Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность приобщения дошкольников к истокам национальной культуры.
В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования:
1. Изучить теорию и практику приобщения дошкольников к истокам национальной культуры.
2. Рассмотреть национальную культуру, как область воспитательных воздействий в ДОУ.
3.Изучить состояние работы в дошкольном образовательном учреждении по приобщению детей к истокам национальной культуры.
4. Анализировать полученные результаты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Изучение проблемы приобщения детей к истокам национальной культуры
1.2 Национальная культура, как область воспитательных воздействий в ДОУ
1.3 Условия эффективного приобщения детей к истокам национальной культуры
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Организация исследования
2.2 Интерпретации результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры.docx

— 107.60 Кб (Скачать файл)

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1 Изучение проблемы приобщения  детей к истокам национальной  культуры

1.2 Национальная культура, как область воспитательных воздействий в ДОУ

1.3 Условия  эффективного приобщения детей к истокам национальной культуры

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1 Организация исследования

2.2 Интерпретации результатов  исследования

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования связана с кардинальным изменением общественно-экономического уклада жизни и национально государственного устройства страны. В составе обновленной Российской Федерации образовались суверенные республики, за которыми Федеративным Договором признано право, самостоятельно определять свою социально-экономическую политику, в том числе в области развития образования и культуры.

Современное общество характеризуется  ростом самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования  национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение  культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в  воспитании подрастающего поколения.

В настоящее время назрела  необходимость обогащения содержания образования и воспитания и обучения детей педагогическими идеями, накопленными народом в ходе многовековой истории  развития.

Культурное наследие народа содержит педагогические ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую  педагогическую мысль.

Изучение этого опыта  и использование достижений современной  педагогической науки может значительно  обогатить содержание воспитания и  обучения детей.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры».

Таким образом, актуальность исследования обусловлена сложившимися противоречиями между важностью приобщения дошкольников к истокам национальной культуры, однако в практике дошкольных образовательных учреждений используется бессистемно, не произведен отбор эффективных средств национальной культуры. Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как сделать процесс приобщения дошкольников к истокам национальной культуры наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества.

Объект  исследования - этнопедагогический аспект дошкольного образования.

Предмет исследования - приобщение дошкольников к истокам национальной культуры.

Цель  исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность приобщения дошкольников к истокам национальной культуры.

Гипотеза  исследования: приобщение дошкольников к истокам национальной культуры в ДОУ будет эффективным, при условии систематической работы с детьми.

В соответствии с целью  и гипотезой нами определены задачи исследования:

1. Изучить теорию и  практику приобщения дошкольников  к истокам национальной культуры.

2. Рассмотреть национальную  культуру, как область воспитательных  воздействий в ДОУ.

3.Изучить состояние работы  в дошкольном образовательном  учреждении по приобщению детей  к истокам национальной культуры.

4. Анализировать полученные  результаты.

Методологической  основой нашего исследования послужили работы в дошкольной педагогике затрагивающую проблему ознакомления детей с национальной культурой, через ознакомление с родным краем, народным творчеством (К.Д. Ушинский, М.И. Богомолова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, В.А. Сухомлинский, А.П. Усова, Р.И. Жуковская). Изучению татарского фольклора посвятили свои работы Р.Ф. Ягафаров, К. Насыри, А.Г. Яхин, Р.М. Мухаметзянов, И. Надиров, Н. Исанбет. Изучению русского фольклора посвятили свои работы В.П. Аникин, В.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, В.И. Даль, О.И. Капица, Т.В. Зуева.

Методы  исследования:

1) теоретические (анализ  литературы по проблеме приобщения  дошкольников к истокам национальной  культуры, на основе изучения  психологической и методической  литературы; изучение и анализ  документации ДОУ; оснащение методического  кабинета; предметно развивающей  среды ДОУ).

2) эмпирические (анкетирование, беседа, опрос, количественный анализ данных, педагогический эксперимент, статическая обработка данных).

Методики  исследования:

1. «Методика выбора», разработанная  И.Б. Рябцевой.

2. «Метод индивидуальной  беседы», разработанная И.Б. Рябцевой

3. «Метод творческих заданий», разработанная И.Б. Рябцевой.

База исследования: МБДОУ  «Детский сад комбинированного вида № 30 «Снегурочка» г. Альметьевска».

Выборка: дети старшего дошкольного возраста в количестве 40 человек (в экспериментальной и контрольной группе по 20 детей), 40 родителей и 20 педагогов.

Теоретическая значимость: выявлены условия эффективного приобщения детей к истокам национальной культуры.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы воспитателями в процессе приобщения дошкольников к истокам национальной культуры.

Курсовая работа состоит  из введения, 2 глав, 5 параграфов, заключения, списка использованной литературы и  приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1 Изучение проблемы приобщения детей к истокам национальной культуры

Культура - развивающий процесс, в котором постоянно происходят изменения, развитие новых качеств, присвоение личностью ценного. С  развитием общества культура изменяется, наследуя прогрессивные традиции прошлого. Культуру обычно принято рассматривать  в двух основных формах - материальной и духовной.

Под национальной культурой  принято понимать культуру определенного  народа, основанную на традициях, обрядах, фольклоре, декоративно прикладного  искусстве, литературе, танцах, присущих только этому народу, нации. Национальная культура - это отражение души нации, его национального характера, самосознания. Национальная культура может преобладать  на каком - либо территории, но не являться единственной [1.С.58].

Не случайно во многих странах  народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям  отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры [26.С.51].

К.Д. Ушинский писал, чтобы  дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились  с произведениями устного народного  творчества. В последние годы возросло внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе  образования к духовному богатству  культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов  к национальному возрождению. Нет  ни одного народа, который бы не стремился  к сохранению своего национального  своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Основой любой национальной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры - все это очень  эффективно для воспитания трудолюбия, гуманности, справедливости, нравственные основы каждого человека, каждой гармонически развитой личности.

Дошкольный возраст - период активной социализации ребенка, вхождения  в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность является основополагающим условием для  развития творческой инициативной личности [13.С.29].

Современный педагог вряд ли выполнит свою задачу без опоры  на народную педагогику, без воспитания уважения у подрастающего поколения  к традициям, языку, культуре своего народа.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит и в сохранении ее в наших детях.

Воспитание на национальных духовных традициях и ориентирует  педагогов на возрождение национального  самосознания личности, воспитание личности, способной стать представителем и носителем родной национальной культуры и ее продолжателем.

Приобщение к народному  творчеству приведет нашу педагогику к значительным успехам в деле нравственно-патриотического, духовного  и эстетического воспитания детей, поможет привить им интерес и  любовь к играм танцам, фольклору [2.С.87] .

Задача педагогов - постоянно  повышать уровень педагогической культуры родителей, их авторитета в семье, с  учетом национально региональных особенностей, а также совершенствования средства, методы и приемы воздействия родителей  на развитие личности ребенка. В исследованиях  психологов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Божович, и др.) уделяется много  внимания зависимости формирования психических свойств личности от семейного окружения. Они доказали, что под воздействием социальных условий, в том числе и семейных, ребенок обладает формами общественно  поведения, культурой [19].

Частью культурного национального  наследия являются народные игрушки. У  каждого народа игрушки имеют  свои характерные особенности, которые  зависят от национально-психологических  черт и культуры народа. Вековой  опыт народной педагогики показывает, что игрушки, становились первыми  средствами воспитания.

Одним из основных компонентом, составляющих культуру любого народа, является праздник. Недаром народные праздники называют кладезем национальной культуры, хранящим сокровища многовековой давности.

Особой силой воспитательного  воздействия в системе народной педагогики обладают традиции и обычаи. Многие обычаи и традиции способствовали нравственному воспитанию. Декоративно - прикладное искусство также национально  по своей природе, оно рождается  из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближенно  к его производственной деятельности и его быту. Декоративно - прикладное искусство обладает большими воспитательными  возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический идеал, позволяет приобщать детей  к культуре народов.

В 60- е годы XIX в России интенсивно развивается педагогическая мысль. Идеи К.Д. Ушинского распространяются и на сферу изучения детского народного  творчества, на определение его места  в общей системе подрастающего  поколения. Наибольшую известность  в то время получили статьи и книги  А.Н. Афанасьева - выдающегося исследователя  и систематизатора фольклора. В  начале 20-х годов XX века среди многочисленных сборников и исследований того времени  и более позднего выделяются труды  Г.С. Виноградова, О.Е. Капицы, К.И. Чуковского [25].

Фольклор любого народа необычно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров (колыбельные песни, потешки, прибаутки, скороговорки, считалки, дразнилки, пословицы и поговорки, загадки).

Таким образом, простота, лаконичность, эмоциональность насыщенность, выразительность  художественного образа, отраженного  в устном, песенном народном творчестве, декоративно - прикладном искусстве, играх, праздниках, делает национальную культуру привлекательной, понятной для детей  дошкольного возраста.

1.2 Национальная культура, как область воспитательных воздействий в ДОУ

В условиях духовного  возрождения общества, роста его  национального самосознания закономерен  интерес к освоению культурного  пространства как корневой системе, питающей современное общество, способствующей духовному оздоровлению всего народа. Не случайно так остро встал вопрос необходимости гуманизации образовательного процесса, его открытости культуре, дающей верные духовно-ценностные ориентации, способствующей максимальному раскрытию  творческого потенциала человека.

Программа дошкольных учреждений направлена на всестороннее физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно - эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения изучения родного языка [26].

Фольклор - это традиционное художественное творчество народа[1].

Фольклор создан для жизни. Еще К.Г. Юнг научно обосновал  теорию коллективного бессознательного: « вы думаете, вы сами воспитываете своих детей? Их воспитывает целые  поколения бабашек и дедушек, стоящих за их спиной». Народный опыт, традиции формировались веками, и поэтому каждое слово в фольклоре наполнено глубинным смыслом [18С.49]. Фольклор (Folk - Lоrе) - это особая исторически сложившаяся область народной культуры. Слово англоязычного происхождения, обычно переводится как «народная мудрость»: Fо1к - означает «народ», Lоrе - «знание, мудрость» [11].

Каждый жанр фольклора  по - своему способствует сохранению душевного  и физического здоровья ребенка, развитию его личности, установлению её многообразных отношений в  сообществе взрослых и детей. Таким  образом, именно ориентация фольклора  на общие закономерности возрастного  развития детей, чёткое функциональное назначение каждого жанра обуславливают  глубокое типологическое сходство разных его национальных форм. При этом каждая из них обладает самобытными  особенностями, незаменимым источником сохранения и наследия народного  менталитета.

Духовная жизнь ребёнка  полноценна лишь тогда, когда он живёт  в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок; - говорил В.А. Сухомлинский [23.С.56].

Информация о работе Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры