Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:46, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении применения словесных методов обучения на уроках по предмету профессионального цикла в УНПО.
Объектом исследования является образовательный процесс в системе УНПО.
Предметом исследования является использование словесных методов на уроках по предмету профессионального цикла в УНПО.
Представленная цель исследования была раскрыта путем поэтапного решения следующих задач: 1. Дать характеристику ключевым понятиям исследования. 2. Охарактеризовать особенности методов производственного обучения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
Глава 1. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ………4
1.1 Характеристика ключевых понятий исследования
1.2 Особенности методов профессионального обучения
Глава 2.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СЛОВЕСНЫХ МЕТОДОВ
ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ…….…………………………………………….10
2.1 Основные типы уроков и их особенности ………………………
2.2 Использование словесных методов на уроках изобразительного искусства в УНПО ……………………………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...13
Во-первых, занятия по профессиональному обучению имеют большую продолжительность. Это объясняется тем, что центральное место на них отводится практической работе учащихся. При такой организации занятий обучаемые успевают решить поставленные задачи.
Во-вторых, занятия по производственному обучению требуют специальной их подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы учащихся. Это — непременное условие вне зависимости от темы занятия, так как применяемые инструменты и оборудование могут стать источником травматизма из-за неумелости их использования обучаемыми.
В-третьих, само построение занятий по профессиональному обучению, предполагая значительную долю самостоятельности со стороны учащихся, требует от мастера усиления контроля над всеми аспектами ситуации в группе: от предупреждения типичных ошибок в действиях учащихся до предотвращения возможной травмы.
Имеются и другие особенности, характерные только для занятий по профессиональному обучению, в частности — по организационным формам.
Вместе с тем к каждому
занятию предъявляются
правильный подбор учебного материала, его доступность для обучаемых;
целесообразный выбор методов обучения, рациональная структура занятия производственного обучения.
Основной целью профессиональной подготовки по специальности, тесно связанной с целями воспитания, является обеспечение всем учащимся, с учетом возможностей каждого, их максимального развития. Именно задачам обеспечения готовности личности к проявлению высокого профессионального мастерства в сфере рабочих специальностей, социальной и профессиональной мобильности должна быть подчинена вся деятельность на занятиях по профессиональному обучению.
Понятно, что на разных занятиях решаются различные задачи: на одном сообщаются новые знания и формируются умения и навыки, на другом развиваются способности к техническому творческому мышлению и т.п. Но какая бы ни решалась задача, мастеру при построении учебного процесса необходимо учитывать, что по отношению к труду можно судить о трудовом воспитании. Мы уже говорили о профессионально значимых качествах и их значении для будущей жизни. Поэтому учебная и воспитательная составляющие занятий по производственному обучению рассматриваются в органическом единстве.
Говоря о соответствии учебного материала учебной программе, следует обязательно подчеркнуть, что оно полностью зависит от качества планирования преподавателем своей деятельности.
Говоря о правильном выборе учебного материала, мы имели в виду, прежде всего, его посильность для учащихся. Преподаватель помимо интереса, который будущая работа непременно должна вызывать у обучаемых, должен учитывать еще ряд факторов: это цель, которую он планировал достичь на данном конкретном уроке, и уровень предшествующих знаний и умений, и, наконец, развитие учащихся. Правильный подбор стимулирует интерес к делу, формирует у учащихся уверенность в своих силах и знаниях.
Об особенности
В зависимости от дидактических целей учебные занятия по теоретическому обучению делятся на следующие основные типы:
урок приобретения учащимися новых знаний (основное место занимает изучение нового материала);
урок формирования умений и навыков (главный этап и основная часть учебного времени — самостоятельная работа учащихся);
урок применения знаний на практике (чаще всего на занятиях по технологическому проектированию, расчетам, моделированию и конструированию);
урок повторения, систематизации и обобщения знаний (в центре урока — повторение материала, направленное на формирование системы знаний, что требует от педагога особенно тщательной подготовки);
комбинированный урок (при его проведении решаются разнообразные дидактические задачи, что делает этот тип урока одним из ведущих в трудовом обучении);
совмещенный (так называемый бинарный) урок, — педагогическая сущность которого заключается в совмещении изучения взаимосвязи материала специального предмета (специальной технологии) и производственного обучения; такой урок проводится совместно мастером и преподавателем специальной технологии. Естественно, у каждого типа урока имеются различия по построению, вместе с тем любое теоретическое занятие, как правило, включает:
1) организационно-
2) теоретическую часть;
3) практическую часть;
4) организационно-заключительную часть.
Чтобы молодые педагоги не воспринимали урок как нечто застывшее, не подлежащее изменению, сделаем оговорку.
Структуру урока должны определять не факторы формального характера, а цели, содержание изучаемого материала, дидактические задачи, а также используемые методы и средства обучения. Конечно, только опыт и знание конкретной обучаемой группы(класса) поможет молодому педагогу сделать правильный выбор и правильно распределить время на каждом этапе урока. Следует также иметь в виду то обстоятельство, что иногда ход реального урока подвергается коррекции в процессе ведения. Например, оказалось, что не усвоен материал прошлого занятия, и — вместо того чтобы идти дальше по плану — приходится возвращаться к обобщению пройденного, разъяснению озвученных ранее понятий. От преподавателя требуется усиление контроля над всеми аспектами ситуации в группе: от предупреждения типичных ошибок в действиях учащихся до предотвращения возможной травмы.
