Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 14:46, курсовая работа
Целью исследования является выявление сущности и специфики социально-педагогической запущенности, обусловливающих ее причин, факторов и условий; методологическое обоснование ее ранней профилактики и коррекции.
Задачи исследования:
1. Разработать общетеоретические и методологические основы ранней диагностики, профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности в детском возрасте.
2. Выявить специфику социально-педагогической запущенности ребенка и механизмы ее влияния на формирование особенностей его личности.
3. Изучить особенности запущенного дошкольника и младше¬го школьника как субъекта самосознания, деятельности и общения, характеризующие уровень его активности во взаимодействии с микросредой.
Введение
Глава I. Социально-педагогическая запущенность
в детском возрасте……………..…………………………………………….8
1.1. Личность ребенка младшего школьного возраста……………………..8
1.2. Сущность понятий социально и педагогически запущенный ребенок..…………………….............................................................................12
1.3. Причины возникновения социальной и педагогической запущенности……………………….................................................................16
Глава II. Особенности работы с социально
и педагогически запущенными детьми………..........................................22
2.1. Профилактика педагогической запущенности учащихся…………………………………………………………………..…..22
2.2. Профилактика социальной запущенности учащихся....……................................................................................................29
Заключение.…………......................................................................................34
Список литературы........….......................................................................39
• Нарушениями в сфере общения, связанными с неудачами ребенка в учении, со слабостью его представлений об окружающем мире, нравственных правилах коллектива, отсутствием навыков общения, неправильной самооценкой, оценкой своего положения в группе сверстников.
Показателями педагогической запущенности у подростков являются:
Нарушения в познавательной сфере, неправильное, патологическое развитие характера, выраженное в акцентуациях.
Также педагогическая запущенность может возникнуть из-за замедленного развития ребенка, например, незначительный речевой дефект, неподготовленность к школьному обучению или же по причине повышенной утомляемости, снижения памяти, внимания, работоспособности ученика. Зачастую педагогически запущенные дети становятся успевающими учениками, для этого нужно лишь вовремя диагностировать педагогическую запущенность и провести соответствующую педагогическую помощь.
Процесс человеческого развития детерминирован внутренними противоречиями, социальными ситуациями, психофизическими особенностями, которые представляют собой сочетание внешних условий и внутренних процессов развития, и собственной активностью ребенка в общении, деятельности и самосовершенствовании. Ребенок появляется на свет с определенными задатками, раскрытие которых зависит от жизненных обстоятельств, воспитания и воздействия среды. Индивидуальностью человек может стать лишь в результате развития при определенных условиях, которые обусловлены его задатками.15 Когда условия жизни ребенка не соответствуют его задаткам и психофизическим особенностям, то развитие искажается и деформируется. Этому способствует множество факторов – заболевания, стрессы, влияние окружающих, дефицит стимулов развития и т.д. Одним из дефицитов психологических и социальных стимулов является педагогическая запущенность ребенка.
Развитие человека и его взаимодействие с окружающим миром называют социализацией. Это — развитие личности и самореализация на протяжении всей жизни, включая процесс усвоения и воспроизведения культуры общества. Социализированный человек противостоит некоторым жизненным обстоятельствам. Если он плохо адаптирован в обществе и противостоять ему не способен, он является жертвой социализации (конформист). В возникновении педагогической запущенности характер влияния на человека факторов социализации имеет большое значение. Такими факторами и обстоятельствами являются: психологический микроклимат семьи. В семье, где отсутствует взаимное доверие, любовь и дружба, несмотря на порядок и внешнюю тишину, дети растут непослушными, замкнутыми, раздражительными, тревожными. Социальная обстановка и позиция членов семьи (преимущество деловой занятости над общением с ребенком, материальных благ над духовными) имеет существенное влияние, потому как именно в ней формируется первичный социальный опыт детей, а затем на его основе он воспринимает окружающее и формирует отношение к жизни.
Взаимоотношения с учителями. Если преподаватель выказывает недовольство по отношению к невыполнению запущенным ребенком своих требований, ставит двойки, стыдит перед классом, ученик начинает демонстративно протестовать и замыкается в себе еще больше.
Отношение учителя к ученику с педагогической запущенностью порождает его неблагополучное положение в коллективе (классе). При конфликтах с учителями, отсутствии дружбы с одноклассниками у педагогически запущенного ребенка возникает душевная пустота, сознание одиночества, а они в свою очередь побуждают его искать утешения и поддержки в асоциальных группировках.16
Изучив факторы, которые влияют на социально-педагогическую запущенность, можно выявить основные действия в ее комплексной диагностике. Она заключается во всестороннем и углубленном анализе личности ребенка – его положительные черты, недостатки и их причины, направленном на решение таких задач как достижение гармонии в развитии личности и повышение эффективности педагогического процесса. Исходя из характеристик сущности социально-педагогической запущенности, можно выделить содержательные критерии ее диагностики:
- отсутствие патологий в развитии,
- неблагоприятная социальная и педагогическая ситуация в развитии,
- неадекватная активность ребенка в качестве субъекта деятельности и общения,
- неразвитое самосознание ребенка,
- адаптация в окружающей среде,
- педагогическая трудность ребенка.
Методические критерии – объективность и отсутствие предвзятости, изучение процессов, состояний и явлений в развитии, единство прогностических и диагностических функций, диагностика целостности индивидуальности и единства изучения социальной среды и ребенка, сотрудничество с ним, изучение ребенка во время его общения и деятельности.17
Признаками педагогической запущенности, имеющими большое значение для ее диагностики, являются:
неадекватная самооценка ребенка и уровня его притязаний,
трудности в учебной
деятельности, плохая успеваемость, связанные
с отсутствием гармонии в развитии
социально-педагогического
низкий социальный статус,
который проявляется в
неадекватное поведение в социуме,
авторитарность родителей.
Педагог на основе своих наблюдений, используя критерии диагностики, может судить о соответствии ребенка приведенным выше характеристикам, а значит о наличии у него педагогической запущенности. Дальнейшая работа с таким ребенком проводится психологом, с использованием различных методов тестирования и коррекции.
Таким образом, социально-педагогическая запущенность есть длительное неблагоприятное для развития личности состояние ребенка, связанное с недостаточным, противоречивым или негативным воздействием на него социальной микросреды и преломляющимся через внутренние условия.
с социально и педагогически запущенными детьми
2.1. Профилактика педагогической запущенности учащихся
Психолого-педагогическая профилактика — система предупредительных мер связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.
Психолого-педагогическая
коррекция — это совокупность
специальных психолого-
Общие принципы профилактики и коррекции педагогической запущенности детей следующие:
— комплексный и системный подход к Диагностике, профилактике и коррекции;
— учет возрастных и личностных особенностей ребенка и специфики педагогической ситуации его развития;
— профессиональная компетентность и разделение функций;
— опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития;
— единство и взаимодополняемость
психологических и
— дифференцированный подход.
Ранняя профилактика запущенности непосредственно связана с качеством образовательного процесса и поэтому носит общепедагогический характер. В зависимости от возраста ребенка можно выделить четыре группы методов профилактики:19
1. Стимулирование и
мотивация учебно-
— познавательный характер игры,
— создание ситуаций эмоционального переживания,
— занимательность,
— опора на жизненный опыт,
— ситуации успеха в учебно-познавательной деятельности.
2. Организация жизни
и деятельности детского воспит
— создание ситуаций личностной и групповой перспективы,
— коллективные игры,
— выработка коллективно-единых требований,
— коллективные соревнования,
— коллективное самообслуживание.
3. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:
— осуждение,
— педагогическая требовательность,
— педагогическое предостережение,
— сочувствие,
— убеждение,
— уважение,
— решение конфликтной ситуации,
— анализ поступка,
— понимание,
— побуждение.
— доверие.
4. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка:
— ожидание радости;
— обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного;
— обращение к самолюбию, самоуважению;
— пример, разъяснение;
— внушение;
— требование;
— снятие напряжения.
