Проблемное обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Мы выяснили, что проблемное обучение возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания, в сочетании с традиционным типом обучения, а также является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3
Глава I. Теоретические основы проблемного обучения………………………..5
1. Понятие проблемного обучения и его функции……………………………...5
2. Особенности проблемного обучения…………………………………….……8
3. Виды и методы проблемного обучения…………………………..…………10
4. Правила и организация проблемного обучения….……………...………….16
Глава II. Анализ реализации проблемного обучения в современной школе………………………………………………………………………….….19
1. Организация проблемного обучения в средней школе……………………..19
2. Рекомендации учителю при разработке им проблемного урока…………..24
3. Виды учебной работы школьников в условиях проблемного обучения......26
Заключение………………………………………………………….……………28
Список литературы………………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3

Глава I. Теоретические основы проблемного обучения………………………..5

1. Понятие проблемного обучения и его функции……………………………...5

2. Особенности проблемного обучения…………………………………….……8

3. Виды и методы проблемного обучения…………………………..…………10

4. Правила и организация проблемного обучения….……………...………….16

Глава II. Анализ реализации проблемного обучения в современной школе………………………………………………………………………….….19

1. Организация проблемного обучения в средней школе……………………..19

2. Рекомендации учителю при разработке им проблемного урока…………..24

3. Виды учебной работы школьников в условиях проблемного обучения......26

Заключение………………………………………………………….……………28

Список литературы………………………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность использования технологии проблемного обучения заключается  в возможности развития познавательной деятельности учащихся, повышении мотивации  учения, активного познавательного  отношения человека к миру, формирование познавательного интереса как ведущего мотива деятельности. Повышение активности обучения будет способствовать  формированию стержневых качеств личности: познавательной активности и познавательной самостоятельности. Исходными идеями данной технологии являются развитие авторской позиции ребенка; безоценочный характер реакции на высказывания учащихся.  Ведущей педагогической идеей является идея сотрудничества.

Эффективность технологии заключается  в развитии интеллектуальных умений учащихся: сравнивать, анализировать, формулировать проблемы, предлагать пути их решения, отстаивать свою точку зрения;  осознание учащимися социальной, практической, личностной значимости учебного материала. Тем самым, технология проблемного обучения во многом лучше стандартной системы обучения, так как ученики учатся сами анализировать, размышлять, разрабатывать теории и делать выводы, что является наивысшим показателем уровня подготовленности и развития школьников.

Проблемное обучение положительно влияет на активное отношение учащихся к учению, формирует их творческий потенциал в решении учебных задач, познавательный интерес как мотив учения, стимулирует общее интеллектуальное развитие школьников.

Целью курсовой работы является изучение особенностей проблемного обучения и его реализации в современной школе.

В ходе курсовой работы мы поставили задачи:

1.  Рассмотреть понятие проблемного обучения и его основные функции

2. Рассмотреть виды и способы проблемного обучения

3. Исследовать организацию проблемного обучения в школе

4. Составить рекомендации учителю для разработки проблемного урока

Данная курсовая работа, на мой взгляд, наиболее полно раскрывает смысл всех поставленных задач.

Объектом в рассматриваемой  теме является проблемное обучение, а  предметом являются особенности  проблемного обучения в современной  школе.

Методы исследования:

- теоретический анализ  специальной литературы (педагогической, психологической, философской и  т.д.);

- метод анализа и  синтеза;

- изучение педагогического  опыта учителей-практиков.

Структура курсовой работы:

Работа состоит из введения; двух глав; заключение и список литературы. Во введении отражена актуальность рассматриваемой проблемы, цель курсовой работы, задачи, объект и предмет, методы исследования. Первая глава «Теоретические основы проблемного обучения» включает в себя 4 пункта, где раскрывается суть проблемного обучения и дается теоретическое обоснование:

  1. Понятие проблемного обучения
  2. Особенности проблемного обучения
  3. Виды и методы проблемного обучения
  4. Правила и организация проблемного обучения

Вторая глава «Анализ  реализации проблемного обучения в современной школе» содержит 3 пункта, в которых изучена организация проблемного обучения на практике:

  1. Организация проблемного обучения в средней школе
  2. Рекомендации учителю при разработке им проблемного урока
  3. Виды учебной работы школьников в условиях проблемного обучения

В заключении подводятся итоги проделанной работы, делаются выводы и анализируется изученный  материал.

 

Глава I. Теоретические основы проблемного обучения

1. Понятие проблемного  обучения и его функции

     История  собственно  проблемного  обучения  начинается  с  введения  так называемого исследовательского метода, многие правила которого в  буржуазной педагогике были разработаны Джоном Дьюи. [9]

     Глубокие  исследования в области проблемного  обучения  начались  в  60-х годах. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования  психологии мышления   разрабатывались    советскими    психологами    С.Л.Рубинштейном, Д.Н.Богоявленским, Н.А.Менчинской, М.Матюшкиным,  а в применении к школьному обучению такими дидактами, как  М.А.Данилов, М.Н.Скаткин. Много этими вопросами занимались  Т.В.Кудрявцев, Д.В.Вилькеев,  Ю.К.Бабанский, М.И.Махмутов и И.Я.Лернер. Исследования в этой  области  ведутся   сейчас  и другими представителями педагогической науки.

     Задачей  школы является формирование гармонически развитой  личности.  В современной педагогике исследуются вопросы общего развития детей в  процессе обучения. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности  – наличие высокого уровня мыслительных способностей.

     Проблемное  обучение  возникло  как  результат   достижений   передовой практики и теории обучения и воспитания, в сочетании с традиционным  типом обучения  является  эффективным   средством   общего   и   интеллектуального развития учащихся.

    В педагогической  литературе имеется ряд попыток  дать определение  этому явлению.

     Под   проблемным  обучением  В.Оконь   понимает   «совокупность   таких действий,  как  организация  проблемных  ситуаций,  формулирование  проблем, оказание ученикам необходимой помощи  в решении проблем,  проверка  этих решений и,  наконец,  руководство  процессом  систематизации  и  закрепления приобретенных знаний» [5].

     Д.В.Вилькеев  под проблемным  обучением   имеет  в  виду  такой   характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания [7].

    Сущность проблемного  обучения И.Я.Лернер видит   в  том,  что  «учащийся под  руководством  учителя  принимает  участие  в  решении  новых  для  него познавательных   и   практических    проблем    в   определенной    системе, соответствующей образовательно-воспитатальным целям школы» [8].

     Т.В.Кудрявцев  суть процесса проблемного обучения  видит  в   выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении  и  овладении  учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных  задач  [9].  Такое понимание имеется и в работах Ю.К.Бабанского [6].

     На  основе  обобщения  практики  и  анализа   результатов  теоретических исследований М.И.Махмутов дает  следующее  определение  понятия  «проблемное обучение»: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения,  в  котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая  деятельность  учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия  преподавания и  учения  ориентирован  на  формирование  познавательной  самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и  творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий  и способов  деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций» [10].

Рассмотрим  основные функции проблемного обучения. Их  можно разделить на  общие  и специальные. Можно указать следующие общие функции проблемного обучения:

- усвоение учениками системы знаний и способов  умственной  и  практической   деятельности,

- развитие интеллекта  учащихся, то есть их познавательной  самостоятельности   и творческих  способностей,

- формирование диалектического  мышления школьников,

- формирование всесторонне развитой личности.

     Кроме этого,  проблемное обучение имеет и  следующие функции:

-  воспитание  навыков   творческого  усвоения  знаний  (применение  системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности),

- воспитание навыков творческого применения  знаний  (применение  усвоенных   знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы,

-  формирование  и   накопление  опыта  творческой  деятельности  (овладение   методами  научного   исследования,   решение   практических   проблем   и   художественного отображения действительности),

- формирование мотивов  обучения, социальных, нравственных  и  познавательных   потребностей.

      Таким  образом, каждая   из   указанных   функций   осуществляется   в   разнообразной практической и теоретической  деятельности  школьника  и  зависит  от  учета характерных  особенностей   проблемного   обучения,   которые   одновременно являются и отличительными признаками. Далее они будут нами рассмотрены.

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности проблемного обучения

Первая и важнейшая  особенность – это специфическая интеллектуальная деятельность  ученика  по  самостоятельному  усвоению  новых  понятий  путем решения  учебных  проблем,   что   обеспечивает   сознательность,   глубину, прочность  знаний  и  формирование  логико-теоретического   и   интуитивного мышления.  Только  прочное  знание  становится   действительным   достоянием школьников,  которые  они  могут  осознанно  применять  в  своей  дальнейшей теоретической и практической деятельности. [1]

Вторая особенность состоит в том, что проблемное  обучение  –  наиболее эффективное  средство  формирования  мировоззрения,  поскольку  в   процессе проблемного  обучения  складываются  черты   критического,   творческого   и диалектического  мышления.   Самостоятельное   решение   проблем   учащимися является и основным условием превращения знаний в убеждения, так как  только диалектический подход к анализу всех процессов  и  явлений  действительности формулирует систему прочных и глубоких убеждений.

Третья  особенность  вытекает  из  закономерностей  взаимосвязи  между теоретическими  и  практическими  проблемами  и  определяется  дидактическим принципом  связи  обучения  с  жизнью.  Связь  с  жизнью  служит   важнейшим средством создания  проблемных  ситуаций  и  критерием  оценки  правильности решения учебных проблем.

Четвертой особенностью проблемного обучения является систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных  типов  и видов самостоятельных работ учащихся. Указанная особенность заключается в том, что учитель организует выполнение самостоятельных работ, требующих  как актуализации ранее приобретенных, так и усвоения  новых  знаний  и  способов деятельности. [1]

Пятая особенность определяется дидактическим принципом  индивидуального подхода. Суть различия между проблемным и традиционным обучением  состоит  в том,  что  при  традиционном  обучении  потребность  в  индивидуализации – следствие диалектического противоречия между  фронтальным  изложением  новых знаний учителем и индивидуальной формой их восприятия и усвоения учеником.

При проблемном обучении индивидуализация  обусловлена  главным  образом наличием  учебных  проблем  разной  сложности,   которые   каждым   учеником воспринимаются  по-разному.  Индивидуальное  восприятие  проблемы   вызывает различие в ее формулировании, выдвижении многообразных гипотез и  нахождении иных путей их доказательства.

Шестая особенность  проблемного  обучения  состоит  в  его  динамичности (подвижной взаимосвязи его элементов).  Динамичность  проблемного  обучения заключается в том, что одна ситуация переходит в другую  естественным  путем на основе диалектического закона взаимосвязи  и  взаимообусловленности  всех вещей и явлений материального мира.

Седьмая особенность  заключается  в  высокой  эмоциональной  активности ученика,  обусловленной,  во-первых,  тем,  что  сама  проблемная   ситуация является  источником  ее   возбуждения,   во-вторых,   тем,   что   активная мыслительная  деятельность  ученика  неразрывно   органически   связанна   с чувственно-эмоциональной    сферой    психической    деятельности. Всякая самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера, связанная  с индивидуальным «принятием» учебной  проблемы,  вызывает  личное  переживание ученика,  его  эмоциональную  активность. 

Таким образом, первая особенность  проблемного обучения состоит  в  том, что оно обеспечивает прочность  знаний  и  особый  тип  мышления,  вторая – глубину убеждений, третья – творческое применение знаний в  жизни.  Другие  особенности имеют  социально-дидактический  характер   и   обуславливают   эффективность действий первых трех.

Информация о работе Проблемное обучение