Или, наоборот, новый материал,
тесно связанный и
Процесс обучения слишком сложен, чтобы можно было связывать его лишь со структурой. Вот почему не следует относиться к ней как к чему-то закостеневшему. Только преподаватель производит выбор и реализацию принятой структуры урока, принимает решения по варьированию всех его звеньев и продолжительности этапов.
Классификацию уроков профессионального обучения можно представить по следующим типам:
вводный урок — занятие ознакомительно-информационного характера, связанное, как правило, с первоначальным знакомством содержания будущей профессии, правилами поведения в мастерских или на предприятии, спецификой предстоящих работ и т.п. (проводится обычно в начале учебного периода);
урок по изучению трудовых приемов и операций — занятие по формированию у учащихся первоначальных профессиональных умений;
урок по выполнению комплексных работ — занятия, на которых при выполнении простых или сложных работ комплексного характера формируются, закрепляются и совершенствуются умения, характерные для профессии;
урок по проверке знаний, навыков и умений учащихся —контрольно-проверочный.
Необходимо сделать оговорку следующего характера. В педагогической и методической литературе встречаются и другие определения: объяснительный урок, учетно-повторительный, обобщающе-повторительный и т.д.
Возможное разнообразие занятий по профессиональному обучению характеризует приведенный ниже целый арсенал видов уроков:
урок-конкурс
урок-зачет;
урок-практикум (самостоятельная работа учащихся);
урок — праздник первой детали;
урок с участием новаторов производства;
урок изобретательства и рационализации;
урок-аукцион ученических изделий;
урок-отчет;
урок «деловая игра» и т.д.
Не ставя целью их подробную характеристику (многое ясно уже из названий), хотелось бы обратить внимание будущих педагогов на то обстоятельство, что даже это простое перечисление показывает, как далеко можно уходить от шаблона в организации производственного обучения [1].
2.2 Использование словесных
методов на уроках
Успех воспитания и обучения рисованию во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до учеников определенное содержание урока, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности[8].
Наряду с различными наглядными методами обучения изобразительной деятельности используются словесные методы и приемы.
Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблему и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании учащихся яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. На уроках изобразительного искусства метод рассказа употребляется преподавателем в основном для сообщения новой информации (интересные сведения из жизни знаменитых художников), новых требований. Рассказ должен соответствовать следующим дидактическим требованиям: быть убедительным, лаконичным, эмоциональным, доступным. В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания, логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного [9].
На уроках изобразительного искусства рассказ часто переходит в беседу. Одним из ведущих словесных методов обучения является беседа. Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа».
Беседа на занятиях по изобразительному искусству – это организованный педагогом разговор, во время которого учитель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у учащихся представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке. Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование активности обучаемых. Именно поэтому беседа нашла широкое распространение как метод развивающего обучения изобразительной деятельности. Беседа на уроках по изобразительному искусству – это организованный педагогом разговор, во время которого преподаватель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у учащихся представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания.
Беседа используется обычно в первой части занятия, когда стоит задача формирования изобразительного представления, и в конце занятия, когда важно помочь увидеть свои работы, почувствовать их выразительность и достоинства, понять слабости. Методика беседы зависит от содержания, вида занятия, конкретных дидактических задач [7].
Широкое распространение в преподавании изобразительного искусства и художественного труда имеет эвристическая беседа (от слова «эврика» - нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, приводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.
В целом, метод беседы имеет следующие преимущества, активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.
На уроках изобразительного искусства и художественного труда метод объяснения может использоваться во вводной части урока для знакомства с исполнением различных швов, совместно с демонстрацией изделия, при знакомстве с различными приемами работы кистью и т.д.
В процессе объяснения преподаватель знакомит учащихся со свойствами материалов и назначением инструментов, с рациональными трудовыми действиями, приемами и операциями, новыми техническими терминами; с приемами работы кисточкой и последовательностью рисования, построения предметов.
Требования к методу объяснения. Использование метода объяснения требует точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использования сравнения, сопоставления и аналогии; привлечение ярких примеров; безукоризненной логики изложения.
Дискуссия, как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников, или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Он имеет и большую воспитательную ценность: учит глубже видеть и понимать проблему, отстаивать свою жизненную позицию, считаться с мнением других. К методам стимулирования и мотивации учения относятся создание ситуации познавательного спора. Спор вызывает повышенный интерес к теме. Некоторые преподаватели умело используют этот метод активизации учения. Они, во-первых, используют исторические факты борьбы различных научных точек зрения по той или иной проблеме. Включение учеников в ситуации научных споров не только углубляют их знания по соответствующим вопросам, но и невольно приковывает их внимание к теме, а на этой основе вызывает новый прилив интереса к учению.
Учебные дискуссии педагога создают и в момент изучения обычных учебных вопросов на любом уроке. Для этого специально предлагается ученикам высказать свои мнения о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения [9].
Изучив научные труды по теме исследования, мы пришли к выводу, что использование словесных методов обучения на занятиях по изобразительному искусству, является неотъемлемой частью образовательного процесса в УНПО.