Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:41, реферат
Существует два комплекса причин, обусловливающих возникновение у детей
отклонений в развитии — врожденные и приобретенные.
Врожденные аномалии являются следствием различных вредных влияний на
зародыш и развивающийся плод во внутриутробном периоде — интоксикации, травм,
нарушений питания и т.п. Они также связаны с состоянием здоровья и образом
жизни беременной женщины. Так токсоплазмоз — инфекционное заболевание,
распространяемое домашними животными и птицами, перейдя на плод от больной
матери, может явиться причиной врожденной умственной отсталости ребенка,
поражения у него органов зрения и др.
1. Причины возникновения отклонений в развитии у детей
2. Где воспитываются и обучаются дети с отклонениями в развитии
3. Жизненные перспективы детей с отклонениями в развитии
4. Умственно отсталые дети
· Причины поражения коры головного мозга
· Дети–олигофрены
· Деменция
· Дебилы, имбецилы, идиоты
5. Принципы обучения детей с отклонениями развития
ПЛАН:
1. Причины возникновения отклонений в развитии у детей
2. Где воспитываются
и обучаются дети с
3. Жизненные перспективы
детей с отклонениями в
4. Умственно отсталые дети
· Причины поражения коры головного мозга
· Дети–олигофрены
· Деменция
· Дебилы, имбецилы, идиоты
5. Принципы обучения детей с отклонениями развития
Причины возникновения отклонений в развитии у детей
Существует два комплекса
отклонений в развитии — врожденные и приобретенные.
Врожденные аномалии являются следствием различных вредных влияний на
зародыш и развивающийся плод во внутриутробном периоде — интоксикации, травм,
нарушений питания и т.п. Они также связаны с состоянием здоровья и образом
жизни беременной женщины. Так токсоплазмоз — инфекционное заболевание,
распространяемое домашними
матери, может явиться причиной врожденной умственной отсталости ребенка,
поражения у него органов зрения и др.
Гормональные нарушения, заболевания печени и почек, алкоголизм матери,
употребление ею во время беременности медикаментов (антибиотики,
сульфаниламидные препараты и др.) — все это отрицательно влияет на развитие
плода.
Внутриутробное развитие нарушается также при резусной несовместимости крови
матери и плода и
Нередко врожденные детские аномалии
возникают как результат
генетических (наследственных) факторов. Нарушения в строении и числе
хромосом, вызванные аномалиями хромосомных наборов родителей, являются
причиной некоторых грубо
которых относится болезнь Дауна. Однако неполноценность генеративных клеток
родителей может быть обусловлена не только наследственностью, но и внешними
влияниями. Например, действие на организм матери ядерного облучения или
экологические нарушения в месте ее проживания часто приводят к различным
уродствам ребенка и к его j умственной отсталости.
Алкоголизм матери вызывает изменения в центральной нервной системе плода, в
его костной системе и внутренних органах, приводит к различным порокам.
Наблюдается так называемый «алкогольный синдром» плода, характеризующийся
задержкой роста плода и, соответственно, ребенка, микроцефалией (уменьшением
размеров головы), мышечной слабостью, нарушением психомоторного развития в
сочетании с проявлением повышенной возбудимости и двигательной
расторможенности. Эти нарушения могут усиливаться за счет снижения слуха.
Внутриутробная незрелость, соматическая
ослабленность детей с
синдромом плода ведут к более частым и тяжелым заболеваниям в первые месяцы
жизни.
Еще одним фактором, вредно влияющим на развитие плода, является курение
матери во время беременности. Никотин отрицательно воздействует на маточно-
плацентарное кровообращение, что приводит к кислородному голоданию мозга. У
курящих матерей часто рождаются недоношенные, маловесные, ослабленные дети.
В настоящее время остро встает вопрос о влиянии на ребенка различных
наркотических и других одурманивающих средств, употребляемых матерью во время
беременности. Установлено, что многие новорожденные, чьи матери являются
наркоманами, уже в утробе превращаются в наркоманов. При рождении они
страдают муками абстинентного синдрома, выражающегося в пронзительном,
непрекращающемся плаче, нарушении сосательного рефлекса, уменьшении массы
тела. Эти физические терзания растягиваются порой на долгие месяцы и
отрицательно сказываются на здоровье младенца и на его психофизическом
развитии.
Приобретенные детские аномалии возникают как следствие различных вредных
влияний на организм ребенка при его рождении и в последующие периоды развития.
Опасными бывают механические повреждения плода (природовые травмы), остановка
дыхания у рождающегося ребенка (природовая асфиксия).
В первые годы жизни ребенка аномалии его развития могут быть вызваны
некоторыми инфекционными
грипп и др.). Меньшее значение в этот период имеют травмы и интоксикации.
Не проходят бесследно для ребенка
и резко неблагоприятные
его жизни. Они обусловливают раннюю детскую депривацию, затормаживающую и
физическое, и интеллектуальное, и личностное развитие.
Где
воспитываются и обучаются
В настоящее время в нашей стране для воспитания и обучения различных
категорий детей с отклонениями в развитии функционируют разнообразные
учреждения государственного и частного характера. Это специальные детские
сады и специальные группы при обычных детских садах, специальные школы и
школы-интернаты, а также специальные классы, создаваемые при школах общего
назначения. Некоторые дети, главным образом те, у кого отклонения в развитии
выражены не резко, посещают обычные детские сады и учатся в школах общего
назначения. Многие родители таких детей систематически консультируются у
дефектологов или опытных
дополнительных занятий с
Часть детей, особенно из числа тех, что имеют грубые отклонения в развитии,
воспитываются и обучаются в домашних условиях. Нередко с ними не проводится
никакой коррекционной работы. Хотя встречаются и такие случаи, когда родители
делают все возможное для того, чтобы способствовать развитию ребенка.
Некоторое количество таких детей
находится в интернатных
Министерства социальной помощи.
Детские сады для детей с отклонениями в развитии, как правило, оснащены, хоть
и не всегда полностью, специальным оборудованием, приспособленным для
проведения коррекционно-
слухом предусмотрены слуховые кабинеты и слуховые аппараты. Специальная
мебель, разнообразные тренажеры, плавательные бассейны используются в детских
садах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.п. К
сожалению, это оборудование часто бывает не современным. Педагоги и
воспитатели далеко не всегда имеют дефектологическое образование, но, как
правило, являются хорошими
практиками. Однако специальных детских садов совершенно недостаточно для
того, чтобы в них были приняты все нуждающиеся в этом дети. К тому же такие
детские сады расположены лишь в крупных населенных пунктах.
Поскольку многие родители не хотят отдавать своих детей дошкольного возраста
в учреждения, находящиеся на далеком расстоянии от их места жительства, в
некоторых детских садах организуются специальные группы для тех или других
категорий детей с отклонениями в развитии. Специального оборудования,
необходимого для работы в этих группах фактически не предусмотрено. Так же
дело обстоит с приглашением дефектологов. Однако заведующие детскими садами и
опытные педагоги-практики прилагают большие усилия к тому, чтобы организовать
возможно более продуктивную коррекционно-воспитательную работу и добиваются
несомненных успехов.
Значительная часть детей со слабо выраженными отклонениями в развитии — дети
с задержкой психического развития, с легкой степенью умственной отсталости,
слабовидящие, слабослышащие, с нерезкими речевыми нарушениями и негрубыми
недостатками опорно-
Если эти дети не имеют грубых отклонений в поведении, то они обычно остаются
там до того времени, когда приходит пора поступать в школу. Конечно, никакой
целенаправленной коррекционно-
Педагоги обычных детских
собой подобной задачи. Фактически это самая обделенная группа детей с
отклонениями в развитии, поскольку именно они, своевременно получив
специальную помощь, могли бы значительно продвинуться в плане коррекции
своего дефекта.
Тем не менее следует сказать, что нахождение ребенка с отклонениями в
развитии в специальной группе детского сада или просто в обычном детском саду
имеет для него положительное значение.
Оно обусловлено его
коллективе сверстников, широкими возможностями общения с ними, что важно для
социальной адаптации и
таким образом детей готовят к поступлению в специальную школу или школу
общего назначения. Лишь небольшая часть детей (преимущественно с глубокой
умственной отсталостью) после пребывания в детском саду попадает в
интернатные учреждения Министерства социальной защиты или возвращается в
семью.
Для всех категорий детей с отклонениями в развитии в России "имеются
специальные школы и школы-интернаты, а также специальные классы, организуемые
при школах общего назначения. В них работают учителя и воспитатели, часть из
которых имеет дефектологическое образование. В специальных школах и школах-
интернатах предусмотрено
массажу, лечебной физкультуре, слуховой работе, логопедов, которые проводят
там свои занятия. Имеются наборы специального оборудования, необходимого для
коррекции у детей слуха, зрения, моторики, наборы речевых игр и др.
В учебные программы введены
занятия, имеющие большое коррекционно-
значение. Это ритмика, лечебная физкультура,
домоводство и социально-
ориентировка и др.
В специальных школах и школах-интернатах большое внимание уделяется трудовому
обучению и воспитанию учащихся. Мы имеем в виду формирование навыков
самообслуживания и социально-
включенные в программу
сельском хозяйстве, осуществляемую на старших годах обучения. Кроме того,
учащиеся старших классов
расположенных от школы, выполняя посильные виды работ. При некоторых школах
организуются производственные цеха, в которых работают выпускники. Эта
инициатива обусловлена
представляется временным
В специальных школах учителя и воспитатели много работают над воспитанием у
учащихся положительного отношения к труду, необходимого для работы
коллективе. Это очень важное направление педагогической работы, имеющее
большую коррекционно-воспитательную ценность. Ведь успешность социальной
адаптации ученика зависит не только от наличия у него трудовых знаний, умений
и навыков, но и от желания трудиться, от уважения к окружающим работающим
людям. В зависимости от своих возможностей, состояния здоровья, места
жительства выпускники специальных школ включаются в окружающую их социальную
среду.
При специальных школах организуются классы для детей со сложными дефектами.
Например, с нарушениями зрения и мыслительной деятельности или со снижением
слуха и умственной отсталостью и т.п. Такие классы есть не в каждой школе.
Они создаются по мере необходимости. Обучение в них осуществляется по особым
программам, поскольку сложный дефект резко снижает познавательные возможности
ребенка. В России есть одна школа для слепоглухих детей. Она находится в г.
Сергиевом Посаде Московской области (бывший Загорск).
Все дети с отклонениями в развитии, кроме умственно отсталых и страдающих
сложными дефектами (исключая слепоглухих) получают цензовое образование. Они
учатся в замедленном темпе, по специальным методикам, но усваивают объем
знаний, соответствующий программе начальных или средних классов школ общего
назначения. Это дает возможность наиболее способным, стремящимся к знаниям
подросткам после окончания специальной школы поступать на различные курсы, в
ПТУ, в средние и высшие учебные заведения и продолжать свое образование.
В специальных классах, организуемых при школах общего назначения, с учениками
проводится коррекционно-
мероприятия, такие важные занятия, как логопедические, слуховые, обучение
чтению рельефных рисунков, трудовая подготовка, домоводство, социально-
бытовая ориентировка и др. имеют место далеко не всегда. Это связано с
отсутствием и соответствующей материальной базы и недостатком специалистов.
Тем не менее специальные классы являются определенным выходом из сложной
ситуации. Они дают возможность воспитывать и обучать ребенка с отклонениями в
развитии в относительно благоприятных для него социальных условиях.
Часть детей с отклонениями в развитии в соответствии с желанием родителей
Информация о работе Принципы обучения детей с отклонениями развития