Проблема адаптации детей в детском доме ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:05, доклад

Краткое описание

Любое общество оказывает социальную помощь и поддержку своим детям в той или иной форме. Существует неоспоримая закономерность: чем более развито общество, тем более оно печется о тех, кто не может сам себя обеспечить, содержать и образовывать
Уже у древних славян были общинно-родовые формы помощи и поддержки, через нее была заложена традиция заботы о слабых и немощных .Далее наблюдалась такая форма опеки-
домашнее рабство, когда в голодные годы детей продавали, чтобы сохранить им и себе жизнь. Тогда же развилось приймачество, когда семья принимала сироту, который вел хозяйство, почитал новых родителей и обязан был их похоронить. Таким образом, решение проблемы сиротства через приемную семью возникло очень рано и является одной из древнейших форм социального попечения.

Вложенные файлы: 1 файл

lдля лекции.docx

— 532.29 Кб (Скачать файл)

Темп нервно-психического развития замедляется. Ребенок начинает на 1–2 эпикризных срока отставать в развитии речи и игровой деятельности. 
Однако ребенка следует не ограждать от социальной адаптации, а целенаправленно формировать и тренировать адаптационные возможности ребенка, без которых он не сможет адекватно вести себя в различных социальных ситуациях. Вопрос о тренировке адаптационных возможностей – один из главных в организации жизни детей в домах ребенка:

 
1. Необходимо обеспечить  оптимальное состояние здоровья  и развития ребенка. 
2. Целесообразно ограничить количество обслуживающего персонала для детей, чтобы обеспечить определенную стабильность состава взрослых, которые постоянно общаются с детьми. 
3. Начиная с 12–13 мес. необходимо знакомить ребенка через постоянно обслуживающего его взрослого с другими сотрудниками дома ребенка, а если можно, то и со старшими детьми, показывая ему различные помещения дома ребенка

4. На 3-м году жизни надо  активнее выводить детей за  пределы дома ребенка, находить  различные средства, расширяющие  познавательные возможности малыша. 
Что касается вновь поступающих детей, то здесь следует учитывать, откуда поступает ребенок (из родильного дома, стационара). При этом в первое время важно сохранить тот температурный режим, в котором длительное время пребывал ребенок. На первый план выходит изменение режима питания. Не следует проводить специальных закаливающих процедур до окончания периода адаптации. 
5. При переводе ребенка из группы в группу надо заранее (за 1–2 мес.) знакомить его с интерьером новой комнаты, с обслуживающим персоналом, с детьми. В первые дни в новой группе ребенок особенно нуждается во внимательном отношении, ласке, в том, чтобы его чаще брали на руки. Можно разрешить ему принести с собой какую-нибудь вещь или игрушку из старой группы. В течение адаптационного периода нельзя менять режим, назначать прививки или другие травмирующие процедуры. В листе адаптации или в дневнике группы следует фиксировать качество сна, аппетита, особенности поведения ребенка, чтобы можно было точно определить окончание острого адаптационного периода. 
6. При приеме в дом ребенка малыша из семьи все организуется так же, как при обычном поступлении ребенка. Однако надо помнить, что резко меняются привычные для малыша условия, он теряет близких, чувствует себя потерянным, никому ненужным. Стрессовая ситуация выражена очень сильно и может возникнуть адаптационный синдром. Задача персонала – обеспечить возможно больший личностный контакт с ребенком, правильно и сдержанно реагировать на те нарушения поведения, которые вызваны стрессовым состоянием, стараться облегчить ребенку это тяжелое испытание. 
Имеет значение и тот факт, что обычно вновь поступающий ребенок, , сначала помещается в изолятор, а потом переводится в группу. В таком случае он переносит двойную адаптацию, и это следует учитывать. Если условия пребывания в изоляторе таковы, что он и не умеет играть один, а взрослые часто меняются, то у ребенка развивается более выраженный адаптационный синдром. В этом случае за время пребывания в изоляторе ребенок не заканчивает адаптацию, а его перевод в группу вызывает резкое обострение всех негативных проявлений, что приводит либо к острому респираторному заболеванию, либо к стойким невротическим реакциям. 
Примерно через неделю после того, как период адаптации будет закончен, можно переводить ребенка в группу; очень хорошо, если в первые 2–3 дня он будет там с человеком, который уже знаком ему по изолятору. 
7. Совершенно особая ситуация возникает, когда ребенка отдают на усыновление. Ему обеспечивают лучшие условия жизни, он получает заботу и ласку от людей, которые должны стать близкими ему и родными. Как правило, люди, стремящиеся усыновить ребенка, преисполнены самых благих намерений. И вдруг оказывается, что славный малыш превратился в озлобленного зверька, что он ничего не хочет, не ест, не спит, капризничает. В конце концов он чаще всего заболевает или дает выраженные невротические реакции – у него развивается тяжелый адаптационный синдром. Этого можно избежать, если правильно провести процесс усыновления(но об этом не буду  говорить) 

 
Персонал дома ребенка обязан знать, во-первых, характерные признаки адаптационного синдрома, во-вторых, те ситуации, которые утяжеляют период привыкания ребенка к новым для него условиям, и, в-третьих, четко представлять всю систему мероприятий, предупреждающих тяжелый адаптационный синдром. Все это крайне важно: если при первой социальной адаптации ребенок приобретает тяжелый адаптационный синдром, он тяжело адаптируется и в последующем. А каждая повторная тяжелая адаптация значительно затрудняет оптимальное развитие личности.

 Доцентом кафедры поликлинической  педиатрии РМАПО К.Л. Печорой разработаны  психолого-педагогические параметры, которые могут служить прогнозом  адаптации и выявить проблемы, возникающие у ребенка при  переходе в новые условия жизни. Одновременно выявляются проблемы, которые могут возникать у ребенка при переходе из одних условий в другие.

Они состоят из трех блоков:

I – характеристика поведения  ребенка;

II – уровень нервно-психического  развития;

 

III – характеристика личности  ребенка. Каждый параметр оценивается  в баллах. Вычисляется средняя арифметическая по каждому блоку, а затем – всех трех блоков. Если ребенок получает оценку:

3-2,6 балла – он готов к переходу в другие условия;

2,5–2 балла – условно готов;

1,9–1,6 балла – не готов;

ниже 1,6 балла – состояние стресса.

Психолого-педагогические параметры оцениваются теми, кто работает с ребенком (воспитатель группы), совместно с педагогом, старшим воспитателем или психологом (табл. 1–2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Психолого-педагогические параметры определения готовности ребенка к переходу в новые условия жизни (для детей первого года жизни)  
 
 

 

 

Таблица 2

Психолого-педагогические параметры определения готовности ребенка к переходу в новые условия жизни (с 1 г. 1 мес. до 4,5 лет)  
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Перечень медицинских мероприятий и рекомендаций в период адаптации детей в доме ребенка  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. ФЗ «О дополнительных гарантиях  по социальной защите детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей» 1996 год.

2. Астониц М. «Дети - сироты в России: социокультурная обусловленность личностных характеристик ребёнка в условиях депривации» // Вестник Евразии, 2004. №3

3. Беличева С.А. Социально - педагогические методики оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы: 1995, №1

4. Владимирова Л. Дети и общество // Грани общества. - 1999. - август. - с. 8-

5Н.Ю Верхотурова «Психологическая коррекция эмоционального реагирования младших школьников с нарушением интеллектуального развития»

6 интернет- ресурсы


Информация о работе Проблема адаптации детей в детском доме ребенка