих технологий в образовании

9

1.3.

Особенности использования  здоровьесберегающих средств на уроках

14

Глава 2.Методические разработки занятий с применением здоровьесберегающих технологий.

18

2.1.

Организация учебного процесса с использованием здоровьесберегающих  технологий

18

2.2.

Рекомендации по совершенствованию  проведенных уроков

23

Заключение

28

Список используемой литературы

31

Приложения

35


 

 

Введение

На сегодняшний день  существуют противоречия между необходимостью организации учебного процесса с  внедрением здоровьесберегающих технологий и отсутствием в практике целенаправленной работы по их внедрению и реализации. Но катастрофическое состояние здоровья школьников требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов школ. Поэтому понимая значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья учеников необходимо целенаправленно работать над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ища новые современные методы и приемы, адекватные возрасту школьников. Выявленные противоречия  позволили обозначить  проблему исследования, которая заключается в применении здоровьесберегающих технологий на уроках экономики.

Актуальность темы обусловлена  потребностью человека, общества и  страны в здоровьесберегающем образовании. Одной из важнейших задач реформирования системы образования становится в данный момент сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, ликвидирующих перегрузки и сохраняющих здоровье подростков. Основным документом, регламентирующим организацию здоровьесберегающего образовательного процесса, является приказ Министерства образования РФ от 15.05.2000 года №-1418 «Об утверждении Примерного положения о центре содействия укрепления здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений», в котором были сформулированы цели и задачи центра, намечены направления его деятельности.

Известно, что здоровье - один из важных компонентов человечного  благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий удачного социального и финансового развития любой страны.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые исполняются в процессе взаимодействия ребенка и преподавателя, ребенка и опекунов, ребенка и врача.

Особенности применения здоровьесберегающих  технологий в образовательном процессе являются предметом исследования многих авторов, таких как Н.К. Смирнова, В.Д. Сонькина, О.В. Петрова, В.В. Серикова и другие.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

- уточнены понятия «педагогическая технология», «здоровьесберегающие технологии», «личностный подход»;

- раскрыты основные принципы  здоровьесберегающего обучения;

- проведена в ходе исследования систематизация средств здоровьесбережения, имеющих место в системе развития среднего образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в исследовании здоровьесберегающие технологии осуществления  образовательного процесса в школе  могут быть широко использованы в  целях здоровьесбережения обучающихся, а также в качестве основы для  проектирования авторских технологий, направленных на совершенствование различных аспектов подготовки школьников.

Целью курсовой работы является  исследование особенностей организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики.

Объект исследования - процесс  здоровьесберегающего обучения.

Предмет исследования - применение здоровьесберегающих технологий на занятиях  по экономике.

При написании данной работы перед автором ставились задачи:

  • Изучить теоретические аспекты применения  здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
  • Разработать занятия с применением здоровьесберегающих технологий;
  • Рассмотреть направления дальнейшего совершенствования применения здоровьесберегающих технологий на занятиях по экономике.

Методическими материалами, использованными при написании  курсовой работы, являются: анализ литературы связанной с темой работы, статьи научных исследователей в данной области и все статистические данные по этой теме.

Методы исследования: анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция, наблюдение, конкретизация.

 

Глава 1. Понятие  и определение здоровьесберегающей  технологии в образовании.

    1. Концепция здоровьесберегающих технологий

В настоящее время в  педагогический лексикон прочно вошло  понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. По мнению выдающегося профессора, доктора педагогических наук Б.Т. Лихачева, педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса [8, c.15].

Доктор педагогических наук, профессор,  действительный член РАО В.П. Беспалько считал, что педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса [8, c.17].

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения, так считал выдающийся профессор, доктор психологических наук, заслуженный деятель науки России И.П. Волков [6, c.8].

По мнению доктора педагогических наук М. Чошанова, технология обучения - составная процессуальная часть дидактической системы [6, c.9].

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях  модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и  проведению учебного процесса с безусловным  обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя, так считал выдающийся профессор Академии творческой педагогики В.М. Монахов [9, c.21].

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего  процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО) [9, c.20].

