Проблемное обучение и его использование в обучении дизайну

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

При написании данной темы была обозначена следующая цель: провести исследование на тему проблемного обучения и его использования в обучении дизайну.
Для достижения цели были обозначены следующие задачи:
1. Изучить, основные характеристики проблемного обучения.
2. Рассмотреть его достоинства и недостатки.

Содержание

Введение. 3
Глава 1: Теоретические основы проблемного обучения.
1.1. Основные характеристики проблемного обучения, его достоинства и недостатки. 5
1.2. Способы создания проблемных ситуаций в ходе учебного процесса. 12
Глава 2: Использование проблемного обучения в процессе подготовки педагога-дизайнера.
2.1. Характерные особенности использования технологии проблемного обучения в системе профессионального обучения 16
2.2. Разработка плана-конспекта урока по дисциплине «Конструирование оборудования интерьера» с применением технологии проблемного обучения 17
Заключение 20
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО Чувашский государственный педагогический

университет им. И.Я.Яковлева.

Художественно-графический  факультет

Кафедра дизайна и  МПО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

 

                                    

Курсовая на тему:

Проблемное  обучение и его использование в обучении дизайну

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 4 курса

группы Д4

Лебедев А. И.

Руководитель: Николаева Г. В.

 

                              

 

 

 

                                           

 

                                                      Чебоксары 2011

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Объектом исследования данной работы является проблемное обучение. При написании данной темы была обозначена следующая цель: провести исследование на  тему проблемного обучения и его использования в обучении дизайну.

Для достижения цели были обозначены следующие задачи:

  1. Изучить, основные характеристики проблемного обучения.
  2. Рассмотреть его достоинства и недостатки.
  3. Изучить способы создания проблемных ситуаций в ходе учебного процесса.
  4. Разработать план конспект урока по дисциплине «Конструирование оборудования интерьера» с применением технологии проблемного обучения.

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним сложные и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно всё более глубокое познание мира, открытие в нём всё более новых и новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, ни проникали в процесс обучения, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Проблемное обучение - важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения.

Успех проблемного обучения студента достигается главным образом на уроке, когда педагог остаётся один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

Большинство учёных признают, что развитие творческих способностей учащихся невозможно без проблемного обучения.

Творческие способности реализуются через проблемную деятельность.

Психологической основой  концепции проблемного обучения является теория мышления как продуктивного  процесса, выдвинутая С.Л. Рубинштейном. Мышление занимает ведущую роль в  проблемном обучении человека.

Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся.

В 20 столетии идеи проблемного  обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике. Значительный вклад в раскрытие проблемного обучения внесли Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Т.В. Кудрявцев, Ю.К. Бабанский, И.Я. Леренер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская и другие.

Хотя данная проблема обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике педагогов должного внимания не получила. Поэтому для исследования в курсовой работе была выбрана данная тема.

Работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которой еще по два параграфа, заключения и списка литературы. Актуальность данной темы заключается в том, что проблемное обучение в отличие от традиционного доставляет учащимся радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие их познавательной самостоятельности, творческой активности. Оно направленно на то, чтобы сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков, а также достигнуть высокого уровня развития студентов, развития способности к самообучению, самообразованию.

Глава 1: Теоретические основы проблемного  обучения.

    1. Основные характеристики проблемного обучения, его достоинства и недостатки.

 

Задачей учебных заведений является формирование гармонически развитой личности.  

Важнейший показатель всесторонне  и гармонично развитой личности - наличие  высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение при котором педагог, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учащихся в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.

Большинство современных  публикаций по теории обучения связано  с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Под активизацией имеют  ввиду эффективное использование  тех приемов и методов обучения которые известны из традиционной дидактики. Авторы говорят об активизации с помощью проблемного обучения, понимая при этом создание проблемных ситуаций и постановку познавательных задач.

Цель активизации путем  проблемного обучения состоит  в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность заключается в том, что студент, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни педагог, ни книга, она ищется и находится учащимся, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения.

