Проблема выразительности как основная часть культуры речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из сказанного, можно утверждать, что тема данной дипломной работы является актуальной, так как в настоящее время мало внимания отводится этой теме, и она важна для развития детей. Выразительное чтение произведений способствует точному пониманию замысла писателя, чувств, которые вложены в произведение.
Основная цель работы - определение условий, приемов обучения выразительному чтению.
Объект исследования - процесс развития и совершенствования навыка звучащей речи на основе подготовки к выразительному чтению художественных произведений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические и методические основы обучения младших школьников выразительному чтению…………………………………………...5
1.1 Физиология и психология выразительной речи и чтения………………….5
1.2 Понятие выразительного чтения и техники речи…………………………..7
1.3 Средства речевой выразительности………………………………………..11
Глава 2. Проблема выразительности как основная часть культуры речи……15
2.1 Условия организации работы над выразительностью чтения……………15
2.2 Методы, приемы и виды работ по развитию выразительности речи…….16
2.3 Организация работы по выразительному чтению как средство глубокого понимания художественного текста……………………………………………21
2.4 Опытно-экспериментальная работа………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

приемы борьбы с ненормальным чтением.docx

— 58.29 Кб (Скачать файл)

4. Темп и ритм чтения.

Темп чтения (степень быстроты произношения текста) также влияет на выразительность. Общее требование к темпу выразительного чтения - соответствие темпу устной речи: слишком  быстрое, как и чересчур замедленное, и излишними паузами, трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп меняется, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.

Изменение темпа является хорошим приемом характерной  окраски речи при чтении диалога.

Верный ритм особенно важен  при чтении стихотворений. Равномерность  дыхательных циклов определяет собой  и ритмическое чтение. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или напевность, плавность) зависит  от размера, которым написано стихотворение, от чередования в нем ударных  и безударных слогов. [28,94]

5. Интонация.

Определение интонации дано О.В. Кубасовой, которая в это широкое понятие включает использование всех средств выразительности: ударений, пауз, темпа и ритма, которые объединяются в нераздельную совокупность с помощью эмоционально-смысловой окраски, определяемой содержанием текста или предложения. Эта окраска чаще всего передает авторское отношение к описываемым фактам: одобрение, презрение и другие эмоции и оценки. Ярче всего эта окраска проявляется в мелодике речи, то есть в понижении и в повышении голоса. Также изменения высоты голоса называются интонацией (более узкое значение).

Обучение выразительному чтению - одна из главных задач начального обучения младших школьников. Умение выразительно говорить и читать формируется  на протяжении всех четырех лет начального обучения. Исходным моментом обучения выразительности речи и чтения является живая, разговорная речь. Развивая звуковую сторону устной речи детей, мы тем  самым совершенствуем выразительность  их чтения и наоборот. Разборчивость  речи - прежде всего ясное, четкое произношение звуков. Оно вырабатывается путем  специальных дикционных упражнений. Интонационная работа требует особой работы как на уроках обучения чтению, так и на уроках грамматики и правописания. Специальных часов для этого  не отводится или отводится редко. Здесь следует соблюсти внутрипредметные связи, чтобы у младшего школьника сформировалась единая система представлений о языке и об интонации как явлении звучащей речи. Кроме того, на специальных упражнениях надо научить детей практически применять умение выразительно говорить и читать. В этой подготовительной работе и заключается специфика курса в начальных классах.

Таким образом, все эти  требования, предложенные Л.А. Горбушиной, очень важны в обучении выразительному чтению в начальных классах.

Далее необходимо рассмотреть  вопрос о технике речи. С первых дней учебы необходимо знакомить  детей с техникой речи - дыханием, голосом, дикцией, орфоэпией.

Рассмотрим составляющие техники речи:

1. Дыхание.

Правильное дыхание заключается  в экономном, равномерном расходовании воздуха. Это достигается при  условии использования всего  мышечного аппарата грудной клетки. Пополнение легких воздухом происходит в перерывах между словами  или фразами, там, где это требуется  по смыслу речи.

Правильный тип дыхания - смешанное диафрагмально-реберное дыхание. Нижние доли легких наиболее емки. При глубоком вдохе они наполняются  воздухом, грудная клетка расширяется  и при постепенном расходовании воздуха во время чтения опадает. При этом энергично двигаются  ребра и диафрагма.

2. Голос.

Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через  дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок он образует звук, которые называется голосом.

Голос имеет следующие  свойства: силу, высоту, длительность (темп), полетность, качество (тембр). Эти свойства голоса, соответственно, и являются условием выразительности.

Следует различать силу звука  и громкость. Сила звука - объективная  величина, характеризующая реальную энергию звука. Громкость - отражение  в нашем сознании этой реальной силы звука, то есть понятие субъективное. Разгадка несоответствия силы и громкости звуков - в неодинаковой чувствительности нашего слуха к тонам различной высоты, хотя и равной силы. Хорошо поставленный голос отличается полетностью. Полетность -способность звука лететь вдаль, распространяться на фоне других звуков.

Кроме силы, высоты и длительности, звучание голоса различается еще  по своему качеству, то есть по окраске  голоса - тембру.

Тембр, то есть звуковая окраска  голоса, так же, как и сила звука, мягкость его и «теплота» может  улучшиться при постоянной заботе о  нем при специальных упражнениях, всякий раз индивидуально отбираемых для данного голоса.

3. Дикция.

Каждое слово учителя  должно быть произнесено ясно, отчетливо. Ясность произношения зависит от устройства речевого аппарата и его  правильной работы. К органам произношения относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, глотка, голосовые связки. Произношение слов и звуков - это результат сокращения мускулов соответствующих частей речевого аппарата (артикуляция). По указанию определенных участков центральной нервной системы говорящий произносит звуки, слова, предложения. [21, 14]

 

1.3 Средства речевой выразительности

 

В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять  средствам речевой выразительности: интонации, логическому ударению, паузе, темпу, силе и высоте голоса. Все  средства речевой выразительности  находятся в тесной взаимосвязи  и дополняют друг друга.

ИНТОНАЦИЯ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ

Значение интонации в  выразительной речи очень велико. «Никакая живая речь без интонации  невозможна», - говорят психологи. «Интонация есть высшая и самая острая форма  речевого воздействия», - утверждают мастера  художественного слова. Она фонетически  организует речь, расчленяя ее на предложения  и фразы (синтагмы), выражает смысловые  отношения между частями предложения, придает произносимому предложению  значение сообщения, вопроса, приказания и так далее, выражает чувства, мысли, состояния говорящего - так оценивают  роль интонации филологи.

Поэтому в данном разделе  рассмотрим компоненты интонации и  рекомендации по формированию у учащихся интонационной выразительности.

Совокупность совместно  действующих звуковых элементов  устной речи, определяемая содержанием  и целями высказывания, носит название интонации.

Основные элементы интонации (точнее компоненты) следующие:

1) сила, определяющая динамику  речи и выражаемая в ударениях;

2) направление, определяющее  мелодику речи и выражаемое  в движении голоса по звукам  разной высоты;

3) скорость, определяющая  темп и ритм речи и выражаемая  в длительном звучании и остановках (паузах);

4) тембр (оттенок), определяющий  характер звучания (эмоциональную  окраску речи).

УДАРЕНИЕ

Цельная синтаксическая интонационно-смысловая  ритмическая единица носит название синтагмы или фразы. Синтагмой может  быть одно слово или группа слов. От паузы до паузы слова произносятся слитно. Слитность эта диктуется  смыслом, содержанием предложения. Группа слов, представляющая синтагму, имеет ударение на одном из слов, большей частью на последнем. Одно из слов в группе выделяется: на него падает фразовое ударение.

Практически это достигается  небольшим усилием или повышением голоса, замедлением темпа произнесения слова, паузой после него.

Главное по мысли слово  в предложении выделяется тоном  голоса и силой выдыхания, оно  выдвигается первый план, подчиняя себе другие слова. Это «выдвижение  тоном голоса и силой экспирации (выдыхания) слова на передний план в смысловом отношении и называется логическим ударением». [12,30]. В простом предложении, как правило, одно логическое ударение.

Логическое ударение очень  важно в устной речи. Называя его  козырем выразительной речи, К.С. Станиславский говорил: «Ударение - указательный палец, отмечающий самое  главное слово в такте или  фразе! В выделяемом слове скрыта в такте или фразе! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!»[9,12] Если логическое ударение выделить неверно, то смысл всей фразы может быть тоже неверным. Правильная постановка логического ударения определяется смыслом всего произведения или его части. В каждом предложении необходимо найти слово, на которое падает логическое ударение.[4,13] За немногими исключениями, эти правила помогают при прочтении подготавливаемого текста. Некоторые из них

1. Логическое ударение  нельзя ставить на прилагательных  и местоимениях.

2.Логическое ударение, как  правило, ставится на именах  существительных, иногда на глаголах  в тех случаях, когда глагол  является основным логическим  словом и обычно стоит в  конце фразы или когда имя  существительное заменено местоимением.

3. При сопоставлении постановка  логического ударения этому правилу  не подчиняется.

4. При сочетании двух  существительных ударение всегда  падает на имя существительное,  взятое в родительном падеже  и отвечающее на вопросы чей? кого? чего?

5. Повторение слов, когда  каждое последующее усиливает  значение и смысл предыдущего  требует ударение на каждом  слове с возрастающим усилием.