Психологическая коррекция педагогической запущенности детей классифицируется по объекту (запущенный ребенок, его воспитательный микросоциум) и по качественным характеристикам личности. Это методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении (психогимнастические методы), методы когнитивной тренировки вербального интеллекта и методы терапии средствами искусства.20 Психокоррекция свойств субъекта общения проводится с помощью метода игровой коррекции поведения в группе сверстников, методов позитивного общения, ролевого научения, коммуникативных игр и упражнений, методов расшатывания традиционных позитивных ролей и статусного перемещения детей.
Нарушения учебной деятельности можно корректировать методом снижения значимости учителя на уроке; снижения потребностей, связанных с внутренней позицией школьника; снижения чувствительности к оцениванию; формирования адекватной самооценки школьных достижений. Эти методы используются на фоне метода релаксации и «реагирования школьных страхов запущенного ребенка.
Нарушения развития самосознания
запущенного ребенка корректиру
Средства профилактики и коррекции педагогической запущенности разнообразны по объекту, предмету, цели и содержанию. Их целесообразное сочетание в практической деятельности педагогов и психологов, направленность на преодоление недостатков развития (гармонизацию) личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания (изменение социально-педагогической ситуации (развития) могут дать, положительные результаты.
Таблица 1. Система психолого-педагогической коррекции педагогической запущенности младшего школьника
Подструктуры личности |
Предметы коррекции |
Педагогические приемы |
Психологические методы | |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Индивидуально-типологические особенности личности |
Дисгармония развития. Нестабильность и ригидность нервной системы. Неразвитость произвольности психических процессов в сравнении со сверстниками |
Понимание, сочувствие, снятие напряжения. Рационализация воспитательно-образовательного процесса. Выравнивание культурно-образовательных возможностей детей. Личностная перспектива |
Развитие произвольности в двигательной сфере. Развитие произвольности в познавательной сфере. Развитие произвольности в эмоциональной сфере. Развитие произвольности в общении и поведении. Когнитивная тренировка. Систематическая десенсибилизация. Терапия средствами искусства | |
Свойства субъекта общения |
Высокая тревожность. Слабая социальная рефлексия. Трудности общения. Неадекватное поведение. Низкий социальный статус |
Доверие к личности ребенка. Формирование реально осознаваемых мотивов поведения. Формирование реально действующих мотивов поведения. Анализ конфликтных ситуаций. Пример и авторитет педагога в отношении к детям. Позитивная иррадиация авторитета педагога на отношении ребенка со сверстниками |
Игровая коррекция поведения в группе. Развитие позитивного общения. Ролевое научение. Коммуникативные игры и упражнения. Расшатывание традиционных позиционных ролей. Статусное перемещение детей | |
Свойства субъекта деятельности |
Дисгармония мотивов учения. Школьная тревожность. Низкая учебно-познавательная активность. Несформированность основных учебных умений. Слабая обучаемость |
Позитивное стимулирование. Авансирование успеха. Акцептуация достижений ребенка в деятельности. Парциальная оценка результатов. Наглядные опоры в обучении. Комментируемое управление. Создание учебных ситуаций с элементами новизны, занимательности, опоры на жизненный опыт детей. Поэтапное формирование умственных действий. Опережающее консультатирова-ние по трудным темам. Щадящая учебная нагрузка |
Снижение значимости учителя. Снижение силы потребностей, связанных с внутренней позицией школьника. Десенсибилизация к оцениванию. Формирование адекватной самооценки школьных успехов. Релаксация и эмоциональное отреагирование школьных страхов | |
Свойства Кубъекта самосозна ния |
Нарушенный образ «Я». Неадекватная самооценка. Неудовлетворенное притязание на признание. Комплекс неполноценности |
Безусловное принятие ребенка. Выборочное игнорирование негативных поступков. Эмоциональное поглаживание ребенка. Позитивное побуждение к деятельности и общению. Ожидание завтрашней радости |
Психологический массаж. Идентификация. Зеркальное отражение. Подтверждение уникальности ребенка. Развитие позитивного восприятия других. Самовнушение («Я хочу», «Я могу», «Я буду») |
Информация о работе Проблема социально и педагогически запущенных детей в начальной школе