Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2012 в 10:36, реферат
Цель курсовой работы: изучить особенности проявления и выявить гендерные различия в способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: способность к сопереживанию.
Предмет исследования: гендерные отличия способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: в способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста имеются значительные гендерные отличия (девочки более эмпатичны, чем мальчики).
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3
1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
СПОСОБНОСТИ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА............................................................... 5
1.1. Проблема эмпатии в психологии................................................................. 5
1.2. Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте............ 7
1.3. Гендерные исследования эмпатийных способностей................................ 15
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПРОЯВЛЕНИИ
СПОСОБНОСТИ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА............................................................... 21
2.1. Ход эксперимента......................................................................................... 21
2.2. Описание используемых методик............................................................... 21
2.3. Анализ и описание полученных результатов............................................. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 27
Итак, из таблицы 1 видно, что дети по-разному вели себя в условиях эксперимента. Так, если у Марины О. мы констатировали всего два случая проявления эмпатии, то у Кати Л. и Насти Ф. таких проявлений – по 10. У мальчиков та же картина: от 3 (у Максима Х.) до 9 (у Саши С.) проявлений.
Однако, суммируя данные проявления эмпатии отдельно у мальчиков и девочек, мы не зафиксировали особых гендерных отличий в реакции детей на ту или иную ситуацию, предложенную им в ходе эксперимента. И мальчики, и девочки примерно одинаковое количество раз проявили эмпатийные способности.
Мы заметили, что на основе сопереживания и сочувствия возникает импульс к содействию другому, который побуждает ребенка к конкретным поступкам.
Таким образом, мы приходим к выводу о незначительности гендерных различий в способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе курсовой работы подчеркивалось, что гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности она проявляется в проявлении доброжелательности и дружелюбия; в готовности прийти на помощь к другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии – умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности – к сочувствию и сопереживанию; в толерантности – терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.
По мере проявления ребенком своей индивидуальности и осознания себя развивается способность к сопереживанию, вчувствованию в предмет (живой, неживой), явление, т.е. эмпатии. Формирование у детей эмпатийных способностей – умения выражать свои чувства, желания, мнения так, чтобы они были понятны другим, и принимать иную точку зрения, умения достойно выйти из конфликтной ситуации и т.п. – основа гуманного отношения к окружающим людям. Без этих способностей невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.
Наличие существенных психологических различий между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Говоря о различиях между мужчинами и женщинами, мы часто считаем, что женщины лучше выражают эмоции и более восприимчивы к чувствам окружающих (эмпатичны), чем мужчины.
Поэтому целью экспериментальной части работы явилось выявление гендерных отличий в проявлении способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста.
В результате проведенного эксперимента мы пришли к выводу о незначительности гендерных различий в способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста.
Полученные данные свидетельствуют, на наш взгляд, о том, что социальная ситуация развития ребенка в современных условиях такова, что происходит ломка традиционных культурных стереотипов мужского и женского поведения. Можно сказать, что на сегодняшний день детская субкультура утрачивает четкие полоролевые границы.
Таким образом, цель исследования – изучить особенности проявления и выявить гендерные различия в способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста – достигнута; гипотеза – в способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста имеются значительные гендерные отличия (девочки более эмпатичны, чем мальчики) – подтверждена частично; задачи реализованы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: МПСИ, 2000. – 416 с.
2. Андреева И.Н. Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта// Вопросы психологии. – 2004. - № 1. – С.62-68.
3. Аникеева Н.П. Гендерные отношения в воспитательном пространстве детского оздоровительного лагеря// Воспитание и дополнительное образование. – 2003. - № 2.
4. Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 1994
5. Большой толковый социологический словарь. – М.: Вече, 1999. – Т.2 – 528с.
6. Бондарь М.В. К вопросу о развитии эмоциональной сферы дошкольника// Дошкольное воспитание. – 2000. - № 1. – С.10-12.
7. Бурн Ш. Гендерная психология. – М., 2001
8. Вальчевская С.В. Гендерное противостояние: независимость или привязанность// Вопросы психологии. – 2004. - № 1. – С.56-61.
9. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. – М., 2003
10. Гиппенрейтер ЮБ., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии// Вопросы психологии. – 1993. - № 3. – С.61-68.
11. Киселев И.Е. Основы социальной психологии: Учебное пособие. – Мн., 2000
12. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Генетические проблемы социальной психологии. – Мн.,1985
13. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности/ Под ред.Т.В.Лаврентьевой. – М., 1996
14. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Под.ред.А.Г.Рузской. – М., 1989. – 240 с.
15. Развитие общения у дошкольников/ Под ред.А.В.Запорожца, М.И.Лисиной. – М., 1982
16. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования/ Под ред.А.В.Запорожца, Я.З.Неверовича. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.
17. Романова И.В. Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников// Дошкольное воспитание. – 2003. - № 4. – С.22-26.
18. Смирнова Е.О., Холмогорова В.А. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. Средний и старший дошкольный возраст// Педагогика. – 1999. - № 6. – С.18-26
19. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: Автореф. канд. диссертации. – М., 1987
20. Стрелкова Л.В. Творческое воображение: эмоции и ребенок// Вопросы психологии. – 1996. - № 4. – С.24-27
3
Информация о работе Проблема способности к сопереживанию детей дошкольного возраста