6. Перечисление, счет требует  на каждом слове самостоятельного  ударения.

Не рекомендуется и «злоупотреблять» логическим ударением.

Надо научиться не только ставить ударения, но и снимать или ослаблять, затушевывая остальную часть фразы. Суетливость тяжелит речь. Оберегает ее спокойствие и выдержка. Снятие ударений с других слов уже выделяет ударное слово.

ПАУЗА, ТЕМП, РИТМ РЕЧИ

Осмысленное произношение предложения  требует правильного деления  его на фразы, речевые такты. Но в  обыкновенной связной речи нет четкой делимости на слова, так что промежутки, белые пространства, отделяющие слова  друг от друга в писаном или  печатном тексте, не всегда являются показателями членения речи в произношении. Знаком, сигналом остановки служит смысловая  законченность предложения. [4, 4]

Членение речи обозначается паузами. Пауза объединяет слова  в непрерывный ряд звуков, но в, то, же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Это логическая пауза. Пауза членит фразу на звенья. Слова в пределах текста произносятся слитно.

Логические паузы оформляют  речь, придают ей законченность. Иногда логическая пауза переходит в  психологическую. Логической паузе «отведено более или менее определяемое, очень небольшое время длительности. Если это время затягивается, то бездейственная логическая пауза должна скорее перерождаться в активную психологическую». [18,61]

Психологическая пауза - остановка, которая усиливает, выявляет психологическое  значение фразы, отрывка. Она богата внутренним содержанием, активна, так  как обуславливается отношением чтеца к событию, к действующему лицу, к его поступкам. Она отражает работу воображения читающего, тотчас же отражается на интонации, иногда даже меняет логическую группировку слов, так как проистекает из внутренней жизни, жизни воображения. [6,17]

Психологическая пауза - выразительное  средство при чтении произведения. По выражению Станиславского, «красноречивое молчание» и есть психологическая  пауза. Она является чрезвычайно  важным оружием общения. Все паузы  умеют доказать то, что недоступно слову, и нередко действуют в  молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Их бессловесный разговор может быть интересен, содержателен и убедителен не менее, чем словесный. «Пауза - важный элемент нашей речи и один из главных ее козырей», - утверждал В. Аксенов [1,43]

МЕЛОДИКА РЕЧИ

Кроме ударения, темпа и  ритма, в понятие интонации входит мелодика тона. Напомним, что движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты называют мелодикой речи. [16,49]

Мелодика речи очень разнообразна и богата. Восклицательные, вопросительные знаки, точки, запятые - все это указатели  не только пауз, но и мелодических рисунков предложения. Эти рисунки можно  назвать фигурами мелодии.

Существуют различные  мелодические формы. Окончание мысли  и вместе с тем завершение фразы  требуют понижения голоса (нисходящая форма). Развитие мысли вместе с развитием  высказывания требует повышения  голоса (восходящая форма). Мелодика предложений, фраз очень разнообразна.

Таким образом, при чтении художественного произведения мелодика служит одним из ярких выразительных  средств звучащей речи: она воздействует на слушателя, облегчает восприятие произведения, раскрывает его эмоциональную сторону.

ТЕМБР

Тембр - специфическая окраска  речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства.

Тембр рассматривается как  очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически  связан с ней, обуславливает ее.

У каждого человека есть свои особенности звучания речи, связанные  с устройством и работой его  речевого аппарата, характером звуков его голоса. По совокупности этих признаков, даже не видя человека, можно узнать, что говорит именно он. Чем сильнее  эмоции, тем больше отклонений от обычного звучания. Выразительность речи и  сообщается этими отклонениями. «Если вы больны, плохо настроены, наоборот, счастливы и веселы - обо всем этом расскажет тембр вашего голоса. Если вы активны в выражении мысли, если ваши эмоции не скрыты, - снова, прежде всего тембр об этом доведет это до сведения вашего собеседника». Причины этого могут быть разные, зависящие или не зависящие от воли говорящего. [20, 32]

На основе изложенного выше можно сделать вывод, что интонация - это главный компонент в обучении выразительному чтению.

Вывод: индивидуально-психологические  особенности, в которых выражается талантливость, одаренность, являются не полностью врожденными, а развиваются  в результате деятельности, упражнений. Поэтому обучать выразительному чтению и можно, и необходимо всех детей.

Основные составляющие техники  речи - дыхание, голос, дикция, орфоэпия.

 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

2.1 Условия организации работы над выразительностью чтения

 

Для эффективной работы над  выразительностью чтения учащихся учителю  следует знать условия работы над выразительностью чтения. К ним  относятся следующие, изложенные М.Р. Львовым. [14, 163]

Информация о работе Проблема выразительности как основная часть культуры речи