Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:06, курсовая работа
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность приобщения дошкольников к истокам национальной культуры.
В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования:
1. Изучить теорию и практику приобщения дошкольников к истокам национальной культуры.
2. Рассмотреть национальную культуру, как область воспитательных воздействий в ДОУ.
3.Изучить состояние работы в дошкольном образовательном учреждении по приобщению детей к истокам национальной культуры.
4. Анализировать полученные результаты.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Изучение проблемы приобщения детей к истокам национальной культуры
1.2 Национальная культура, как область воспитательных воздействий в ДОУ
1.3 Условия эффективного приобщения детей к истокам национальной культуры
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Организация исследования
2.2 Интерпретации результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
H1 - различие показателей усвоения содержания элементов национальной культуры полученных в ходе диагностики «Педагогическая диагностика выявления уровня знаний детей по НРК» в экспериментальной группе, до проведения формирующего эксперимента и после существует.
В приложение 13 дан расчет значимости различие показателей усвоения элементов национальной культуры дошкольниками экспериментальной группы, до проведения формирующего эксперимента и после.
Стьюдент 4,8
Построим «ось значимости» различий показателей усвоения элементов национальной культуры дошкольниками полученных в ходе диагностики, до проведения формирующего эксперимента и после.
tэмп.>tкрит. (0,01) следовательно, H 1 принимается: различие уровней усвоения содержания элементов национальной культуры полученных в ходе диагностики по методике «Педагогическая диагностика выявления уровня знаний по НРК» в экспериментальной группе, до проведения формирующего эксперимента и после существует. Сравним данные полученные в результате диагностики по методике «Педагогическая методика выявления уровня знаний детей по НРК» в контрольной группе до формирующего эксперимента и после.
Сформулированы гипотезы:
Hо - различие показателей усвоения содержания элементов национальной культуры полученных в ходе диагностики «Педагогическая диагностика выявления уровня знаний детей по НРК» в контрольной группе, до проведения формирующего эксперимента и после не существует.
H1 - различие показателей усвоения содержания элементов национальной культуры полученных в ходе диагностики по методике «Педагогическая диагностика выявления уровня знаний детей по НРК» в контрольной группе, до проведения формирующего эксперимента и после существует.
В Приложение дан 14 расчет значимости различие показателей усвоения элементов национальной культуры полученных в ходе диагностики «Педагогическая диагностика выявления уровня знаний детей по НРК» дошкольниками контрольной группы, до проведения формирующего эксперимента и после.
Стьюдент 0.008
Построим «ось значимости» различий показателей усвоения элементов национальной культуры у дошкольников контрольной группы, полученных в ходе диагностики по методике «Педагогическая диагностика выявления уровня знаний детей по НРК», до проведения формирующего эксперимента и после.
tэмп.>tкрит. (0,01) следовательно, H 1 принимается: различие показателей уровней усвоения детьми элементов национальной культуры полученных в ходе диагностики по методике «Педагогическая диагностика выявления уровня знаний по НРК» в контрольной группе, до проведения формирующего эксперимента и после существует.
Таким образом, сравнение результатов исследования полученных на констатирующем и контрольных этапах с помощью методики «Педагогическая диагностика выявления уровня знаний детей по НРК» позволили сделать вывод о том, что диагностируемый показатель уровня освоения детьми элементов национальной культуры у дошкольников экспериментальной группы значительно улучшились. Отличия были установлены с помощью t-крития Стьюдента.
В то же время у детей контрольной группе показатели уровня освоения элементов национальной культуры не изменилось, что также подтверждено t-критерия Стьюдента.
Выводы по второй главе
Подводя итоги экспериментального исследования можно сделать следующие выводы.
Диагностика по методике «Педагогическая
диагностика по выявлению уровня
знаний детей по НРК» на констатирующем
этапе исследования показала, что
уровень освоения элементов в
экспериментальной и
Нам формирующем этапе были проведены различные мероприятия способствующих усвоению элементов национальной культуры детьми старшего дошкольного возраста.
Контрольный этап, проведенный с
помощью методик
В контрольной группе остались без изменения, что также подтверждено методом статической обработки данных t-критерия Стьюдента.
С целью систематизации знаний детей
о людях разных национальностей,
их деятельности, культуре, педагогами
следует максимально
культурное пространство города (в том числе экскурсии, посещение музеев и др.);
предметно-развивающую среду;
расширение представлений об истоках
культурно-этнического
знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, живописью, музыкой и предметами быта;
знакомство с устным народным творчеством, чтение художественной литературы разных народов мира. Таким образом, приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры эффективно при условии систематически работы с детьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического исследования проблемы приобщения детей к истокам национальной культуры детей нами определены следующие положения.
Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.
Условиями эффективной реализации приобщения дошкольников к истокам национальной культуры являются следующие:
-определение базовых
- совместная деятельность
- использование разнообразных
технологий организации
В практической части исследования подтверждены эффективность разработанных условий, определены критерии сформированности представлений детей об элементах национальной культуры. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития ноль процентов. Соответственно количество детей со средним уровнем развития увеличилось на двадцать процентов и высоким уровнем развития увеличилось на десять процентов.
В процессе изучения состояния воспитания детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях выявлена степень информированности родителей и педагогов о феноменах родной культуры, определены основные пути работы с детьми на занятиях и в свободной деятельности.
По результатам изучения практики воспитания в ДОУ мы констатировали, что вопросы приобщения детей к истокам национальной культуры не находят достаточного отражения в широкой практике детских садов: соответствующее содержание работы обеднено, однообразно, отсутствует система в работе, недостаточно использованы этнографические средства для успешного ознакомления детей с традициями народа.
Таким образом, результаты работы позволили сформулировать рекомендации для педагогов: систематически проводить и организовывать совместную работу с детьми
Поставленные в исследовании задачи решены, гипотеза подтверждена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аникин, В.П. Русское народное творчество/ В.П, Аникин - М.: Высш. шк., 2004. - 735 с. С. 573-591.
2.Арзуманян,Л., Ткаченко Т. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории/ Л. Арзуманян, Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. - 2011. №11 С.87.
3.Бабынина, Т.Ф. Традиции национальных
культур. Учебно-методическое
4.Богатырева, З.А. Мотивы народных
орнаментов в детских
5.Богатырев, П.Г. Вопросы
6.Богомолова, М.И. Интернациональное воспитание дошкольников/ М.И. Богомолова М.: Просвещение, 1998 С.48-67.
7.Богомолова, М.И. Национальное
воспитание двуязычие в
8.Буслаев, Ф.И. Исторические
9.Гусев, В.Е. Русская
10.Галанина, Н.А. Использование устного
народного творчества в
11.Даль, В.И. Толковый словарь
русского языка. Современная
12.Дыбина, О.В. Сказка как средство патриотического воспитания/ О.В. Дыбина // Ребенок в детском саду. - 2009. № 2 С. 5.
13.Ельцова, О.М., Антонова, Г.А. Воспитание духовности через приобщение к русской народной культуре/ О.М. Ельцова // Справочник старшего воспитателя. - 2011. №4 С.29.
14.Исаева, Р.С., Хаматова, Г.М., Кидрячева, Р.Г.,Мингалиева, Г.Н., Сафина, А.А. “Уйнап телг? ?йр?н?без”. М?кт?пк?ч? т?рбия учреждениял?ренд? т?рбиял?н?че кече яшьт?ге балалар ?чен уеннар h?м матур ?д?бтят ?с?рл?ре тупланган методик кулланма/ Р.С. Исаева- Яр Чаллы, 2010 ел. - 58 бит. С.15.
15.Ис?нб?т, Н., Р?хим, Г., Кукушкин, Р. Татар балалар поэзиясе антологиясе/ Н. Ис?нб?т- Татарстан китап н?шрияты, 1980. - 367 бит. 7-14 б.
16. Закирова К., Сабирзянова Э.
Игры разные нужны/ К.Закирова
// Дошкольное воспитание в
17. Закирова, К.В., Кадыйрова, Р.?., Низамов, Р.А. Гаил?д? h?м балалар бакчасында ?хлак т?рбиясе: Методик кулланма / К.В.Закирова - Казан: М?гариф, 1999. - 224 б. С. 12.
18.Закирова, К.В. К??ел ачыйк берг?л?п: Балалар бакчасы т?рбиячел?ре h?м музыка ?ит?кчел?ре ?чен ярд?млек/ К.В. Закирова - Казан: М?гариф, 2003. - 303 б. С. 285-286.
19.Зуева, Т.В., Кирдан, Б.П. Русский фольклор. Хрестоматия/ Т.В.Зуева - М., 1998 С. 82-83.
20.Капица, Ф.С., Колядич, Т.М. Русский детский фольклор./ Ф.С. Капица- М., 2002 С. 15-17.
21. Харисова, Л.А. Культура народов Татарстана / Авт.-сост. Л.А. Харисова. - Казань: Магариф, 2005. - 367 с. С.206.
22.Литвинова, М.Ф. Русские
23.Сухомлинский, В.А. О воспитании/ В.А.Сухомлинский - М.: Полиздат, 1988 С.204.
24.Ушинский, К.Д. Онародности в общественном сознании \\ Избранные педагогические сочинения / Под ред.Е.П. Мысенского. - М., 1945. С 45-47.
25.Фролова, А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 127-128.
26.Шаехова, Р.К. Региональная
программа дошкольного
27.Шаламова, Е.И. Организационно-
Приложение 1
МЕТОДИКА 1 («Методика Выбора»)
Для выявления особенности интереса детей к национальной культуре . Детям предлагаются следующие ситуации:
1 ситуация - выбор орнамента (детям предлагается выбрать орнамент, узор, которым бабушка украсит варежки):
· национальный орнамент
· геометрические фигуры
· однотонные (без рисунка)
2 ситуация - выбор костюма (детям предлагается выбрать одежду для куклы):
· национальная одежда
· джинсовый костюм
· спортивный костюм
3 ситуация - выбор сувенира (детям предлагается купить подарок для друга, живущего в другой стране или республике):
· игрушка - кукла в национальной одежде
· покемон
· городецкая игрушка
4 ситуация - выбор занятия (детям предлагается выбрать занятие):
· родной язык
· математика
· рисование
Критерии оценки:
3 балла - при первом выборе предметов национальной культуры.
2 балла - при втором выборе предметов национальной культуры.
1 балл - при третьем выборе предметов национальной культуры.
Приложение 2
МЕТОДИКА 2 (метод индивидуальной беседы)
Для выявления особенностей представлений
детей о национальной культуре коми
применяется метод
Цель: выявления уровня знаний детей о национальной культуре.
Детям предлагаются следующие вопросы:
1. В какой республике ты живешь?
2. Знаешь ли народные праздники? Какие?
3. Назови части татарского
4. Какие татарские народные игры ты знаешь?
5. Какие народные считалки ты знаешь?
6. Какие ты знаешь пословицы, поговорки?
7. Знаешь ли ты татарские
Оценка результатов
3 балла - ребенок имеет четкие представления о культурном достоянии родного края, знает много деталей народной одежды, элементов орнамента, сказок, подвижных игр ). Эмоционально воспринимает красоту предметов материальной культуры; самостоятельно аргументирует свои суждения.
Информация о работе Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры