Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:06, курсовая работа
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность приобщения дошкольников к истокам национальной культуры.
В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования:
1. Изучить теорию и практику приобщения дошкольников к истокам национальной культуры.
2. Рассмотреть национальную культуру, как область воспитательных воздействий в ДОУ.
3.Изучить состояние работы в дошкольном образовательном учреждении по приобщению детей к истокам национальной культуры.
4. Анализировать полученные результаты.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Изучение проблемы приобщения детей к истокам национальной культуры
1.2 Национальная культура, как область воспитательных воздействий в ДОУ
1.3 Условия эффективного приобщения детей к истокам национальной культуры
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Организация исследования
2.2 Интерпретации результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В методическом кабинете имеется необходимая литература, также разработки, методические пособия, которые можно использовать для составления планов, праздников и развлечений.
В каждой группе имеются национальные уголки, книги.
Используя выбранные методики диагностики, мы провели исследование для выявления уровня особенностей освоения детьми старшего дошкольного возраста содержания элементов национальной культуры в экспериментальной и контрольной группе.
Для родителей и воспитателей была разработана анкета «Приобщение детей к национальной культуре».
Анкетирование родителей, целью которого является: а) выявление интереса всех членов семьи к историческому прошлому страны, города, семьи, традициям национальной культуры; б) развитие родителями интереса ребенка к традициям прошлого нашей Родины.
Им было предложено ответить на следующие вопросы анкеты:
1. Поддерживается ли интерес
в семье к историческому
2. Рассказывается ли детям о традициях своей семьи и предков?
3. Совершаются ли совместные
с ребенком прогулки по
4. Читают ли родители
своим детям книги об
5. Просматривают ли родители
вместе со своими детьми
6. Укажите на Ваш взгляд,
главные причины возможных
Анкетирование родителей
показало, что для большинства
из них (70%) характерно положительное
отношение к традициям, желание
узнать больше. Большинство родителей
обращают внимание на то, что основную
работу по приобщению детей к национальной
культуре должен вести детский сад,
а родители - только помогать в этом.
Вместе с тем ответы родителей
показали недостаточную
Для воспитателей разработана анкета.
1.Какие детские книги есть в Вашей группе?
2.Как Вы представляете, что такое фольклор?
3.Какие жанры фольклора используете с детьми? С какой целью?
5.Загадываете ли Вы детям загадки? С какой целью?
6.Какие потешки Вы знаете?
7.Знаете ли Вы колыбельные песни? Какие?
8.Как Вы считаете, какое значение имеет фольклор в жизни ребенка?
Проведение анкетирования показало, что все педагоги используют в своей работе фольклор, но не все жанры фольклора (поговорки, загадки, чистоговорки) и не систематически.
Таким образом, для исследования
уровня освоения детьми старшего дошкольного
возраста содержания элементов национальной
культуры мы использовали метод изучения
документации (планирование воспитателей
в экспериментальной и
Формирующий этап исследования.
Цель формирующего этапа исследования: проведение эксперимента по обогащению представлений, развитие интереса у детей старшего дошкольного возраста к элементам национальной культуры в экспериментальной группе.
Для этого мы составили перспективный план по приобщению детей к истокам национальной культуры.
После того, как был продуман и разработан перспективный план (см. Приложение 4) работы по воспитанию любви к родному краю, уважения к людям населяющим его, ознакомления с явлениями общественной жизни, важно было выяснить настоящее положение дел по всем этим вопросам вообще в практике дошкольного воспитания и в частности в данном, конкретном учреждении и группе.
Работа по приобщению детей к истокам национальной культуре включала в себя следующие формы:
1. Знакомство с национальными костюмами.
2. Организация экскурсию в музей.
3. Знакомство средствами фольклора.
4. Проведений комплексных занятий.
5. Подготовка и проведение праздника «С?мбел?”.
Рассмотрели с детьми национальные костюмы (русские и татарские), и, несмотря на различия в покрое и материалах, костюмы разных народов имеют общие черты. Практически у всех народов одежда украшалась орнаментом. Орнамент - древние заклинательные знаки - в большинстве случаев наносился по горловине, подолу и рукавам (то есть там, где в одежде открывался проем, «вход» к человеку, к его телу), служба дополнительной магической защиты от враждебных сил. Одежда подразделялась на будничную и праздничную - украшенную более богатым орнаментом. Праздничная одежда для ритуальных действий, поэтому для нее требовалось больше магических знаков, чем в повседневной жизни.
Провели экскурсию в музей. Рассмотрели, дом, печь, посуду, для чего и где она применялась. Также рассмотрели сундучок, в котором хранятся предметы для рукоделия (см. Приложение 5). Провели комплексное занятие на тему: «Раскрашиваем фартук» (см. Приложение 6). С целью более широкого ознакомления с формами народного фольклора введено занятиях по татарскому языку знакомство малые формами фольклора (стихи, пословицы, поговорки, народные игры, сказки и т. д.). Например: татарские народные игры «Чума ?рд?к, чума каз», «Т?б?т?й»; сказки «Кем н?рс? ярата»; беседы о татарских поэтах - Г. Тукай, М. Джалиль. В течение года разучивается игры «Ак калач», «Ми?лебай», “Утыр, утыр, М?лик?” и т. д. (см. Приложение 7).
Запланировали и составили
конспекты занятий к праздникам
Навруз, Сабантуй - все это способствует
формированию национального самоуважения,
самосознания, а также уважения к
традициям и обычаям других народов.
Эти мероприятия побуждают
В свободное время и в непроизвольной беседе учили чистоговорки, загадывали загадки. Использовали малые формы фольклора мы и в повседневной жизни в качестве ласки и шутки. На занятиях по изо деятельности использовали задания: продолжи узор, какой элемент должен быть следующим, из каких геометрических фигур состоит цепочка, а также предложили детям нарисовать подружек для Айгули в народных костюмах. В конце занятия, дети рассказали, как они нарядили своих красавиц, какие декоративные элементы использовали для украшения одежды.
После осеннего праздника планируем работу по сказкам. Читать и рассказывать русские и татарские народные сказки.
В процессе чтения сказок, дети знакомятся с моралью, с красивыми традициями, глубокой почтительностью и отзывчивостью, состраданием к ближнему, с историческим прошлым, бытом, обычаями, спецификой деятельности.
Народные сказки воспевают победу добра над злом, храбрость, мужество, доброту, воспитывают в детях положительные качества и чувства, умение держать свое слово, умение дружить, быть добрым, смелым и честным. При знакомстве с пословицами и поговорками, прежде всего, основывались на их доступном и осознанном восприятии. Использовали поговорки и пословицы к месту и ко времени, в каждом подходящем к тому случае. «Кто делить не ладится, сам без доли останется». Ребенок обидел своего товарища грубыми словами. «Говоря даже в шутку, подумай на минутку». Умело подобранные пословицы и поговорки, примененные в соответствующей ситуации, оказывают влияние на воспитание детей, воспитывают любовь к Родине, чувство дружбы и употребляемые пословицы оказали влияние на речь детей они стали использовать пословицы своей речи. В результате речь стала более разнообразной, образной, яркой, живой, дети чаще стали употреблять сравнения.
Для родителей планируем оформить папки-передвижки по ознакомлению детей с русскими и татарскими народными играми; провести праздник с использованием фольклорных текстов, народных игр и песен, родительское собрание на тему: «Ваш ребенок».
Контрольный этап исследования.
Целью контрольного этапа исследования
является определить влияние проведенной
работы на усвоение содержания элементов
национальной культуры детьми старшего
дошкольного возраста. Используя
методики «Метод выбора», «Метод индивидуальной
беседы», «Метод творческих заданий»,
провели контрольную
С помощью данных методик диагностики
мы провели контрольные
2.2 Интерпретации результатов исследования
Анализируя результаты констатирующего этапа исследования с помощью методики «Метод выбора», «Метод индивидуальной беседы», «Метод творческих заданий» мы установили уровни особенностей освоения детьми старшего дошкольного возраста содержания элементов национальной культуры в экспериментальной группе и контрольной группе. Результаты диагностики даны в таблицах (см. Приложения 9-10).
В нижеследующей таблице обобщены результаты диагностики по выбранным методикам (см. Табл.1
Таблица 1
Результаты констатирующей диагностики уровня освоения детьми старшего дошкольного возраста содержания элементов национальной культуры.
Уровни |
В экспериментальной группе |
В контрольной группе |
|
Высокий Средний низкий |
6 (30%) 8 (40%) 6 (30%) |
8 (40%) 7 (35%) 5(25%) |
|
На Рисунке 1 приведены результаты констатирующей диагностики уровня освоения детьми старшего дошкольного возраста содержания элементов национальной культуры.
Рис. 1. Гистограмма. Результаты констатирующей диагностики уровня освоения детьми старшего дошкольного возраста содержания элементов национальной культуры.
Результаты диагностики по выбранным методикам на констатирующем этапе показали, что дети затрудняются ответить на вопросы. Вместо республики назвали город, в котором живут. Назвали татарский национальный праздник «Сабантуй», «Карга боткасы». Объем народных сказок у детей низок. В основном дети назвали такие как «Лиса и журавль», «Три дочери» «Колосок». Дети знают названия частей татарского национального костюма, но не называют их самостоятельно. Знания детей о татарских национальных играх тоже низки, дети в основном назвали такие игры как «Летели- летели», «Туб?т?й». Дети мало знают считалок, лишь несколько детей смогли вспомнить считалок. С небольшим затруднением вспомнили и назвали пословицы и поговорки о труде, о матери и т.д. В контрольной и экспериментальной группах соотношение между уровнями знаний о национальной культуре примерно одинаково. Разница в обеих группах незначительная и даже в контрольной группе уровень знаний на десять процентов выше, что впрочем не играет особой роли. Поэтому можно считать, что при прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень освоения детьми старшего дошкольного возраста содержания элементов национальной культуры в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков.
Анализ результатов
Результаты диагностики
Таблица 2
Результаты контрольной диагностики уровня освоения детьми старшего дошкольного возраста содержания элементов национальной культуры.
В экспериментальной группе |
В контрольной группе |
||
Высокий Средний низкий |
12 (60%) 8 (40%) 0 |
8 (40%) 8(40%) 4 (20%) |
|
На Рисунке 2 приведены результаты контрольной диагностики уровня освоения детьми старшего дошкольного возраста содержания элементов национальной культуры.
Рис.2 Гистограмма. Результаты контрольной диагностики уровня освоения детьми старшего дошкольного возраста содержания элементов национальной культуры.
На контрольном этапе
Проведем сравнение
1. Заданное число степеней
2. фактическое значение t-критерия Стьюдента: 4.8;
3. Вероятность допустимой ошибки: 0,05;
4. Критическое значение t-критерия Стьюдента составляет 3,2
при этом: tкр 3,2 (p? 0,05)
2,26 (p ?0,01)
Сравним данные полученные в результате диагностики выявления уровня знаний детей по НРК в экспериментальной группе, до эксперимента и после.
Сформулированы гипотезы:
Hо - различие показателей усвоения содержания элементов национальной культуры полученных в ходе диагностики «Педагогическая диагностика выявления уровня знаний детей по НРК» в экспериментальной группе, до проведения формирующего эксперимента и после не существует.
Информация о работе Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры