Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 00:21, реферат
Вопрос о леворукости в настоящее время считается достаточно актуальным. Причина такой актуальности заключается в неоднозначности и противоречивости литературных данных, относительно малым числом исследований по диагностике и изучению левшества у детей младшего школьного возраста, отсутствием строгого количественного анализа памяти, мышления и других показателей у младших школьников и недостаточной разработке. Ведь исследователи больший интерес проявляют именно к левшеству, а не к леворукости как таковой.
Цель исследования – систематизировать знания в области особенностей проявления леворукости в учебном процессе.
Введение…………………………………………………………………….………..4
Глава 1 Понятие леворукости в психологии………………………………….........7
1.1 Определение леворукости, её признаки и виды……………………...........7
1.2 Теории возникновения леворукости…………………………..……..........10
1.3 Природа левшевства. Функциональная ассиметрия левого и правого полушария…………………………………………………………………………..14
Глава 2 Особенности обучения леворуких детей………………………………...19
2.1 Психические особенности леворукого ребенка………………………..19
2.2 Трудности адаптации леворукого ребенка к школьной среде………..26
2.3 Зеркальные феномены. Феномен обратной последовательности. Феномен предвосхищения…………………………………………………………30
Глава 3 Исследование леворукости………………………………………….........33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….37
Список использованных источников……………………………………………..39
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Определение ведущей руки»……………………………….42
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Опросник по Аннет»………………………………………...47
ПРИЛОЖЕНИЕ В «Функциональные различия левого и правого полушария»…48
Приложение В
Функциональные различия левого и правого полушария
Левое |
Правое |
восприятие | |
дискретно аналитико-рассудочное речи (смыслового аспекта) высоких звуков. |
целостное эмоционально-чувствительное музыки, а также шумов низких звуков |
переработка информации | |
более медленная в понятиях словесно-знаковологическая последовательность |
более быстрая в образах мгновенный, чувствительный анализ сложных сигналов, интуитивная ориентация в окружающем мире |
эмоции | |
волнение, чувство наслаждения, счастья преимущественно внутреннего (импрессивного) плана |
страх, печаль, гнев, ярость и другие отрицательные эмоции преимущественно внешнего (экспрессивного) плана |
сознание | |
центр сознания и контроля, управления произвольными психическими процессами, чувство индивидуальности, осознания и выделения себя из окружающей среды |
центр подсознательных и бессознательных психических процессов Чувство единения, общности, слитности с природой и людьми |
мышление | |
скорее рациональное абстрактно-логическое, программируемое индукция (выделение частного) оперирование цифрами, математическими формулами и другими знаковыми системами |
скорее эмоциональное наглядно образное, интуитивное, спонтанное дедукция (образование общего) использование ощущений, предчувствий, представлений, наглядных жизненных примеров |
речь | |
центр языка и речи, знаковых систем смысловая сторона речи чтение и счет, письмо, опора на согласные |
интонационная сторона речи мимика, жестикуляция при речи, опора на гласные |
память | |
на цифры, формулы, слова произвольная последовательность событий и их вероятностные свойства прогноз будущего |
зрительно-наглядная, образная, эмоциональная непроизвольная текущее, реальное время информация о прошлом |
интеллект | |
вербальный (словесный), логический компонент, приверженность теории |
невербальный, интуитивный компонент, приверженность практике |
деятельность | |
большая двигательная активность ориентация во времени Интровертированный характер общения |
меньшая двигательная активность ориентация в пространстве, слежение за движущимися предметами, управление движениями, чувство тела экстравертированный характер общения |