Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2012 в 10:36, реферат
Цель курсовой работы: изучить особенности проявления и выявить гендерные различия в способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: способность к сопереживанию.
Предмет исследования: гендерные отличия способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: в способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста имеются значительные гендерные отличия (девочки более эмпатичны, чем мальчики).
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3
1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
СПОСОБНОСТИ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА............................................................... 5
1.1. Проблема эмпатии в психологии................................................................. 5
1.2. Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте............ 7
1.3. Гендерные исследования эмпатийных способностей................................ 15
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПРОЯВЛЕНИИ
СПОСОБНОСТИ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА............................................................... 21
2.1. Ход эксперимента......................................................................................... 21
2.2. Описание используемых методик............................................................... 21
2.3. Анализ и описание полученных результатов............................................. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 27
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ......................
1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
СПОСОБНОСТИ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА......................
1.1. Проблема эмпатии в психологии....................
1.2. Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте............
1.3. Гендерные исследования эмпатийных способностей..................
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПРОЯВЛЕНИИ
СПОСОБНОСТИ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА......................
2.1. Ход эксперимента..................
2.2. Описание используемых методик.......................
2.3. Анализ и описание полученных результатов...................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................
ВВЕДЕНИЕ
Вырастить и воспитать гармонично развитого человека – желание и стремление многих родителей. На достижение этой цели направлены и усилия педагогов.
Реформа школы выдвинула перед психологами большое число проблем. Насущная задача, стоящая перед психологами, — совершить крутой поворот к педагогической практике и к максимальному использованию накопленных психологических знаний. Решению этой задачи в определенной мере должно способствовать изучение закономерностей развития мотивационно-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и их использование в процессе воспитания.
Формирование у детей эмпатийных способностей – умения выражать свои чувства, желания, мнения так, чтобы они были понятны другим, и принимать иную точку зрения, умения достойно выйти из конфликтной ситуации и т. п. – основа гуманного отношения к окружающим людям.
Проблема развития и воспитания эмоций принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике. Вместе с тем эта проблема считается до сих пор недостаточно разработанной, и ряд вопросов, касающихся анализа условий возникновения эмоций, закономерностей их онтогенетического развития, их структуры и функции в детском поведении, остаются во многом неясными.
Наличие существенных психологических различий между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число исследований, недостаточны и часто противоречивы. Общепринятые стереотипы содержат и идею о существовании множественных гендерных отличий в сфере эмпатии и эмоциональности.
Вопросами гендерных отличий в этой сфере в зарубежной психологии занимались К.Роджерс, Ш.Бурн, Г.Орме, Айзенберг, Леннон и др. В отечественной психологии такие исследования проводились Вальчевской С.В., Аникеевой Н.П., Андреевой И.Н., Алексеевой Н.И. и др.
Цель курсовой работы: изучить особенности проявления и выявить гендерные различия в способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: способность к сопереживанию.
Предмет исследования: гендерные отличия способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: в способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста имеются значительные гендерные отличия (девочки более эмпатичны, чем мальчики).
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. На основе анализа литературы построить схему исследования гендерных отличий эмпатийных способностей.
3. Подготовить и провести необходимые исследования.
4. Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.
В ходе исследования нами использовались следующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа.
1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ СПОСОБНОСТИ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема эмпатии в психологии
Традиционно в искусстве, литературе и повседневной жизни гуманизация отношений между людьми связывается с сочувствием, состраданием, умением понять другого человека, проникнуться его горестями и радостями. В психологии эти важнейшие способности обобщаются понятием «эмпатия».
Сам термин пришел в научную психологию в начале XX в. из философии — словом «эмпатия» Э.Титченер перевел немецкое слово «Einfuhlung» — «вчувствоваться в...», которым Т.Липпс в своей концепции эстетического воспитания описывал процесс понимания произведений искусства, объектов природы, а позже — и человека [10, с.61].
К настоящему моменту в отечественной психологии существует достаточно много обзоров литературы по проблемам эмпатии, истории развития представлений о ней в философии и психологии и др. Обзорные работы по проблемам эмпатии изобилуют десятками определений и подходов к ее изучению. Предлагаются модели эмпатического процесса, стадии, этапы, уровни, механизмы. Многозначность термина «эмпатия» порой заставляет исследователей использовать более однозначные, по их мнению, понятия «идентификация», «сопереживание» и др.
Первоначальный смысл термина «эмпатия» был буквальным, он означал процесс вчувствования, т.е. эмоционального проникновения в состояние другого. В концепциях эмоциональной эмпатии говорят о различных видах эмпатии, которые иногда интерпретируются как уровни эмпатии:
1. Ответная эмоциональная реакция по типу заражения, примитивная эмоциональная идентификация.
2. Сопереживание и сочувствие как более сложные формы соучастия в эмоциях другого, разделения их [10, с.63].
Концепций чисто эмоционального понимания эмпатии в настоящее время немного. Они преобладали в зарубежной психологии до 40-х гг. В советскую психологию термин «эмпатия» был введен только в начале 70-х гг. Т.П.Гавриловой и поначалу собственно эмоциональная трактовка эмпатии также была преобладающей.
В 1934 г. в одной из своих работ Дж.Мид дает определение эмпатии как «способности принять роль другого человека». Постепенно акцент смещается с эмоциональной реакции на понимание другого определенным образом: через «воображаемое перевоплощение», «интроекцию», «принятие точки отсчета другого». Процесс, понимаемый таким образом, уже не может быть чисто эмоциональным: к аффективному элементу здесь добавляется когнитивный. Говорится об «идентичности ментальных процессов субъекта и объекта», «когнитивной реконструкции внутреннего мира другого человека», «способности предсказывать поведение других людей» [10, с.63].
Итак, развитие представлений об эмпатии идет от понимания эмпатии как реагирования чувствами на чувства к аффективно-когнитивному процессу понимания внутреннего мира другого в целом.
Новый импульс к развитию представлений об эмпатии и ее исследований в последние десятилетия был дан гуманистической психологией, в первую очередь К.Роджерсом. Эмпатия стала обсуждаться в контексте психотерапии, а вслед за этим — в сфере реальной человеческой практики педагогического процесса, семейной жизни и т. д.
К.Роджерс определял эмпатию как «способ существования с другим человеком... Это значит войти во внутренний мир другого и быть в нем как дома. Это значит быть сензитивным к изменениям чувственных значений, непрерывно происходящих в другом человеке. Это означает временное проживание жизни другого, продвижение в ней осторожно, тонко, без суждения о том, что другой едва ли осознает...» [9, с.322].
Итак, эмпатия – это ощущение способности испытывать за другого его чувства. Сопереживание является определяющим во многих межличностных отношениях и социальных установках [5, с.502].
Различают:
эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека;
когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.д.);
предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.
В качестве особых форм эмпатии выделяют:
сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним;
сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.
Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающих её от других видов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрализации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. (Рефлексия – способность сознания человека сосредоточиться на самом себе).
Эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта. Успешное воспитание эмпатии и эмпативного поведения детей возможно на базе развития творческого воображения [20, с.26].
Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению, и прежде всего при обучении и воспитании.
1.2. Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте
Первые десять лет жизни ребенка очень благоприятны для развития его эмоциональной сферы и образного мышления.
В дошкольном возрасте ребенок все чаще начинает оценивать свои личные нравственные качества, осознавать, дифференцировать эмоциональные состояния. Его взаимодействие с окружающим миром приобретает качественно новое содержание. Отношения со сверстниками в этом возрасте приобретают особую значимость для дошкольника.
Детей начинают интересовать человеческие морально-этические отношения и нормы поведения больше, чем жизнь животных или явления природы. Для них становится важным общение, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Так, взрослые расширяют представление ребёнка о человеке, выводя его за пределы воспринимаемой ситуации. Для дошкольников становится важной оценка взрослым не его умений, а личности в целом, поэтому он старается всё делать правильно, стремится к сопереживанию и взаимопониманию со взрослыми.
Контакты со сверстником приносят ни с чем не сравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми.
Уже к шести годам ребёнок начинает осознавать, что другие дети, как и он сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и потребности эмоциональной поддержки. Старшие дошкольники уже способны не только оценить себя, но и достоинства другого ребёнка, соответственно к нему отнестись. Общение становится важным фактором развития, как своей личности, так и личности сверстника.
По данным ряда психолого-педагогических исследований, у некоторых дошкольников наблюдается снижение ведущей роли общения, что сигнализирует о трудностях в отношении со сверстниками. В этом возрасте уже происходит разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми. Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Внутриличностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Предотвращению этих черт способствует целенаправленное обучение детей межличностному общению со сверстниками.
Информация о работе Проблема способности к сопереживанию детей дошкольного возраста