Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 17:32, курсовая работа
Для развития концепции социальной работы, воспитания и образования
в современных условиях определяющее значение имеют базовые принципы
взаимодействия личности, семьи и общества, принятые в соответствии с
Конвенцией о правах ребенка. В новой социально-правовой системе
приоритет перед обществом, перед профессиональными целями и
интересами отдается ребенку и семье, личностной активности и личностному
росту.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК………………………………………………………………………………………...7
1.1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК…………………………………………………………...7
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК…………………………………………………………..…………………………...19
1.3 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРИЧИН СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК…………………………………...27
ГЛАВА II.ОПЫТНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИЧИН СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК……………………………………………………………………………………….37
2.1 ИЗУЧЕНИЕ ПРИЧИН СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК………………………………………………………….37
2.2 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ…………………………………………………46
2.3 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
невротических страхов, различных форм навязчивостей, сомато-
вегетативных нарушении, истеро-невротических состоянии являются острые
или хронические психотравмирующие ситуации, неблагоприятная
обстановка в семье, неправильные подходы к воспитанию ребенка, а также
трудности во взаимоотношениях с педагогом и одноклассниками.
Важным предрасполагающим фактором к формированию неврозов и
невротических реакций могут служить личностные особенности детей, в
частности тревожно-мнительные черты, повышенная истощаемость,
склонность к страхам, демонстративному поведению. В категорию
школьников - "дезадаптантов" попадают дети, имеющие определенные
отклонения в психосоматическом развитии, которое характеризуется
следующими признаками:
1.Отмечаются отклонения в соматическом здоровье детей.
2.Фиксируется недостаточный уровень социальной и психолого-
педагогической готовности учащихся к учебному процессу в школе.
3.Наблюдается
психофизиологических
учащихся.
Обычно рассматриваются 3 основных типа проявлений школьной
дезадаптации (ШД):
1) неуспешность в обучении по программам, выражающихся в хронической
неуспеваемости, а также
в недостаточности и
общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков
(когнитивный компонент ШД);
2) постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к
отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также к
перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный
компонент ШД);
3) систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе
обучения и в школьной среде (поведенческий компонент ШД).
У большинства детей, имеющих ШД, довольно часто могут быть
прослежены все 3 приведенных компонента. Однако преобладание среди
проявлений ШД того или иного компонента зависит, с одной стороны, от
возраста и этапа личностного развития, а с другой - от причин, лежащих в
основе формирования ШД.
Школа, с ежедневной, интенсивной интеллектуальной нагрузкой,
требует от ребенка реализации всех тех функций, которые у него нарушены.
Первой большой проблемой для ребенка с ПШОП, ММД является
продолжительность урока. Максимальная продолжительность
работоспособности у такого ребенка - 15 минут. Затем ребенок не в
состоянии контролировать свою умственную активность. Мозг ребенка
нуждается в отдыхе, поэтому ребенок непроизвольно отключается от
интеллектуальной деятельности. Пропуски учебной информации,
суммируясь за все периоды во время урока, приводят к тому, что ребенок
усваивает материал не полностью или со значительными искажениями,
иногда вовсе теряет суть,
а в отдельных случаях
информация приобретает неузнаваемый вид.
В дальнейшем ребенок пользуется ошибочными сведениями, что
приводит к сложностям в усвоении последующего материала. У ребенка
образуются существенные пробелы в знаниях. Поскольку внимание детей с
ПШОП, ММД крайне неустойчиво) а отвлекаемость высока, работа в классе,
где находятся еще 20, а то и 30 детей уже сама по себе представляет для
ребенка большую сложность. Их отвлекают любые движения, звуки.
Такие дети выполняют проверочные или контрольные работы лучше,
если учитель проводит их один на один с ребенком. Родители отмечают, что
дома ребенок справляется с такими заданиями, которые не смог выполнить в
классе. Объясняется это тем, что дома ребенку создают более комфортные
условия: тишина, не ограничено время на выполнение заданий, в привычной
обстановке ребенок чувствует себя спокойнее и увереннее. Родители
оказывают ребенку помощь, направляют работу ребенка.
Успешность учебной
умения строить бесконфликтные отношения со сверстниками,
контролировать свое поведение. Многие современные педагогические
технологии предполагают работу детей на уроках в парах, четвёрках,
требующую умения организовывать взаимодействие со сверстниками. Здесь
ребенок с ММЩ может встретиться с трудностями, так как он легко
отвлекается от поставленной учебной задачи, поддается влиянию других
детей. Поскольку учебная мотивация у детей с ПШОП, ММД слабо
выражена, они чаще всего подстраиваются под тех детей, которые настроены
на игру. Дети с ПШОП, ММД охотно включаются в игры, которые могут
предложить им соседи по парте на уроке. Кроме того сложности в
самоуправлении часто проявляются в несдержанности, резкости по
отношению к одноклассникам.
Свойственная, многим детям с ПШОП, ММД двигательная
гиперреактивность является серьезной помехой в учебе только для самого
ребенка, но и для других детей и приводит к отказу от совместной работы с
таким ребенком. Повышенная эмоциональная возбудимость, двигательная
гиперреактивность, свойственные многим из детей данной группы делают
непригодными привычные способы организации внеклассных мероприятий.
Особенно насущным становится поиск новых методов организации
внеурочной деятельности детей в тех классах, где количество учащихся с
ПШОП, ММД составляет более 40%.
Следует отметить, что, несмотря на то, что перечисленные выше
проблемы ребенка в значительной степени затрудняют его познавательную
деятельность, далеко не всегда психологи и педагоги понимают взаимосвязь
между состоянием здоровья ребенка и его проблемами в учебной
деятельности.
Между тем, личностное становление таких детей, как правило,
затягивается. Дети инфантильны, склонны к иррациональным поведенческим
стратегиям, несамостоятельны, легко поддаются чужому влиянию, склонны
ко лжи. Они не ощущают свою ответственность за собственные действия и
поступки, для многих из них характерна мотивация избегания неудач, не
выражена мотивация достижений, отсутствует учебная мотивация, нет
интересов и серьезных увлечений. Ограниченные возможности в
самоорганизации приводят к тому, что ребенок не умеет структурировать.
Организация эффективной психологической работы невозможна без
определения первопричины школьной дезадаптации ребенка любого
возраста, четкого выделения причины и следствия. В связи с тем, что
первопричиной школьной дезадаптации в ее различных проявлениях
является нарушение состояния здоровья ребенка, необходим комплексный
подход к организации работы с ребенком с ПШОП, ММД.
Работа с ребенком особенно сложна, поскольку включает в себя
социальный, медицинский, психологический и педагогический аспекты.
Реализация программы комплексной психолого - реабилитации детей с
ПШОП, ММД выявила ряд наиболее остро стоящих проблем, среди которых:
1. Низкая информированность медиков, психологов, педагогов и родителей о
сути проблемы, психологических - последствиях особенностей состояния
здоровья ребенка.
2. Низкая информированность психологов, педагогов, родителей о
возможности получения квалифицированной медицинской и
психологической помощи.
3. Отсутствие педагогических технологий воспитания и обучения детей с
проявлениями легких патологий ЦНС.
4. Увеличивающийся разрыв между растущими учебными требованиями к
ребенку и ухудшающимся состоянием здоровья детей.
5. Низкая информированность
медиков, психологов
как о проблемах, так и о достижениях каждой профессиональной группы по
проблемам работы с детьми с ПШОП, ММД.
6. Сложившееся негативное
отношение населения к
к врачам психотерапевтам, психиатрам.
7. Пассивная позиция родителей
в отношении организации
непоследовательность, нерегулярность, а, следовательно, и неэффективность
лечения детей.
Зачастую врач и психолог, педагог общаются лишь через посредника,
каковым является родитель. От психологической компетентности родителей
во многом зависит возможность получения ребенком необходимой и
целенаправленной медицинской,
психологической и
помощи. Однако, как уже было отмечено, многие родители не осознают всей
важности оказания медицинской помощи ребенку.
В силу различных причин родители сознательно или неосознанно
искажают информацию, передаваемую как медицинскому учреждению (в
лице врача), так и школе (в лице психолога, педагога, администрации).
Умалчивая об истинной причине рекомендованной школой консультации у
невропатолога, психиатра (как правило, это ярко выраженная школьная
дезадаптация), родители называют лишь самые безобидные проявления
нарушений состояния здоровья ребенка. Если при этом врач ограничится
поверхностной диагностикой, ребенок останется без столь необходимого ему
лечения.
Бывают и такие случаи, когда родители, получая от врача назначения
на обследование и лечение, не выполняют их и скрывают от школы сам факт
необходимости лечения, утверждая, что врач никакой патологии не выявил.
Разобщенность медицинских и образовательных учреждений в
осуществлении реабилитации детей с легкими патологиями ЦНС служит
почвой для взаимных разочарований в предлагаемых друг другy и родителям
требованиях или рекомендациях. Отсутствие у врача четких представлений о
реальном положении вещей в современной школе обусловливает появление
таких рекомендаций, не учитывающих школьную действительность.
То, что кажется врачу панацеей, на самом деле не дает эффекта. Так,
например, почти нереально осуществить рекомендацию о предоставлении
гиперактивному ребенку возможности походить по классу, выполнить какое
-нибудь поручение или просто ненадолго выйти из класса. Ведь в настоящее
время в каждом классе таких детей не один и не два. Количество детей с
синдромом гиперактивности может доходить до 50% и выше. Кроме того,
некоторые дети с гиперактивностъю при предоставлении им возможности
походить по классу ведут себя таким образом, что могут дезорганизовать не
только свой класс, но и соседние.
Педагогика нуждается в поиске новых технологий работы,
учитывающих особенности состояния здоровья детей. Необходима, таким
образом, организация обмена опытом и обозначения сложностей в рамках
данной проблемы, выработка взаимопонимания, единого видения проблемы,
единой позиции и
образовательных учреждений. Такая необходимость остро ощущается
психологами, врачами, занимающимися реабилитацией детей с ПШОП,
ММД. Следует выделить задачи реализации программы комплексной
реабилитации учащихся с ПШОП, ММЩ:
организация работы по повышению психологической - компетентности
психологов, педагогов;
организация работы по повышению уровня психологической -
Информация о работе Причины социально-педагогической дезадаптации среди мальчиков и девочек