Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:06, курсовая работа
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность приобщения дошкольников к истокам национальной культуры.
В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования:
1. Изучить теорию и практику приобщения дошкольников к истокам национальной культуры.
2. Рассмотреть национальную культуру, как область воспитательных воздействий в ДОУ.
3.Изучить состояние работы в дошкольном образовательном учреждении по приобщению детей к истокам национальной культуры.
4. Анализировать полученные результаты.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Изучение проблемы приобщения детей к истокам национальной культуры
1.2 Национальная культура, как область воспитательных воздействий в ДОУ
1.3 Условия эффективного приобщения детей к истокам национальной культуры
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Организация исследования
2.2 Интерпретации результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Совершенствуя средства воспитания, народная мудрость сформировала в своем арсенале так называемые малые формы фольклора: пословицы, поговорки, загадки и другие. Изучением своеобразия произведений малых форм фольклорных форм занимались многие лингвисты, исследователи народной словесности (В.П. Аникин, Ф.И. Буслаев, В.И. Даль, О.И. Капица, А.А. Потебня, М.А. Рыбникова, В.И. Чичеров и другие) [5].
Пословица - это краткое изречение, имеющее поучительный смысл. Пословицы и поговорки - один из основных и наиболее популярных видов творчества каждого народа. К.Д. Ушинский справедливо отметил, что пословицы имеют большое значение при первоначальном обучении родному языку, во-первых, из-за своей формы, во-вторых, из-за своего содержания. По утверждению Г. Волковой «пословицы - не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. В ней народная оценка жизни, наблюдения народного ума [24].
Народами Поволжья создано бесчисленное количество глубоко содержательных, правдивых, остроумных и художественно ярких пословиц. В пословицах ярко выражен духовный облик народа, его нравы, его мораль. В них восхваляется трудолюбие, храбрость, отвага, честность, скромность, уважение к старшим и многие другие положительные свойства человеческого характера.
Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. О пословицах хорошо сказал Я.А. Коменский: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят, о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое» [4.С.59].
По своей тематике близки к пословицам загадки. Функции загадок в современном быту - развлекательные и педагогические.
Татарские народные загадки, так же как и загадки других народов, носят аллегорический и метафорический характер и стоят из повествовательных предложений: «Под землей медный пенек» (картофель) [21.С.44].
Загадки умны, высоко поэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки. Метко определил загадку сам народ: « Без лица в личине». Предмет, который загадан, «лицо», скрывается под «личиной» - иносказанием или намеком, окольной речью, обиняком. Поэтому каждая загадка для отгадывающего - это своеобразное испытание на сообразительность [10.C.36.]
Конкретные развивающие и обучающие функции выполняют скороговорки, чистоговорки.
Скороговорка - веселая и безобидная игра в быстроте повторение трудно произносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются в этом их секрет и обаяние [10.С.35].
Они используются для выработки
правильной фонетической чистой речи.
Считалки (элемент игры) используются
для выбора ведущего игры или ведомого,
либо, партнера по игре. Зазывалки (тип
песенок) способствуют формированию у
детей положительного отношения
к природе, друг другу. Таким образом,
зазывалки представляют собой своеобразный
путь ознакомления детей с природой,
простейшими связями между ее
явлениями (весна - прилет птиц, радуга
- дождь, осень - урожай и т. д.) Они
формируют первое представление, о
единстве мира и его закономерностях.
Небылички применяются для
Песни - более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Понимание прекрасного в слове и мелодии, по народному представлению, предполагает творческое отношение к нему: в процессе исполнения песни допускалось улучшение текста и мелодии.
О жизни в старину могут много рассказать колыбельные песни. Основное содержание колыбельных песен - любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих к колыбели, окружающих ребенка.
Как и К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова выступила в защиту сказок, особенно народных. Она рекомендовала выбирать их обдуманно: Следует начинать с совершенно понятных сказок, где главную роль играют знакомые детям животные, где имеется верное описание природы или где описываются простые, понятные детям семейные отношения. Сказка, которая опирается на богатые детские наблюдения и знания, развивает детскую фантазию, содействует обогащению речи детей, помогает им в живых, простых образах запомнить народные выражения, обороты речи, содействует нравственному воспитанию [9.С.115].
К.Д. Ушинский определяет их как первые блестящие попытки народной педагогики. Помимо всех тех достоинств, которые вообще отличают сказки произведения этого жанра, вносят большой вклад в дело национального и межнационального воспитания. В.Г. Белинский высоко ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказках за фантастикой и вымыслом стоит реальная жизнь, социальные отношения. Сказки знакомят детей с жизнью народов, национальными обычаями, природой и т. д. Сказка любого народа, несмотря на сходство, друг с другом всегда отмечена печатью оригинальности и самобытности. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен её прожить, прочувствовать и представить себя на месте этих героев [9.С.58].
Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается в оригинальных сюжетных решениях, и в приемах передачи национальной речи, народного быта, обычаев, фантастического вымысла, и в композиции. Это можно обнаружить в русских народных сказках: «Снегурочка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лисичка - сестричка и серый волк»; татарских народных сказках: «Камыр - батыр», Шурале», «Башмаки», «Старик и лентяй» [20].
Трудно переоценить и воспитательное значение народных игр. Испокон веков в народных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.
Татарские народные игры имеют многовековую историю. Они дошли до наших дней из глубокой старины. Передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В них много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, потешками. Они сохраняют художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой материал [18.С.91].
Впервые народные игры включаются в классификацию С.Л. Новоселовой. По ее утверждению, это игры, возникшие по инициативе этноса - исторически возникшего вида устойчивой социальной группы людей, родившиеся в глубине веков задолго до возникновения античной и средневековой цивилизаций, сохранись к нашему времени в игровом репертуаре детей многих народов, весьма отличных по своим этнокультурным традициям. Описание и анализ народных игр приводят X.Ф. Анаркулов, А.С. Бурцев, И.С. Кон, И.А. Панкеев, Г.Н. Симаков, Й. Хёйзинга, П.В, Шейн, А.В. Терещенко, Я.И. Ханбиков и многие другие. [20.С.112]
Многие авторы различных сборников народных игр большое место уделяют подвижным играм, оставляя в стороне другие виды народных игр. Так автор книги «Русские народные подвижные игры» М.Ф. Литвинова подразделяет подвижные игры на игры с бегом, игры с мячом, игры с прыжками, игры малой подвижности и рекомендует использовать их в работе с детьми дошкольного возраста с целью оказания влияния на воспитание ума, характера, воли, развитие нравственных чувств, физического укрепления ребенка, создание определенного духовного настроя, интереса к народному творчеству [22].
Народные игрушки - часть
культурного национального
Первым создателем народной игрушки был сам ребенок. В объединенном творчестве взрослых и детей создавались игрушки всех основных типов, со всеми их специфическими чертами.
Разные роли выполняла игрушка. Так в русской народной педагогике детская игрушка является особым видом народного искусства. С которым начинается эстетическое освоение мира ребенком. Народные игрушки, создаваемые для себя и детей, несут для живущих ныне поколений понимание прекрасного, формирующего веками, созданного и сохраненного народом эстетического идеала.
Народные умельцы, создавая игрушки для детей, учитывали интересы и желания ребенка. Строго соблюдалась возрастная принадлежность. Для детей раннего возраста предназначались занимательные игрушки со звуками и яркой окраской, стимулирующие моторную деятельность: погремушки, трещотки и т. д. С развитием ребенка и его потребности усложнялись и игрушки. Это уже игрушки, развивающие координацию движений и способность к ориентации: игрушки бросания, стрельбы и т. д. [3].
Примитивность и некоторая недоделанность кустарных народных игрушек больше удовлетворяет фантазию ребенка, чем дорогие и законченные игрушки, с которыми творить и мыслить уже не для чего. Народная игрушка радует ребенка, потому что данные в ней образы жизненны и близки его детскому опыту. Таким образом, народная игрушка воздействует на эмоциональный мир ребенка, на развитие его эстетического вкуса и переживаний, на становление личности в целом.
Народные праздники - кладезь национальной культуры.
Народный праздник, по определению
Большой советской
Исследователи выделяют следующие татарские праздники: Навруз (новый день), Боз озату (проводы льда), Карга туе, Карга боткасы, Сабантуй, (перед началом весеннего цикла), ?ил?к б?йр?ме (праздник ягод), каен б?йр?ме (праздник березы), ч?ч?к б?йр?ме (праздник цветов), каз ?м?се (гусиная помощь) и т.д. Нардуган - праздник в честь зимнего солнцестоянияю. Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.
Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо приобщать детей к праздничной культуре народа, так как воспитывается стремление и желание принимать участиев праздничных выступлениях; формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране; воспитывается любовь к близким людям, Родине.
Традиции и обычаи - часть социокультурного наследия.
Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного педагога уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять.
В настоящее время исследованы педагогические традиции многих народов: русского (Б. Александров, Г.В. Виноградов), татар (З.Г. Нигматов, Р.А. Низамов, Я.И. Ханбиков) [3].
Традиционно трудовое воспитание детей в народе включает в себя приобщение к труду и организацию трудового участия детей. Например, праздник труда у татар Сабантуй.
Таким образом, при изучении
народных традиций, обычаев, у ребенка
появляется возможность сравнивать
культуру, историю других народов, воспитывается
терпимость к непохожим друг на друга
традициям, увидеть постоянство
и естественность этих разнообразий,
что поможет заботливо
Декоративно-прикладное искусство
также национально по своей природе,
оно рождается из обычаев, привычек,
верований народа и непосредственно
приближенно к его
Представление детям возможности
заниматься разнообразными художественными
видами деятельности на основе декоративно
прикладного искусства
1.3 Условия эффективного приобщения детей к истокам национальной культуры
Для эффективного приобщения детей к истокам национальной культуры нужно работать по следующим направлениям:
1. Окружение ребёнка предметами
национального характера. Это
поможет детям понять, что они
- часть великого русского
Информация о работе Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры