Проблема обучения и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 12:03, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является раскрытие таких понятий как «обучение» и «развитие», так, как их представляет педагогическая психология. Надо отметить в связи с тем, что педагогическая психология является отраслевой наукой на стыке таких наук как психология, педагогика и возрастная психология возникает путаница из-за сходства понятий, но с разнящейся трактовкой этих понятий. Даже в рамках одной дисциплины разные авторы дают своё понимание одних и тех же терминов, что даёт возможность для достаточно свободного их использования.

Содержание

Введение…………………………………................................................3
1. Категории обучения и развития в педагогической психологии ........................................................................................................4
2. Соотношение обучения и развития в подходах Пиаже и Выготского………………………………………………………...7
3. Возраст и проблема развития: зона ближайшего развития, зона актуального развития…………………………….……………….11
Заключение…….………………..…………............................................15
Список использованной литературы…………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика проблема обучения и развития.docx

— 65.02 Кб (Скачать файл)

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

Кафедра психологии

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Педагогическая психология»

 

Тема «Проблема обучения и развития»

 

Вариант 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил  Иванов О. В.,

студент гр. 251-а

Зачетная книжка №09-506 

Проверил: Скнарь. Ю. В.

  «_____» _______________2012г.


 

(оценка  и подпись преподавателя)


 

 

 

 

Красноярск  2012

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Введение…………………………………................................................3

    1. Категории обучения и развития в педагогической психологии ........................................................................................................4
    2. Соотношение обучения и развития в подходах Пиаже и Выготского………………………………………………………...7
    3. Возраст и проблема развития: зона ближайшего развития, зона актуального развития…………………………….……………….11

Заключение…….………………..…………............................................15

Список использованной литературы…………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Целью работы является раскрытие таких понятий как «обучение» и «развитие», так, как их представляет педагогическая психология. Надо отметить в связи с тем, что педагогическая психология является отраслевой наукой на стыке таких наук как психология, педагогика и возрастная психология возникает путаница из-за сходства понятий, но с разнящейся трактовкой этих понятий. Даже в рамках одной дисциплины разные авторы дают своё понимание  одних и тех же терминов, что даёт возможность для достаточно свободного их использования.

Немало споров вызывает и соотношение обучения и развития в подходах разных учёных. Наибольшую известность приобрели  теории Ж. Пиаже и Л. С. Выготского, различие подходов о силе влияние обучения на развитие личности, до сих пор вызывает немало споров у сторонников этих теорий. В своей работе дано краткое сравнение этих теорий, основной акцент, сделав на работу Л. С. Выготского и немного на его приверженцев А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперина, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина.

Логическим  продолжением работы будет рассмотрение таких понятий как «зона ближайшего развития» и «зона актуального развития», так как их определил Л. С. Выготский, их взаимосвязь с возрастом и возникающие в связи с этим проблемы развития.

В конце работы будет дано заключение, в котором  относительно каждого вопроса  дан  краткий вывод.

Материалы, послужившие для написания работы, указаны в списке литературы.

 

 

 

 

  1. КАТЕГОРИИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Психология  обучения — раздел педагогической психологии, посвященный изучению психической  деятельности в условиях обучения. Процесс учения во всей его сложности, его возрастные и индивидуальные особенности, его специфика в зависимости от содержания изучаемой учащимися дисциплины составляют основной предмет исследований психологии обучения. Исследования непосредственно самого процесса учения, выполненные с позиций принципов отечественной психологии, показали, что процесс усвоения – это выполнение человеком определенных действий или деятельности, в результате которых происходит процесс  перехода  элементов  социального  опыта  в  опыт индивидуальный.  Такой  переход  всегда  предполагает  деятельность  субъекта, усваивающего  социальный  опыт.  Усвоение  происходит  в  разных  видах деятельности: в игре, труде, учении.  Учение - это деятельность ученика, включенного в учебный процесс. В этом случае  процесс  усвоения  социального  опыта  специально  организован представителем старшего поколения - учителем. Учение имеет своей целью именно усвоение  социального  опыта, управление процессом учения существенно меняет ход усвоения знаний и умений. Процесс усвоения знаний изучается в тесной связи с изучением применения знаний на практике, поскольку важнейшим условием подлинного усвоения является самостоятельное оперирование учащимися полученными знаниями. Применение знаний, являясь составной частью их усвоения.

Деятельность  учителя в учебном процессе называется обучением: ученик учится, а учитель  обучает.  К числу основных понятий  относится также термин формирование. Формирование - это деятельность учителя, связанная с организацией  усвоения  определенного  элемента  социального  опыта (понятия, действия)  учеником.  И формирование,  и обучение  связаны  с  деятельностью учителя,  но  их  содержание  не  совпадает.  Во-первых,  понятие  обучение  более широкое,  чем  понятие  формирование.  Во-вторых,  когда  говорят  обучение,  то имеют в виду или то, чему учит преподаватель (математике, языку), или то, кого учит: учащихся. Термин формирование обычно употребляют тогда, когда речь идет о том, что приобретает ученик: понятие, навык, новый вид деятельности.  Используется также термин научение. В зарубежной психологии он употребляется как эквивалент учения. В отечественной психологии его принято использовать применительно к животным.

Термин «развитие» указывает на изменения, которые  со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов  в организме и воздействий  окружающей среды. Обычно эти изменения  прогрессируют и накапливаются, приводя к усилению организации  и усложнению функций. Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся такие физические характеристики, как размеры и форма тела и органов, изменения структуры мозга, сенсорные возможности и моторные (или двигательные) навыки. Когнитивная область охватывает все умственные способности и психические процессы, включая даже конкретную организацию мышления. К этой области относятся такие процессы, как восприятие, рассуждение, память, решение задач, речь, суждение и воображение. В психосоциальную область входят свойства личности и социальные навыки. К ней относят присущий каждому из нас индивидуальный стиль поведения и эмоционального реагирования, то, как люди воспринимают социальную действительность и реагируют на нее. Развитие человека в этих трех областях происходит одновременно и взаимосвязано.

 Обучение влияет на умственное развитие учащихся, может ускорить прохождение соответствующих этапов этого развития или даже видоизменить их последовательность.

 В то  же время результат и процесс  учебной деятельности, в свою  очередь, зависят от уже достигнутого  учащимся уровня развития и  овладения им приемами умственной  деятельности. Исследования показали, что при правильной организации  обучения удается ускорить формирование ценных свойств психической деятельности, например, развить уже у младших школьников произвольные формы внимания и памяти, расширить осмысленное запоминание за счет механического, ослабить у них подражательность, развив элементы продуктивного (творческого) мышления. Оказывается возможным заметно расширить познавательные возможности детей. В частности, оказалось, что даже сравнительно сложный абстрактный материал успешно усваивается младшими школьниками, если он вводится при определенном построении программы и при соответствующих методах обучения. Вместе с тем характер усвоения знаний, быстрота и легкость, с которой они усваиваются, широта их переноса на решение новых задач непосредственно определяются уровнем умственного развития учащихся, проявляющимся, прежде всего в сформированных у них качествах ума — самостоятельности, критичности и других, то есть в определенных особенностях его личности. Соотношение процессов учения и развития составляет одну из важных теоретических проблем психологии обучения.

Эффективность усвоения знаний зависит также от отношения учащегося к учебной  деятельности, от его мотивации. Проблема мотивов учения является важнейшей  составной частью психологии обучения. Ее изучение дает возможность вскрыть  причины, способствующие усвоению одного учебного материала и противодействующие усвоению другого. К этой проблеме относится  исследование роли оценки учителями  школьных достижений учащегося. Оценка служит как бы «подкреплением» (положительным  или отрицательным) учебной деятельности школьника. Наряду с этим «внешним»  контролем большое значение имеет  самоконтроль и самооценка, когда  учащийся самостоятельно контролирует ход своей работы, сопоставляя  получаемый результат с образцом и, если это необходимо, его корректируя. При изучении индивидуально-психологических различий в процессе обучения учитываются как особенности мотивации, познавательных интересов, так и характерные для того или иного учащегося черты умственной деятельности. При этом анализируется общее умственное развитие школьника, непосредственно влияющее на его «обучаемость», а также его специальные способности (математические, литературные). Психологические исследования намечают пути развития специальных способностей при условии сочетания их с всесторонним развитием личности учащегося, создавая тем самым предпосылки для дифференцированного подхода в обучении.

