Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 05:15, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: выявить возможности проектного метода как средства развития общетрудовых умений. Задачи исследования: Изучить теоретические положения проектной деятельности. Изучить и продумать систему заданий по созданию проектов для учащихся 8-го класса на уроках технологии.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава I. Теоретические основы проектной деятельности………………………5 Типология методов обучения ……………………………………………..5 Проект в системе уроков…………………………………………………..8 Вывод………………………………………………………………………11 Глава II. Содержание проектной деятельности учащихся 8-го класса на уроках технологии………………………………………………………….……12 2.1. Организация и проведение исследования ………………………………12 2.2. Тематика проектов по технологии в 8-ом классе по программе СимоненкоВ.Д…...………………………………………………………………15 2.3. Анализ и интерпретация результатов…………………………………....23 2.4. Выводы……………………………………………………………..…..……25 Заключение………………………………………………………………………27 Список литературы………………………………………………………..……29
Во время защиты творческого
проекта учащиеся представляют свои расчеты,
варианты ведения учета и т. д. по следующему
плану:
Тема творческого проекта.
Обоснование выбора.
Преимущества данного варианта
по сравнению с другими.
Описание проекта.
Собственная оценка выполненной
работы.
Вариант оформления и содержания
выступления прилагаются.
IV. Итог урока.
1.Обсуждение творческих
проектов.
Какой из проектов понравился
больше всего и почему?
Какие новые идеи, разработанные
в творческих проектах, заинтересовали
вас?
Что бы вы хотели использовать
в повседневной жизни?
2. Заключительное слово
учителя.
Как относиться к деньгам? Можно
ответить так: есть много денег - хорошо,
если же их не очень много - большой трагедии
нет. Нужно только усвоить одну простую
истину: денег можно потратить лишь столько,
сколько заработаешь. Учитесь создавать
свой единственный и неповторимый домашний
очаг, чтобы каждый член вашей будущей
семьи чувствовал себя легко и комфортно.
3. Выставление оценок, их
аргументация. [3, 20]
Примерные рекомендации
по оценке проектов учащихся при проведении
проетов по технологии в форме защиты
проектов
1. Общие положения для
экспертных оценок
Технология определяется как
наука о преобразовании и использовании
материи, энергии и информации в интересах
и по плану человека, включая изучение
методов и средств преобразования и использования
указанных объектов.
В учебном заведении «Технология»
— интегративная образовательная область,
синтезирующая научные знания из математики,
физики, химии и биологии и показывающая
их использование в работе промышленности,
энергетики, связи, сельского хозяйства,
транспорта и в других направлениях деятельности
человека.
«Технология» — область учебного
плана, развивающая навыки решения проблем
посредством проектирования и изготовления
изделий и систем. Проектирование и изготовление
— единый процесс, являющийся основополагающим
в образовательной области.
Успешные результаты технологического
образования — это творческие, активные
дети с широким кругозором, способные
определить области, в которых существуют
потребности, требующие удовлетворения
с помощью проектно-технологической деятельности.
Это дети, имеющие базовые навыки в областях
проектирования, технологии изготовления
изделий и коммуникации. Важно научить
их приобретать новые знания и навыки
по мере необходимости в течение всей
жизни. Дети должны обладать широким диапазоном
навыков — планирование, постановка задач,
решения на основе этих данных и получать
удовольствие от создания высококачественных
изделий, необходимых для людей.
2. Приоритеты оценок.
Ученики должны развивать свои
способности в области технологии, комбинируя
проектирование и приобретение навыков.
С учетом сложившейся практики
рекомендации по оценке проектов учащихся
на данном этапе целесообразно предложить
для двух возрастных групп:
I ступень — 2-4 классы;
II ступень — 5-9 классы;
I ступень
1. Проектирование:
использование информации для
проектирования;
генерирование идей;
предложение критериев оценки;
требования к дизайну изделия;
сравнение своих подходов к
проектированию и изготовлению с другими
возможными подходами.
Приобретение навыков:
подбор материалов, инструментов,
оборудования;
изготовление элементов и деталей;
компоновка и совмещение деталей;
предложение альтернативных
решений после возможной неудачной попытки;
оценка детали или изделия.
3. Понимание:
влияние рабочих характеристик
материалов на их использование в деталях,
простейших механизмах, структурах, перспективных
материалах;
использование простых механизмов,
элементарных приборов, структур, их простейший
анализ;
умение различать два аспекта:
качество проектирования и качество изготовления;
учет требований безопасности
при проектировании, изготовлении и использовании
изделий;
использование соответствующей
терминологии для правильного называния
и описания материалов, инструмента, оборудования,
процессов.
II ступень
Для этой ступени отмечаются
направления, дополняющие и углубляющие
соответствующий перечень для I ступени.
Проектирование:
использование эскизов и анализа
литературных данных;
разработка спецификации изделия
или структуры;
выдвижение предложений по
оценкам эстетики, критериям оценок изделия,
стоимости;
согласование решений по материалам,
производству, времени и стоимости;
оценка идей и предложение альтернативных
решений.
Приобретение навыков:
точно отбирать и использовать
материалы, инструмент, оборудование для
решения задач;
оценивать вопросы производительности;
составлять технологические
карты и спецификации;
оценивать изделие и сопоставлять
со спецификацией;
учитывать физические и химические
свойства материалов, способы их получения;
соединять простые механические,
электрические, электронные и пневматические
системы;
распознавать процессы потребления
и получения энергии;
анализ производительности
систем, использование простейших приборов
для контроля процессов;
понятия о работоспособности
систем и структур, о методах корректировки
структур в условиях производства;
углубление понятий о качестве
проектирования и изготовления, критерии
оценок;
углубление знаний и понимания
здоровья и безопасности, включая вопросы
ответственности и контроля безопасности.
3. Рекомендации по количественным
показателям оценок
Оценку проектов учащихся предлагается
проводить по системе в зависимости от
уровней, описывающих их подготовленность
в двух основных разделах — проектирование
и изготовление. При этом предполагается
следующая система оценок:
«2» — учащийся не справился
и не представил проекта.
«3» — соответствует уровню.
Для защиты проектов рекомендуется
организовать выставку проектов учащихся
одного класса. Оценка за проект одного
учащегося в целом получается как средняя
оценка за «проектирование» и «изготовление».
Среднюю оценку получают обычным путем.
Результаты защиты считаются положительными,
если средняя оценка > 3.
Ниже приводятся характеристики
уровней для «проектирования» и «изготовления».
Проектирование
Уровень I — проектируя, ученики
выдвигают идеи путем формирования, разборки
и перестройки материалов и компонентов.
Они могут распознавать простые детали
по мелким чертам и свойствам и, если нужно,
соотносить их со своими идеями. Используют
рисунки и слова, чтобы выразить свои идеи.
Уровень II — проектируя, ученики
используют собственный опыт применения
материалов, технологий и деталей, что
порождает новые идеи. Используются рисунки
и слова для развития проектирования.
Размышляют над идеей и выдвигают решения.
Уровень III — ученики выдвигают
идеи, которые соответствуют требованиям.
Предлагают реальные решения по достижению
целей и, если нужно, предлагают множество
вариантов. Прибегают к определенным знаниям
по другим дисциплинам, облегчая себе
задачу. Детали эскизируются.
Уровень IV — ученики накапливают
информацию самостоятельно и используют
для выдвижения идей. Они понимают, что
у потребителей есть: свои вкусы и предпочтения
и начинают принимать это во внимание.
Они оценивают свою работу. Набросками
иллюстрируют альтернативные варианты,
выбирая оптимальный.
Уровень V — ученики выдвигают
идеи, которые затрагивают имеющуюся информацию
и понимание свойств определенного изделия
(продукта). Они защищают свои идеи в дискуссии.
Оценивают идеи, показывая понимание тех
ситуаций, в которых продукт может быть
использован.
Уровень VI — идеи учеников основаны
на информации широкого спектра. Они разрабатывают
критерии оценки своих изделий, которые
учитывают вешний вид, функции, безопасность,
надежность, пользователей, также их предназначение
и используют все это в выдвижении определенного
предложения. Ученики делают предварительное
пробное изделие и связывают проектирование
и производство.
Изготовление
Уровень I — создавая, ученики
объясняют, что они делают и какие материалы
используют. Они отбирают материалы и
пользуются предоставленной техникой
и инструментами, придавая форму.
Уровень II — ученики отбирают
материалы, инструменты и технику, объясняя
свой выбор. Они манипулируют инструментами
очень аккуратно, имеют разбирать и собирать
несколькими путями. Могут судить о результатах.
Уровень III — ученики думают
о последовательности работы, выбирая
инструменты, материалы и технику целенаправленно.
При работе очень аккуратны. Придавая
форму продукту, они пунктуальны, чтобы
потом можно было легко разобрать его.
Уровень IV — ученики вырабатывают
подробный план, который выделяет основные
ступени в создании и перечень инструментов,
материалов и процессов. Они выделяют
«оптимальные» из множества материалов,
обращая внимание на качество. Они осознают,
что хорошо, а что не очень хорошо влияет
на созданный продукт.
Уровень V — ученики занимаются
по разработанному плану. Используют ряд
инструментов, материалов и процессов
аккуратно, с увеличивающейся точностью
и контролем. Они используют проверочные
процедуры, разрабатывая альтернативные
выходы из ситуаций провала попытки. Оценивают
свой продукт и предлагают пути, по которым
можно добиться прогресса.
Уровень VI — ученики вырабатывают
план по проекту и предлагают альтернативы
в случае провала первой попытки. Они предельно
точно используют инструменты. Оценивают
свой продукт и разрабатывают пути его
улучшения.
Проектирование
Уровень VII — ученики пользуются
всей возможной информацией для генерации
идей. Они сами исследуют свойства известных
изделий, включая форму, функции и производственные
процессы, для развития идей. Учитываются
рабочие характеристики материалов и
компонентов. Они определяют различные
потребности пользователей и разрабатывают
пути их удовлетворения. Используют знания
по ступеням I-VI для увеличения числа предназначений
изделия.
Уровень VIII — ученики испытывают
различные стратегии. Они определяют,
как потребности и предпочтения потребителей
могут влиять на конечный продукт и соотносить
их со своей работой. Они принимают решения
по подбору материалов техники, основанные
на понимании их физических, химических
и рабочих характеристик. Определяют требования
по дизайну и пытаются «подогнать» свой
продукт основным запросам и анализируют
этот процесс.
Ученики систематизируют и
отбирают информацию, которая может помочь
в процессе, четко определяя потребности
разных групп потребителей. Они прибегают
к знаниям и пониманию ступеней I-VT, чтобы
подойти к оптимальному решению через
моделирование, и выделяют ключевые характеристики
своего проекта.
Изготовление
Уровень VII — ученики вырабатывают
план, в котором оценивается примерное
количество времени, требующееся для создания.
Они соотносят свой выбор материалов с
выбором инструментов и техники.
Уровень VIII - ученик вырабатывает
план, где обозначены решения и четкие
указания. Этот план допускает альтернативы
в работе.
Ученики вырабатывают план,
который специфицирует каждый уровень
работы, что позволяет очень разумно использовать
время и имеющиеся ресурсы. Они работают
рационально и делают очень надежные продукты,
постоянно пытаясь ответить требованиям
качества, детально выполняя работу. [5,
137]