Проблемное обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Мы выяснили, что проблемное обучение возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания, в сочетании с традиционным типом обучения, а также является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3
Глава I. Теоретические основы проблемного обучения………………………..5
1. Понятие проблемного обучения и его функции……………………………...5
2. Особенности проблемного обучения…………………………………….……8
3. Виды и методы проблемного обучения…………………………..…………10
4. Правила и организация проблемного обучения….……………...………….16
Глава II. Анализ реализации проблемного обучения в современной школе………………………………………………………………………….….19
1. Организация проблемного обучения в средней школе……………………..19
2. Рекомендации учителю при разработке им проблемного урока…………..24
3. Виды учебной работы школьников в условиях проблемного обучения......26
Заключение………………………………………………………….……………28
Список литературы………………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Заключение

Мы выяснили, что проблемное  обучение  возникло  как  результат  достижений передовой практики и теории обучения и воспитания, в сочетании с традиционным  типом обучения, а также является  эффективным   средством   общего   и   интеллектуального развития учащихся.

Изучив  психолого-педагогическую  литературу  по  вопросам  проблемного обучения, мы выяснили, что проблемным оно называется  не  потому,  что весь учебный материал учащиеся усваивают только  путем  самостоятельного  решения проблем и «открытия» новых понятий.  Здесь есть  и объяснения  учителя,  и репродуктивная  деятельность  учителя,  и  постановка  задач,  и  выполнение учащимися  упражнений.  Но  организация  учебного  процесса  базируется   на принципе  проблемности,  а  систематическое  решение   учебных   проблем   – характерный признак этого типа обучения.

На основе анализа  различных подходов к определению  понятия «проблемное обучение»  нами выделены главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения: 1) создание проблемных ситуаций, 2) обучение учащихся в процессе решения проблем, 3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Функциями проблемного  обучения являются:

  - усвоение учениками системы знаний и способов  умственной  и  практической   деятельности,

- развитие интеллекта  учащихся, то есть их познавательной  самостоятельности   и творческих  способностей,

- формирование диалектического  мышления школьников,

- формирование всесторонне  развитой личности.

     Кроме этого, проблемное обучение имеет и следующие функции:

-  воспитание  навыков   творческого  усвоения  знаний  (применение  системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности),

- воспитание навыков  творческого применения  знаний  (применение  усвоенных   знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы,

-  формирование  и   накопление  опыта  творческой  деятельности  (овладение   методами  научного   исследования,   решение   практических   проблем   и   художественного отображения действительности),

- формирование мотивов  обучения, социальных, нравственных  и  познавательных   потребностей.

Эти функции осуществляются в разнообразной практической и теоретической  деятельности  школьника  и  зависят  от  учета характерных  особенностей   проблемного   обучения,   которые   одновременно являются и отличительными признаками.

Особенностями проблемного обучения являются: первая особенность проблемного обучения состоит  в  том, что оно обеспечивает прочность  знаний  и  особый  тип  мышления,  вторая – глубину убеждений, третья – творческое применение знаний в  жизни.  Другие  особенности имеют социально-дидактический характер и  обуславливают   эффективность действий первых трех.

В ходе исследования были изучены виды проблемного обучения, каждый из которых может протекать с различной  степенью  познавательной  активности  ученика.  Определение  этой степени  имеет  важное  значение  для  управления   процессом   формирования познавательной самостоятельности школьников. Виды   проблемного   обучения   правильнее   всего    различать по соответствующим видам творчества. На этом основании можно выделить три  вида проблемного обучения:

1. «научное» творчество

2. практическое творчество

3. Художественное творчество  

Проблемное обучение положительно влияет на активное отношение учащихся к учению, формирует их творческий потенциал в решении учебных задач, познавательный интерес как мотив учения, стимулирует общее интеллектуальное развитие школьников. К недостаткам можно отнести то, что проблемное обучение отнимает много времени, значительно больше, чем информационное (по сообщению готовых знаний). Проблемное обучение часто выходит за пределы одного урока. И все же его достоинства перевешивают его слабости. И оно как методическая система используется в обучении и школьников, и студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: учебно-методическое пособие: в 2-х т., 2006.
  2. Муравьева  Г.Е. Проектирование технологий обучения: учебн. пособие, 2005
  3. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учебн. пособие, 2001
  4. Векслер С.И. Современные требования к уроку: пособие для учителя, 1985
  5. Оконь В. Основы проблемного обучения.-М.: Просвещение, 1968
  6. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.:Просвещение, 1985.
  7. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. – Казань, 1967.
  8. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях.//Советская педагогика.- 1968.-№ 7.
  9. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы.-М.:Знание, 1991.
  10. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.-   М.:Педагогика, 1975.
  11. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.-М.:Просвещение, 1977.
  12. Лернер И.Я. Система методов обучения.-М.:Знание, 1976.
  13. Будзинаускене, А. А., Использование современных педагогических технологий в процессе обучения: [проблемно-диалогическое обучение - ПДО] // Начальная школа плюс До и После. – 2006. - №12.- с. 14-17
  14. Ильницкая, И., Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения / И. Ильницкая, Л. Остапенко // Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – с. 82-85
  15. Новак, Н. А. Применение проблемно-диалогической технологии на уроках по программе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2008. - №8. – с. 17-20
  16. Костюченкова, Е. И. Проблемно-диалогическая технология на уроках истории // Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №1. – с. 67-72



Информация о работе Проблемное обучение