Таким образом, педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников), но учить необходимо так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов. Поэтому проектирование здоровьесберегающей образовательной среды необходимо рассматривать в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся (Приложение 1).

Здоровьесберегающие технологии, по определению регалии Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [14, c. 46].

По мнению выдающегося профессора, старшего научного сотрудника института физиологии человека и животных В.Д. Сонькина, здоровьесберегающая технология - это:

  1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  2. рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);
  3. соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;
  4. необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией Петров А.И. понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.)[21, c.29].

Я согласна с различными точками зрения авторов и считаю, что здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Под здоровьесберегающими технологиями  будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на его здоровье.

Здоровьесбережение не может  по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением  главной цели [6, c. 13]. Она  позволяет в комплексе реализовать образовательную, воспитательную, развивающую и оздоровительную направленности учебно-воспитательного процесса (Приложение 2).

Концепция здоровьесберегающей  образовательной технологии представляет собой систему взглядов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей  идеей и целью. Она указывает  способ построения системы здоровьесохраняющих  условий и средств обучения и  воспитания на основе целостного понимания  их сущности, психолого-физиологических  процессов, сопряженных с обучением  и воспитанием детей и учащихся. Логически грамотно выстроенная  концепция здоровьесберегающей образовательной технологии необходима для того, чтобы ознакомление с ней способствовало пробуждению концептуального педагогического мышления, которое отличается от рационально-прагматического (ремесленнического, исполнительского) тем, что основано на глубинном понимании смысла заложенных идей; проникновением в существо принципов реализации цели. Здоровьесберегающая концепция призвана перевести деятельность в системе образования в режим творческого производства собственных замыслов и опыта отдельного учителя и коллектива учебного заведения в целом. Она обеспечит понимание необходимости технологического подхода к образованию как реально гуманно-нравственной деятельности.

Методологическую основу концепции составляют философские  положения о единстве телесного, интеллектуального и духовного  в структуре личности, теории и  практики, сущности и явления, формы  и содержания, о природе деятельности [27, c.68].

Методологическими ориентирами  выступают системный, культурологический и личностно - деятельностный подходы. Теоретическим фундаментом являются теории личности, деятельности и общения; теории и технологии обучения и воспитания; теории физической культуры и здорового образа жизни личности, технологии их формирования; теории управления. Общие принципы определяют следующее содержание данной технологии.

1. Интеграция всех сил,  органическое единство всех структурных подразделений учебного заведения с целью обучения и воспитания учащихся в условиях, обеспечивающих им физическое, психическое и духовно-нравственное здоровье.

2. гуманизация, усиление  внимания к личности каждого  учащегося как высшей социальной  ценности общества, установка на  формирование гражданина с высокими  интеллектуальными, моральными и  физическими ценностями;

3. дифференциация и индивидуализация  обучения и воспитания, создание  условий для полного проявления  и развития способностей каждого  учащегося;

4. демократизация, создание  предпосылок для развития активности, инициативы и творчества обучения  учащихся и учителей, заинтересованное  взаимодействие администрации и  общественности в становлении  и функционировании здоровьесберегающих  образовательных технологий;

5. научность, обеспечивающая  научную организацию учебно-трудовой  деятельности субъектов образовательного процесса; внедрение современных педагогических технологий здравостроения и сбережения здоровья учащихся;

7. антропологичность, целостность  человека, его психосоматического, социокультурного, духовного и физического  единства; взаимосвязи и взаимовлияния  социальной среды и личности  в направлении развиваю щей  культурно-созидательной деятельности (Приложение 3).

Исходя из слагаемых здоровьесберегающей  технологии и их характеристик, можно  сказать, что данная система представляет собой совокупность организационно-функциональных и психолого-педагогических установок, определяющих многовариантный набор  и компоновку действий, форм, методов, приемов, операций, процедур, образовательно-воспитательных средств, обеспечивающих практико-ориентированное  погружение учащихся в специально созданную  среду. То есть, система организованных форм и технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат (уровень здоровья и творческое использование ценностей культуры здорового образа жизни).

Информация о работе Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по экономике