Проблема педагогической профилактики новых видов наркотической зависимости среди учащейся молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является обобщение имеющегося отечественного и зарубежного опыта профилактики новых видов наркотической зависимости среди учащейся молодежи.
В качестве задач выдвинуты:
Раскрытие особенностей негативного влияния психоактивных веществ на развитие молодежи;
Определение направлений комплексной профилактической деятельности образовательных учреждений против приобщения молодежи к наркотикам и формировании у нее здорового образа жизни (ЗОЖ);
Практическое применение опыта профилактики новых видов зависимости.
Объектом исследования является методы и приемы педагогической профилактики новых видов наркотической зависимости.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….3
Глава I Теоретико-методологические основы профилактики наркотической зависимости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………….6
§ 1. Категориально-терминологический аппарат. . . . . . . . . . . . . …. 6
§ 2. Общие положения проблемы профилактики наркотической зависимости………………………………………………………………………..9
§ 3. Новые виды наркотической зависимости ……………………....23
Глава II Педагогическая профилактика новых видов наркотической зависимости…………………………………………………………………..….32
Заключение ……………………………………………………………….……37
Список источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . ………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

курсач 3 курс.docx

— 80.29 Кб (Скачать файл)

Однако  исследования, проведённые в 2008—2009 годах, показали, что действие Spice и  аналогичных смесей обусловлено  не растительными компонентами, а  синтетическими агонистами каннабиноидных рецепторов различной химической природы (содержание в различных партиях варьируется)15:

  • Дибензопираны: HU-210
  • Циклогексилфенолы: CP 47,497 и его гомологи
  • Нафтоилиндолы: JWH-018, JWH-073, JWH-398
  • Фенилацетилиндолы: JWH-250
  • Олеамид

Своевременному  выявлению синтетических каннабиноидов  в травяных смесях Spice помешали наличие  в составе смесей растений, потенциально обладающих психоактивными свойствами, добавки большого количества балластных соединений (таких как витамин E) с целью скрыть действующее вещество, а также отсутствие информации о спектральных свойствах синтетических каннабиноидов в большинстве баз данных для масс-спектрометрического анализа16.

Виды

Под брендом Spice продаётся  несколько вариантов  курительных смесей, различающихся по силе действия:

  • Spice Silver
  • Spice Gold
  • Spice Diamond (наиболее сильнодействующая)

Смеси расфасованы в пакеты размером приблизительно 5 на 7,5 см, содержащие по 3 грамма смеси. Розничная цена одного пакета в 2008 году составляла от 15 до 30 евро. Кроме того, обнаружены аналогичные смеси, продаваемые под брендами Yucatan Fire, Smoke, Skunk, Sence, и Genie.17 18

Влияние на организм человека

Влияние синтетических каннабиноидов на организм человека на данный момент изучено недостаточно. Хотя их действие на психику аналогично действию тетрагидроканнабинола (ТГК), нет оснований быть уверенным в том, что риски, связанные с их употреблением, сравнимы с рисками при употреблении ТГК. Так, передозировка полного агониста каннабиноидных рецепторов может быть более опасной, чем передозировка частичного агониста (каким является ТГК).19

Описан  случай возникновения физической зависимости при продолжительном употреблении Spice Gold.20

Правовой статус

Синтетические каннабиноиды, входящие в состав курительных  смесей Spice, не входят в международные  списки контролируемых веществ согласно Единой конвенции о наркотических  средствах 1961 года и Конвенции о  психотропных веществах 1971 года. В 2009 году, после обнаружения синтетических каннабиноидов в курительных смесях Spice, власти начали принимать меры по запрету этих соединений.21

Европейский союз

Страна Запрещённые синтетические каннабиноиды Дата  запрета
Австрия JWH-018, CP 47,497 и  его гомологи, HU-210 3 марта 2009
Германия JWH-018, CP 47,497 и  его гомологи 22 января 2009
Литва JWH-018, JWH-073, CP 47,497 и его гомологи, HU-210 27 мая 2009
Люксембург JWH-018, CP 47,497, HU-210 и другие синтетические агонисты  каннабиноидных рецепторов 20 апреля 2009
Польша JWH-018 8 мая 2009
Соединённое королевство широкий спектр синтетических каннабиноидов 12 августа 2009
Франция JWH-018, CP 47,497 и  его гомологи, HU-210 24 февраля 2009
Швеция JWH-018, JWH-073, CP 47,497 и его гомологи, HU-210 15 сентября 2009
Эстония JWH-018, JWH-073, CP 47,497 и его гомологи, HU-210 24 июля 2009

