Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:11, реферат
Цели воспитания и соответственно средства, используемые для их достижения, определялись теми конкретными потребностями, которые обусловливали необходимость воздействовать на психику детей, руководить их поведением, передавать детям знания, прививать умения и навыки, формировать ценностные ориентиры. Общая направленность воспитания, осуществляемого в конкретных жизненных ситуациях, была неразрывно связана с образом идеального героя, специфического для каждой социальной группы. Этот образ воплощал в себе как бы высшую цель воспитания, в принципе недостижимую, но определяющую его общую конечную направленность.
1. Общее описание истории женского образования в России с
древнейших времен до начала XX века
1.1. Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя
1.2. Воспитание и обучение в Киевском государстве
1.3. Воспитание и образование при Петре I
1.4. Женское воспитание и образование при Екатерине II
1.5. Образование женщин в XIX веке
1.6. Женское образование в России в конце XIX начале XX вв.
2.Взгляд великих педагогов на проблему женского воспитания и образования
2.1.Константин Дмитриевич Ушинский
2.2.Ян Амос Коменский
2.3.Жан Жак Руссо
2.4.Фридрих Вильгельм Август Фрёбель
2.5.Елизавета Николаевна Водовозова
Список литературы
К.Д. Ушинский резко
возражал против системы
Образование женщины должно быть таким же, как и образование мужчины. Оно должно стать в отношении ее образованием общечеловеческим, что очень важно, так как наряду с общественными функциями женщина в значительной мере занята воспитанием детей. К. Д. Ушинский считал дикими мерами, когда в огромном большинстве европейских государств женщины были лишены возможности получения высшего образования, а среднее давалось им в каком-то упрощенном и извращенном виде. Это он не считал приемлемым и для народного образования в России. Анализируя североамериканскую систему образования как наиболее демократическую для того периода времени, К. Д. Ушинский особенно отметил такие ее положительные черты, как совместное обучение детей обоего пола во всех типах школ и право женщин на получение высшего образования наравне с мужчинами. Этого хотел он и для России.
В 1859 году Ушинский был назначен
инспектором классов Смольного
института благородных девиц. В
этом учреждении, тесно связанном
с царским двором, процветала атмосфера
угодничества и заискивания перед
ближайшим окружением царицы, ее фаворитами.
Девушек воспитывали в духе христианской
морали и превратного представления
об обязанностях жены и матери, им давали
очень мало реальных знаний и больше
заботились о привитии им светских
манер, преклонения перед царизмом.
Ушинский, невзирая на противодействия
реакционных педагогов, смело провел реформу
института, ввел новый учебный план, главными
предметами которого сделал русский язык,
лучшие произведения русской литературы,
естественные науки, широко применял наглядность
в обучении, проводил опыты на уроках биологии
и физики.
Летом 1862 года он был уволен
из Смольного института. Царское
правительство, чтобы завуалировать
незаконное отстранение Ушинского,
направило его в длительную командировку
за границу для изучения женского
образования за рубежом. Эту командировку
Ушинский справедливо рассматривал
как замаскированную ссылку.
К. Д. Ушинский за границей изучил состояние
женского образования в ряде стран, постановку
начального обучения в Швейцарии.
2.2.Ян Амос Коменский
Ян Амос Коменский (1592- 1670) — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.
В «Великой дидактике» Коменского встает такой вопрос: «Следует ли также и женский пол допускать к образованию?»
Коменский не видит никаких причин на то, чтобы не обучать женщин. Ведь мужчины и женщины равноправны, и часто более одарены, чем мужчины. Обучать девушек нужно с такой предосторожностью, чтобы девушкам, как и юношеству другого пола, не была доступна первая попавшаяся книга (нужно сожалеть о том, что этого не избегали до сих пор с большей осмотрительностью). Им должны быть доступны книги, из которых с истинным познанием Бога и дел его они могли бы постоянно почерпать истинные добродетели и истинное благочестие.
«Это, говорю я, нисколько не противоречит нашему намерению, так как мы советуем образовывать женщин не ради пустой любознательности, но для благонравия и счастья, учить особенно тому, что подобает им знать, чем владеть как для достойного устроения своей домашней жизни, так и для попечения о своём собственном благополучии и о благополучии мужа, детей и семьи.»
Так, Коменский говорил о том, что обучать нужно всех и всему, в школах должны учиться дети обоих полов.
Следующий труд Коменского,
посвященный проблеме женского воспитания
и образования – «Материнская
школа»-первое в истории педагогики
руководство для семейного
Здесь он пишет о воспитании детей в домашних условиях до 6 лет, после чего ребенок должен пойти учиться в школу для того, чтобы не превратить свое времяпрепровождение в досуг.
«Материнская школа» является руководством по воспитанию и обучению детей в домашних условиях .Здесь написано все то, что может быть полезным родителям, а в частности, матери ребенка. Коменский также дает руководство женщине в том, как она должна вести себя во время беременности, чтобы не навредить своему ребенку.
Из всего этого можно сделать вывод, что Коменский был сторонником женского воспитания и образования. Но к обучению женщин нужно подходить с крайней осторожностью. Женщина предназначена для дома и семьи, она должна воспитать здоровых и умных детей, которые могут быть полезны обществу.
2.3.Жан Жак Руссо
В своем труде «Эмиль, или о воспитании» (глава 5 «Софи, или женщина») Руссо говорит о том, что между полами практически нет никакого различия и обучать их можно равно одинаково.
Вот что говорит Руссо о воспитании женщин: «Таким образом, все воспитание женщин должно иметь отношение к мужчинам. Нравиться этим последним, быть им полезными, снискивать их любовь к себе и почтение, воспитывать их в молодости, заботиться о них, когда вырастут, давать им советы, утешать, делать жизнь их приятною и сладкою — вот обязанности женщин во все времена, вот чему нужно научить их с детства. Пока мы не поднимемся до этого принципа, мы будем плутать без толку, и все наставления, которые будут преподносить им, нисколько не послужат ни для их счастья, ни для нашего.»
«Спрашивают: учителя ли нужны для девочек или учительницы? Не знаю; мне очень хотелось бы, чтобы они не имели нужды ни в тех, ни в других, чтобы они свободно учились тому, к чему у них такая большая охота, и чтобы не видно было такой массы разряженных шутов, таскающихся по нашим городам. Мне как-то не верится, чтобы вред, причиняемый общением с этими людьми молодым девушкам, не был больше той пользы, которая извлекается из их уроков, чтобы их жаргон, их тон и чванство не внушили ученицам страсти к пустякам, которые так важны для первых и из которых эти последние не замедлят, по их примеру, сделать единственное свое занятие.
В искусствах, имеющих целью одно лишь увеселение, все может быть учителем молодых особ — отец, мать, брат, сестра, подруги, гувернантки, зеркало и особенно их собственный вкус. Не следует предлагать им брать уроки: нужно, чтобы они сами просили об этом; не следует из награды делать урок; в этих-то именно занятиях успех и зависит больше всего от желания успеть. Впрочем, если решительно нужны правильные уроки, я не стану определенно высказываться относительно пола того лица, которое должно их давать. Я не знаю, следует ли, чтобы танцевальный учитель брал юную ученицу за нежную, белую ручку, заставлял приподнимать юбку, поднимать глаза, разнимать руки, выставлять вперед трепещущую грудь; но я хорошо знаю, что я ни за что на свете не захотел бы быть этим учителем.»
Из этой главы можно
сделать вывод, что Руссо был
совсем не против женского
воспитания и образования. Но
прежде всего женщина должна
воспитываться для мужчины.
Женщина прежде всего мать своих детей, и все, чему она учится должно пригодиться ей в воспитании своих детей.
2.4. Фридрих Вильгельм Август Фрёбель
Фребель видел своей целью воспитание свободного, думающего и действующего человека, помогал раскрыть индивидуальность каждого ребенка. Для наилучшего результата каждому ребенку необходим специальный, соответствующий именно его задаткам, склонностям и дарованиям подход, который поможет развить в ребенке самостоятельность, уверенность в себе и ответственность за себя.
Огромную роль в
воспитании детей Фребель
Из числа сочинений Фрёбеля выдаются "Материнские песни", при оценке которых надо обращать внимание не столько на литературное достоинство материала, сколько на общую мысль, лежащую в основе этой работы. Обыкновенно деятельность Фрёбеля отожествляют с основанными им детскими садами: но последние воплощают в себе лишь небольшую часть его общего педагогического учения и мысль о них возникла у него сравнительно поздно.
В 1826 г. он издал книгу
«Воспитание человека» —
Фребель является первооткрывателем детских садов.Задачей детского сада является не отделение ребенка от семьи, а наоборот помощь матери в воспитании ребенка, тесное сотрудничество воспитателей и семьи.
2.5. Елизавета Николаевна Водовозова
Е.Н.Водовозова ученица и последовательница К.Д.Ушинского, выпускница Смольного института.
Главная цель воспитания, писала Е. Н. Водовозова,— это «воспитывать человека — будущего общественного деятеля и гражданина своей родины, проникнутого идеей человечества.»
Вслед за К. Д. Ушинским она считала, что воспитатель, воспитание и обучение играют ведущую роль во всестороннем развитии ребенка, самым действенным образом влияют на развитие всех его задатков, физических и умственных сил и способностей. Е. Н. Водовозова утверждала, что правильно организованно воспитание является наиболее плодотворным фактором «Если что последнее осмыслено, основано не только на педагогическом такте, но и на серьезных научных данных, то оно дает гораздо более плодотворные, верные и точные результаты, чем, то воспитание, которое дает человеку природа и обстоятельства». Отсюда задача родителей и воспитателей — изучать не только индивидуальные особенности детей в процессе воспитания и обучения, но и науку о воспитании, регулировать влияния внешней среды и создавать обстановку, необходимую для воспитания.
Главный труд Водовозовой - "Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста" - является ценным пособием для матерей и воспитательниц как научно обоснованное руководство, снабженное практическими указаниями, взятыми из действительной жизни. Пользуется также большой известностью ее труд "Жизнь европейских народов", в котором для юношества увлекательно изложены сведения о культуре, политических и общественных учреждениях, бытовых особенностях, взаимных отношениях общественных классов у всех европейских народов. Также известен её труд «На заре жизни», где она рассказывает о своих воспоминаниях из жизни в Смольном институте.
Водовозова считает, что роль матери в воспитании ребенка играет ведущую роль. Ребенка нужно всесторонне развивать, чему может научить ребенка и мать.
Из всего вышенаписанного можно сделать вывод, что проблема женского воспитания и образования в педагогике являлась одной из актуальных. Эту проблему рассматривали как российские, так и зарубежные педагоги и у каждого был свой подход. Женское образование было не менее важным, чем мужское. Начиная с момента своего становления, женское образование, обнаруживало ряд противоречий, и в большинстве случаев зависело от отношения общества к женщине в целом и ее образованию в частности. Многие педагоги считали, что женщина создана только для семьи и для мужчины, должна была отдавать себя воспитанию детей, но со временем женщины стали изучать различные науки, становились педагогами, врачами и т.д.
В настоящее время
проблема женского образования
искоренилась. В России женщины
наравне с мужчинами обучаются
различным профессиям и
Со времен становления женского образования в русской педагогике многое изменилось. Теперь женщина сама может сделать свой профессиональный выбор. В настоящее время в дошкольных и школьных учреждениях должны обучаться все дети без исключения, и разделения на богатых и бедных, не то что в те времена.
Список литературы
1. Водовозова Е.Н. «На заре жизни»
2.Коменский Я.А. « Великая дидактика»
3. Коменский Я.А. «Материнская школа»
4. Руссо Ж.Ж. «Эмиль, или о воспитании» (гл.5 «Софи, или женщина»)
5.Ушинский К.Д. «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»
6.http://otherreferats.
7.http://ru.wikipedia.org
Информация о работе Проблема женского воспитания и образования в педагогике