Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 11:41, курсовая работа
Ребенок, который растет и воспитывается не в своей семье, - всегда нежелательное, противоестественное явление. В современных условиях, при низком уровне материальной обеспеченности большинства слоев нашего общества, в дома ребенка, детские дома, приюты и интернаты постоянно поступают дети, переходящие на попечение государства по воле их родителей. Среди воспитанников детских домов преобладают дети из семей, где родители лишены родительских прав. Это свидетельствует о низком нравственном уровне многих тысяч матерей и отцов, которые отказали своим детям в заботе и тепле.
Коррекция страхов может быть осуществлена с помощью игровых методов. При этом игры могут проводиться как в помещении, так и на свежем воздухе, на прогулках. Во время игры детям не только разрешается кричать, прыгать, топать ногами, хлопать в ладоши и т.д., но и старательно поддерживаются и поощряются все эти действия как способствующие ослаблению напряжения, вызванного неотреагированными эмоциями. Детям доставляет большое удовольствие игра "Рычи, лев, рычи". Во время игр особое внимание обращается на необходимость установления тактильного контакта между детьми. В ряде игр дети обязательно должны держаться за руки, похлопывать друг друга по спинкам и плечикам. Во время игр воспитатель выступает в роли активного участника. В детских домах нередко возникают проблемы общения и поведения детей вплоть до появления девиантных форм. Одной из задач психолога детского дома должна быть оценка психологического климата в группе, где проживает ребенок-сирота, в том числе характера его взаимоотношений с воспитателями, их психологической совместимости.
Одной из важнейших задач является правильное комплектование учреждений различного типа с учетом состояния личностного потенциала детей. Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики в динамике психического развития детей позволит обеспечить разработку более адекватных и эффективных способов и средств воздействия на ребенка.
Выводы.
Подводя итоги своей курсовой работы, хочу сказать, что гипотеза в целом подтвердилась. Сравнивая уровень тревожности, агрессивности, самооценки по литературным источникам со своим экспериментальным исследованием, можно сделать следующие выводы:
Чувства умственно отсталых детей часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по своей динамике. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому, у других детей (такие встречаются гораздо чаще) наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам. Например, незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную эмоциональную реакцию.
Главное, по моему мнению, высокий уровень тревожности детей – сирот с легкой степенью умственной отсталости – это недостаток материнской любви и заботы.
Агрессивное поведение умственно отсталых детей – сирот вызывает серьезные трудности в организации учебного процесса и воспитательной работы. По результатам исследования с помощью методики Розенцвейга было выявлено, что у детей – сирот с легкой степенью умственной отсталости в ситуациях социального взаимодействия более четко выражены реакции с “фиксацией на самозащите” (защита своего “Я”, приписывание вины),направленные на окружающее в форме осуждения. Это проявлялось и в большом количестве вербальных реакций: упреки, сарказм, обвинения окружающих, отрицание своей вины и т. д.
Следует говорить о необходимости психологического анализа агрессивного поведения умственно отсталых детей – сирот в процессе коррекционно - воспитательной работы.
Л. С. Выготский считает, что повышенная самооценка может возникать как компенсация в ответ на низкую самооценку со стороны окружающих.
У некоторых детей – сирот обнаруживается пониженная и хрупкая самооценка, эти дети очень зависимы от внешней оценки. У других, самооценка завышена, такие дети мало реагируют на внешнюю оценку. Нужно учитывать наличие кажущейся независимости от внешней оценки. Это явление может возникнуть даже у ранимых и низко оценивающих себя детей, но привыкших к неудачам и создавшим себе своего рода защитный барьер от внешней оценки.
Оглавление.
Список литературы.
Институт специальной педагогики и психологии
Курсовая работа
по психодиагностике на тему:
Особенности эмоционально – волевой сферы умственно отсталых школьников.
Выполнила: студентка IV
курса группы 2Дн/02
Старикова Ю. В.
Проверила: руководитель
Григорьева Анна Сергеевна
г.Санкт – Петербург.
2006г.
1 Л. М. Шипицына “Психология детей- сирот”. Изд. СПб. Университета. 2005г. Стр. 169 – 174.
2 Л. М. Шипицина, Е. С. Иванов, А. Д. Виноградова, Н. Л. Коновалова, Л. Л. Крючкова “Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации”. СПб. 1997г. Стр. 69 – 73.
3 Д. Н. Исаев “Умственная отсталость у детей и подростков”. РЕЧЬ. СПб. 2003г. Стр. 255.
4 Л. М. Шипицына “Психология детей- сирот”. Изд. СПб.- Университета. 2005г. Стр. 238-243.
5 Д. Н. Исаев “Умственная отсталость у детей и подростков”. РЕЧЬ. СПб. 2003г. Стр. 138- 139.
6 “Психическое развитие детей- сирот”. СПб. 1996г. Стр. 31- 35.
7 Л. М. Шпицина, Е. С. Иванов, А. Д. Виноградова, Н. Л. Коновалова, Л. Л. Крючкова “Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации”. СПб. 1997г. Стр. 34.