Подлинная активизация  учащихся характеризуется самостоятельным поиском не вообще, а поиском путем решения проблем. Если поиск имеет целью решение теоретической, технической, практической учебной проблемы или форм и методов художественного отображения, он превращается в проблемное обучение.

Основное различие между проблемным и традиционным обучением мы видим в двух моментах: они различаются по цели и принципам организации педагогического процесса.

Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности студента и развития его творческих способностей.

Цель традиционного  типа обучения - усвоение результатов  научного познания, вооружение учащихся знаниями основ наук, привитие им соответствующих  умений и навыков.

При проблемном обучении деятельность педагога состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью педагога определенные понятия, законы.

В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

Проблемное преподавание - деятельность педагога по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний как традиционным путем, так и путем с самостоятельной постановки учебных проблем и их решение.

Проблемное учение - это  учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения педагога  в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, гипотез их обоснование и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

К общим функциям проблемного обучения относятся:

- усвоение учащимися системы знаний и способов умственной практической деятельности;

- развитие познавательной  самостоятельности  и творческих способностей учащихся;  

- формирование диалектико-материалистического  мышления студентов (как основы).

Кроме того, проблемное обучение имеет специальные функции:

- воспитание навыков  творческого усвоения знаний (применение  отдельных логических приемов  и способов творческой деятельности);

- воспитание навыков  творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;

- формирование и накопление  опыта творческой деятельности (овладение  методами научного исследования, решение практических проблем  и художественного отображения  действительности).

Каждая из указанных функций осуществляется в разнообразной практической и теоретической деятельности студента и зависит от учета характерных особенностей проблемного обучения, которые одновременно являются и его отличительными признаками.

Первая и  важнейшая особенность - это специфическая интеллектуальная деятельность учащегося по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления.

Вторая особенность состоит в том, что проблемное обучение - наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого, диалектического мышления. Самостоятельное решение проблем учащимися одновременно является и основным условием превращения знаний в убеждения, так как только диалектический подход к анализу всех процессов и явлений действительности формирует систему прочных и глубоких убеждений.

Третья особенность вытекает из закономерной взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью. Связь с практикой и использование жизненного опыта учащихся при проблемном обучении выступают не как простая иллюстрация теоретических выводов, правил, а главным образом как источник новых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности. По этой причине связь с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций и (непосредственным или опосредствованным) критерием оценки правильности решения учебных проблем.

Четвертой особенностью проблемного обучения является систематическое применение педагогом наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся. Указанная особенность заключается в том, что педагог организует выполнение самостоятельных работ, требующих как актуализации ранее приобретенных, так и усвоения новых знаний и способов деятельности.

Пятая особенность определяется дидактическим принципом индивидуального подхода. При проблемном обучении индивидуализация обусловлена наличием учебных проблем разной сложности, которые каждым обучаемым воспринимаются по-разному. Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различия в ее формулировании, выдвижении многообразных гипотез и нахождения тех или иных путей их доказательства.

Шестая особенность состоит в динамичности проблемного обучения (подвижной взаимосвязи его элементов). Эта особенность обусловлена динамичностью самой проблемы в основе которой всегда лежит противоречие, присущее любому явлению, факту действительности. Динамичность проблемного обучения заключается в том, что одна ситуация переходит в другую естественным путем на основе закона взаимосвязи и взаимообусловленности всех вещей и явлений окружающего мира. Как указывают исследователи, в традиционном обучении динамичности нет, вместо проблемности там преобладает «категоричность».

Седьмая особенность заключается в высокой эмоциональной активности обучаемых, обусловленной, во-первых, тем, что сама проблемная ситуация является источником ее возбуждения, и, во-вторых, тем, что активная мыслительная деятельность обучаемого неразрывно связана с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности. Самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера, связанная с индивидуальным «принятием» учебной проблемы, вызывает личное переживание обучаемого, его эмоциональную активность.

Восьмая особенность проблемного обучения заключается в том, что оно обеспечивает новое соотношение индукции и дедукции и новое соотношение репродуктивного и продуктивного усвоения знаний.

Информация о работе Проблемное обучение и его использование в обучении дизайну