Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 21:01, реферат
Данная программа является разделом образовательного проекта «Рекорд-Старт». Взамен «ведомственному» подходу к решению проблемы физического воспитания автор предлагает альтернативный ему комплексный, междисциплинарный.
К оригинальной авторской программе выпущено пособие «Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». В методических рекомендациях к программе отражен авторский подход к планированию физического воспитания дошкольников. Планирование автор разделил на два уровня — большое (стратегия работы на год, на квартал) и малое (тактика работы с детьми на одном или нескольких занятиях). Весь учебный год с сентября условно автор делит на три цикла: осенний (подготовительный), зимний (подводящий) и весенний (закрепляющий).
В методических рекомендациях
автор раскрывает и новые формы
применения музыки в дошкольном учреждении.
Поскольку классическая музыка несет
в себе оздоровительно-
Небезынтересным для практиков будет один из разделов методических рекомендаций «Цветовое сопровождение в дошкольной педагогике». Автор раскрывает «организационные», «педагогические» и «реабилитационные» возможности цвета.
Представляет интерес и выдвинутая автором идея о разнополом физическом воспитании детей. Автор отмечает, что дошкольная педагогика ориентируется в основном на среднестатистического ребенка, а не на мальчика и девочку. Поэтому предлагается в отдельных фрагментах занятия по физической культуре делить детей на «мальчиковую» и «девичью» подгруппы, подбирать такие двигательно-игровые ситуации, которые способствовали бы формированию у детей жизненно важных качеств (у девочек — гибкость, ловкость, у мальчиков — силу, выносливость, быстроту) и позволяли бы детям выбирать себе партнера, при этом роль лидера принадлежит мальчику. Также автор предлагает характеристику мужской и женской двигательной активности, перечень типичных игр для мальчиков и девочек.
^ ПРОГРАММА «ФИЗКУЛЬТУРА ОТ 3 ДО 17 ЛЕТ»
(В. П. Щербаков)
Цель программы непрерывного
физкультурно-оздорови
Программа позволяет развивать
все виды двигательной активности.
Конечный результат программы
В программе выделены следующие задачи:
• формирование потребности и способов реализации здорового образа жизни;
• формирование устойчивой привычки постоянно заботиться о своем здоровье, навыков организации режима повседневной физической активности;
• укрепление здоровья, обеспечение умственной и физической работоспособности, подготовка к труду, самозащите и выполнению воинского долга;
• развитие основных физических способностей (силы, быстроты, ловкости, выносливости, и др.) и умений рационально использовать их в различных условиях;
• формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, обучение новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях л мотивации физических упражнений;
• привитие гигиенических навыков, приемов закаливания, содействие формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия;
• воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, навыков культурного и физически компетентного поведения.
Программа включает в себя следующие разделы: «Основы знаний», «Основной материал», «Материал повторения», «Тестовые средства оценки упражнений».
В разделе «Основной материал» перечислены все основные движения (ходьба, равновесие, бег, лазанье, прыжки, метание) и физические упражнения (имитационные, общеразвивающие, строевые, танцевальные, ритмические, акробатические, спортивные упражнения, подвижные игры, подводящие упражнения к спортивным играм).
В разделе «Материал повторения» представлены упражнения, требующие закрепления или совершенствования ранее изученного программного материала предыдущего возраста.
В разделе «Тестовые средства оценки упражнений» перечислены упражнения для определения уровня физической подготовленности у детей на начало и конец учебного года. Тестовая оценка упражнений позволяет дифференцированно строить процесс обучения и осуществлять контроль за результативностью занятий по физической культуре.
Для детей возраста от 3 до 7 лет основным программным материалом являются естественные движения и многообразные специально подобранные доступные детям упражнения и игровые задания.
Отличительной особенностью программы является то, что в части «Основной материал» выделен раздел «Имитационные упражнения», в котором представлены упражнения: «Паровоз» , «Дровосек», «Великан и карлик» и ряд других заданий, которые нацелены на познание дошкольниками окружающего мира и развития физических качеств у детей. В данной программе автор не ограничивается общепринятым разделом «0бщеразвивающие упражнения », а предлагает два раздела: « ОРУ без предметов» и «ОРУ с предметами». Автор выделяет в программе раздел «Преодоление полос препятствий», в котором перечисляются различные виды заданий (ходьба с сохранением равновесия на определенной опоре, перемещение на гимнастической стенке разными способами, лазанье по нестандартному оборудованию, автомобильным шинам и т. д.).
Важно отметить, что в программе отражено примерное годовое планирование занятий. В соответствии с описанным планом-графиком одни виды деятельности планируются не подряд, а через 1-2-3 занятия, причем меняется постоянно организация занятий, место построения детей, порядок прохождения разных видов движений, музыкальное сопровождение. В разделе «Материал повторения» для детей 3-7 лет» представлена методика обучения детей плаванию и перечень упражнений для не умеющих плавать дошкольников, оценка состояния здоровья детей, позы и движения имитационного характера, позволяющие детям в доступной и интересной форме освоить основные движения.
Большой интерес представляют методические рекомендации к программе. Здесь в виде таблицы представлены периоды благоприятного развития двигательных качеств (гибкость, быстрота, сила, выносливость, скоростно-силовые, ловкость) у девочек и мальчиков в возрасте от 4-5 до 5-6 лет. Так, наиболее благоприятным периодом для развития гибкости, как у мальчиков, так и у девочек принято считать возраст 4-5 лет, а для развития ловкости указывается возраст 5-6 лет.
Для того чтобы заинтересовать детей ежедневными занятиями физкультурой, предлагается комплекс «гимнастика вдвоем» для самых маленьких, который рекомендуется проводить в семье.
Также в методических рекомендациях представлены разделы, в которых описываются значение физических упражнений со скакалкой, с малым мячом и др. и последовательность их разучивания.
Наряду с достоинствами программы, нельзя не отметить «перегибы», которые, на наш взгляд, заключаются в предлагаемых заданиях и терминологии, взятых из школьной методики. Достаточно сложными для детей дошкольного возраста являются элементы раздела «Акробатические упражнения», например, для детей 7-го года жизни (кувырок вперед в упор присев, перекатом назад, стойка на лопатках согнув ноги (держать), выпрямить ноги (держать), сгибая колени. Или, например, в разделе «Висы и упоры» для детей 7-го года жизни предлагается подтягивание в висе, отжимание в упоре лежа на полу.