Выявление закономерностей  усвоения знаний, умений и навыков  и формирования у школьников умения учиться дает возможность вносить  практические предложения, касающиеся усовершенствования школьных программ и методов обучения.

 

 

  1. СООТНОШЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В ПОДХОДАХ       Ж. ПИАЖЕ И Л. С. ВЫГОТСКОГО

 

Соотношения обучения и развития. Впервые эта проблема была рассмотрена в трудах Выготского, он обосновал ведущую роль обучения в развитии, отметив, что обучение должно идти впереди развития, быть источником нового развития.

Учение, обучение непосредственно влияет на развитие, а уже достигнутый уровень  развития, в свою очередь, существенно  меняет протекание процессов учения.

В результате исследований Л. С. Выготского и Ж. Пиаже стало общепризнанным, что в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах происходят глубокие изменения мышления - осуществляется переход от дологических к собственно логическим его формам. Однако роль, которую играет в этом переходе обучение, оценивается этими исследователями по-разному. Согласно Выготскому, обучение ведёт за собой развитие; согласно Пиаже, развитие идёт независимо от обучения, которое происходит с непосредственной опорой на уже достигнутый уровень развития и тесной зависимости от него.

В отечественной  психологии утверждается точка зрения, сформулированная Л. С. Выготским и разделяемая все большим количеством исследователей. Согласно этой точке зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. Это положение является кардинальным не только для отечественной педагогической психологии, но и для принявшей его когнитивной психологии Дж. Брунера в США.

К началу 30-х  годов ХХ века более или менее отчетливо выявились три основные теории о соотношении обучения и развития, коротко их рассмотрим:

Согласно первой точке зрения, высказанной  известным швейцарским психологом Ж. Пиаже и развиваемой его школой, отрицается связь между обучением и развитием ребенка. Эта независимость выражается, в частности, в том, что мышление ребенка проходит через известные стадии, независимо от того, обучается он или не обучается. А относительность независимости этих процессов состоит в том, что для того, чтобы обучение стало возможным, развитие должно подготовить для этого соответствующую основу. Обучение в этом случае "идет в хвосте развития", оно как бы надстраивается над созреванием. Согласно этой теории, развитие ребенка есть следствие внутреннего, спонтанного самоизменения, на которое обучение не оказывает никакого влияния. По мнению Ж. Пиаже, мышление ребенка с необходимостью проходит через все известные фазы и стадии независимо от процесса обучения. Более того, обучение обусловлено уровнем развития человека. Первая теория, естественно, не признает развивающего обучения, - это теоретическое обоснование практики образования в принципе исключает какие-либо возможности проявления такого обучения. Этой точки зрения придерживались А. Гезелл, 3. Фрейд, В. Штерн.

Согласно второй точке зрения, обучение и развитие - тождественны (У. Джемс, Э. Торндайк). Считается, что ребенок  развивается в меру того, как он обучается, поэтому развитие есть обучение, а обучение и есть развитие. Каждый шаг обучения считался и шагом  развития ученика. При этом Э. Торндайк не видел разницы между обучением  человека и обучением животного, отрицал роль сознания в обучении. Эти взгляды разделяли У. Джеймс, Дж. Уотсон, К. Коффка, хотя природу обучения они понимали по-разному. Они полагали, что любое обучение является развивающим, так как, например, обучение детей каким-либо грамматическим знаниям уже приводит к развитию у них ценных умственных действий (привычек). Эта точка зрения очень удобна для практиков, поскольку она оправдывает любые действия педагогов. Естественно, что по этой теории любое обучение - развивающее, поскольку обучение детей, например, каким-либо математическим знаниям может приводить к развитию у них ценных интеллектуальных привычек. Нужно иметь в виду, что учителя, опирающиеся в своей работе по преимуществу на практической опыт, могут быть сторонниками именно такой теории, не требующей проведения достаточно сложных процедур по различению процессов обучения и процессов развития.

Информация о работе Проблема обучения и развития