Россия

По поручению Роспотребнадзора Институт питания РАМН провёл экспертизу курительных смесей Spice и аналогичных им, обнаружив в их составе психоактивные вещества.22На основании этого заключения 9 апреля 2009 года Роспотребнадзор запретил оборот курительных смесей, содержащих в составе шалфей предсказателей (Salvia divinorum), гавайскую розу (Argyreia nervosa) или голубой лотос (Nymphea caerulea).23

31 декабря  2009 года голубой лотос, шалфей предсказателей, гавайская роза, а также JWH-018 и ряд других синтетических каннабиноидов внесены в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен24.

США

В США  синтетические каннабиноиды, входящие в состав Spice, не включены в список контролируемых веществ25. В то же время в США действует Federal Analog Act, в соответствии с которым ограничивается оборот аналогов контролируемых веществ26.

"Дизайнерские" наркотики

Переделанные, или "дизайнерские" наркотики - синтетические  вещества, полученные путем незначительного  изменения химической структуры  уже  известного наркотика. Если наркотик сохранит способность воздействовать на рецепторы, он будет по-прежнему оказывать желаемое действие, но при этом не будет запрещен законом. Иначе говоря, специалист-химик может слегка изменить молекулу героина и получить новый наркотик с теми же свойства ми. И преследовать распространение этого нового соединения по закону будет невозможно. (Впрочем, в 1986 г. в США был принят закон, изменивший такое положение дел.) Переделанные наркотики уменьшают риск при их продаже, но не при употреблении. Не так давно в Калифорнии подпольная химическая лаборатория начала производить переделанный героин, так называемый МРРР27. Из-за неправильной технологии изготовления, вместо героина МРРР получилось токсичное вещество МРМР. Это выяснилось после того, как несколько молодых наркоманов попали в больницу с полным параличом. Поначалу причина этой эпидемии паралича была полнейшей загадкой. Симптомы сильно напоминали болезнь Паркинсона. Но этой болезни подвержены лишь пожилые люди. Решить проблему помогла гениальная догадка врача по имени Уильям Лэнгстон. Он применил для лечения парализованных наркоманов препарат L-дофа. Его применение вернуло пациентам хотя бы способность раз говаривать. После чего выяснилось, что они стали жертвами неудачно пере деланного героина.

Исследования  показали, что МРТР действует избирательно, и главный объект его воздействия - черная субстанция. Он вызывает быстрое  ее раз рушение, и эта потеря почти  невосполнима. Впрочем, лечение жертв  МРТР показало, что препарат L-дофа способен восстанавливать часть клеток чер  ной субстанции.

Необходимо  помнить два важных обстоятельства. Во-первых, очевидна ог- ромная опасность, связанная с употреблением переделанных наркотиков. Поскольку они не проверены  на животных и не исследованы в  лабораториях медицинских центров, употребляющий их человек сильно рискует. Во-вторых, могут отсутствовать  явные симптомы повреждения мозга. У многих людей, принявших МРТР всего  раз или два в жизни, сейчас не наблюдается никаких симптомов  болезни Паркинсона. Тем не менее, частичное разрушение черной субстанции наверняка произошло. В процессе старения организма его клетки будут  разрушаться дальше, а это увеличивает риск того, что и за однократный прием МРТР такие люди поплатятся болезнью Паркинсона.28

Глава II       Педагогическая  профилактика новых видов наркотической зависимости

Проблема  наркотиков давно превратилась в  глобальную, грозящую гибелью для  человечества. Как всякая глобальная проблема, она не может не стать  содержанием современных образовательных  программ. Перед опасностью вовлечения подростков в употребление наркотиков другие педагогические заботы отходят  на второй план. Если смысл современной  школы - создать образовательную  среду, способствующую развитию подростков, то наркотизация пространства их жизнедеятельности  гарантированно разрушает все педагогические усилия.

Детей нельзя оградить от наркотика, но научить  их сознательно отказываться от него можно и нужно.

В работе с подростками необходимо учитывать, что они склонны слушаться  только тех, кого любят и уважают. Активность и эрудированность учителя, а также его умение вызвать  доверие, уважение и интерес подростков способствуют повышению эффективности  антинаркотической работы.

При рассказе о наркотических  веществах следует  избегать ненужной детализации, нельзя давать подробные  сведения о их внешнем  виде, месте произрастания, способах приема, действии, вызываемых ощущениях. Это часто играет роль рекламы, провоцирует  к пагубному, вредному экспериментированию.

Необходимо  подчеркивать на основе конкретных примеров непредсказуемость действия наркотических  веществ, неизвестность предстоящего, большую опасность возникновения  беды. 
Излагая проблематику, связанную с употреблением наркотических веществ, не следует придавать ей особую, первостепенную значимость, создавать впечатление, будто бы для людей свет клином сошелся на данной теме. Напротив, необходимо развенчивать роль употребления таких веществ в человеческой жизни, показывать, что их истинная роль — замена полноценной жизни ее жалким подобием. Не следует огульно, голословно ругать потребителей наркотиков, надо лишь подчеркнуть, что они составляют незначительную часть молодежи. Необходимо разоблачать мифы, связанные с наркотиками и наркоманами, указывая, какой непоправимый вред они приносят здоровью человека. 
Изложение материала должно проходить без излишней драматизации, без многих сообщений об ужасах, опасностях, связи употребления наркотиков с «греховностью», «моральной распущенностью». На подростков такое производит мало впечатления, ибо большей их части свойственно стремление к риску и убежденность, что «со мной это не случится». 
В настоящее время многие подростки достаточно хорошо информированы и, если учитель искажает или преувеличивает негативные последствия употребления наркотиков, то они могут оценить эту информацию как ложную. Рейтинг учителя при этом резко снизится. 
Очень важно, чтобы и сами подростки принимали участие в антинаркотической работе, преодолев извечную убежденность, что «доносить на товарища нельзя». Необходимо объяснить учащимся, что табу недоносительства в данном случае не действует, поскольку сокрытие столь важных сведений может нанести непоправимый вред здоровью их товарища. Очевидно, что в этом случае подростки должны полностью доверять учителю, с которым они намерены поделиться информацией.

Для правильной постановки антинаркотического воспитания учащихся необходимо четко понимать, что недостаточно добиваться только усвоения подростками определенной суммы подобных знаний (хотя эта  задача, конечно, чрезвычайно важна). Здесь особого внимания педагога требует формирование у подопечных готовности применять эти знания в каждом конкретном житейском случае, понимание того, что нет «сильных»  и «слабых» наркотиков, что любое употребление наркотических веществ - шаг в пропасть.

Очень важно в антинаркотическом воспитании и обучении подростков упирать не на страх, а на чувство долга, достоинство, поощряя стремление подростков к  самоутверждению через преодоление  отрицательных черт личности, социальное становление в учебе и посильном  труде.

Главная педагогическая цель - сформировать у  подростков психологический иммунитет, то есть вызвать у них отрицательное  отношение к наркотикам. Для этого  до каждого несовершеннолетнего  необходимо донести информацию о  пагубном влиянии наркотических  и токсических веществ на организм, о возможности заражения такими страшными заболеваниями, как СПИД, гепатит, сифилис. Последнее может  послужить дополнительным аргументом против начала употребления психоактивных  веществ. Необходимо также научить  подростков правилам поведения, позволяющим  преодолевать наркогенное давление со стороны окружающих.

Одним из основных звеньев в антинаркотическом  просвещении и воспитании в школе  должен стать курс биологических  наук. Конкретные примеры влияния  наркотических веществ на физиологические  процессы, происходящие в организме, можно рассмотреть при изучении анатомии, физиологии и гигиены человека (раздел «Биология. Человек», 9-й класс). 
Представленные уроки профилактики наркомании расположены в последовательности, которая способствует формированию у учащихся внутренних антинаркотических барьеров. Уроки содержат доступный для учеников 9-го класса материал. Характер изложения оставляет учителю возможность для индивидуального творчества с учетом особенностей обучаемых.

Дополнительно дается информация об осложнениях, возникающих  в результате употребления наркотических  и токсических веществ (в таблицах), а также анкета для учащихся, содержащая вопросы для проверки усвоения ими  учебного материала и позволяющая  оценить степень их устойчивости к наркогенному давлению среды, для  оценки уровня осведомленности подростков о социальных и юридических последствиях употребления наркотических средств.

Информация о работе Проблема педагогической профилактики новых видов наркотической зависимости среди учащейся молодежи