Профессиональное и личностное самоопределение в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в изучении становления личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Задачи:
изучить динамику показателей личностного самоопределения на этапе юношеского возраста;
рассмотреть типы и уровни профессионального самоопределения;
рассмотреть соотношение профессионального и личностного самоопределения;
рассмотреть методы активизации профессионального и личностного самоопределения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. 5
1.1 Личностное самоопределение в юношеском возрасте 5
1.2 Профессиональное самоопределение и его становление в раннем юношеском возрасте 9
1.3 Типы и уровни профессионального самоопределения 11
1.4 Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения 14
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. 17
2.1 Основные методы профориентации 17
2.2 Методы активизации профессионального и личностного самоопределения 22
2.3 Профориентационные игры и упражнения с классом 24
2.4 Игры-дискуссии 25
2.5 Схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Вложенные файлы: 1 файл

Профессиональное и личностное самоопределение в юношестком возрасте.docx

— 70.89 Кб (Скачать файл)

Второй этап – подростковые фантазии, когда отрок видит себя в мечтах представителем привлекательной  для него профессии. Третий этап, охватывающий весь подростковый и юношеский возраст, – предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются  и оцениваются сначала с точки  зрения интересов подростка (я люблю  историю, стану-ка я историком!), далее  с точки зрения его способностей (у меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?) и, наконец, с точки зрения его системы ценностей (я хочу помогать больным – стану врачом). Четвертый этап, по мнению И.С. Кона, – практическое принятие решения, собственно выбор профессии, он включает два  главных компонента: определение  уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему, т.е. выбор конкретной специальности. Но, судя по данным социологов, ориентация на поступление в вуз формируется  раньше, чем созревает выбор конкретной ситуации. [6, c. 122]

Важнейшими предпосылками  успешного профессионального самоопределения  являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная  зрелость и саморегуляция личности.

В современных условиях подросток 13–14 лет вынужден выбирать будущую  профессию, профиль обучения, но оказывается  не готовым к самостоятельному выбору и обнаруживает низкую активность в  профессиональном самоопределении.

В широком смысле самоопределение  подростка включает в себя не только профессиональный выбор, но и процессы полоролевого самоопределения, становления  идентичности, ценностно-смыслового самоопределения. [7, c. 98]

1.3 Типы и уровни профессионального  самоопределения

 

Профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей трудовой жизни психолога и соответственно психолог постоянно уточняет для себя смыслы своего профессионального труда, соотнося их со смыслами всей своей жизни.

Условно выделяют следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга.          

Основными отличиями (отличительными, специфическими признаками) этих типов  самоопределения могут быть следующие: [7, c. 155] 
          1. Для профессионального самоопределения характерны:

а) большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.);

б) для профессионального  самоопределения требуются "подходящие", благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.).

2. Для жизненного самоопределения характерны:

а) глобальность, всеохватность  того образа и стиля жизни, которые  специфичны для той социокультурной  среды, в которой обитает данный человек;

б) зависимость от стереотипов  общественного сознания данной социокультурной  среды;

в) зависимость от экономических, социальных, экологических и других "объективных" факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.

3. Для личностного самоопределения характерны:

а) невозможность формализации полноценного развития личности;

б) для полноценного личностного  самоопределения лучше подходят не "благоприятные" в обывательском  представлении условия, а, наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств. Недаром большинство героев появляются именно в трудные, переходные общественно-исторические периоды.

В современном мире, когда  основную часть времени взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение  в большей степени связано  с профессиональным самоопределением (с "главным делом" жизни). Хотя в перспективе возможны ситуации, когда у человека будет все  больше появляться свободного от работы времени для личного развития. В свое время именно в этом видел  К. Маркс сущность культурно-исторического  прогресса, все больше и больше высвобождающего (благодаря развитию производственных сил и производственных отношений) свободного времени для развития творческих способностей индивидуумов. И тогда, возможно, именно жизненное  самоопределение (за рамками многих рутинных видов профессиональной деятельности) станет для многих людей основой  их личностного самоопределения. [8, c. 134]

По каждому из основных типов самоопределения (профессиональному, жизненному и личностному) можно  условно выделить подтипы, отличающиеся по критерию широты диапазона, по самим  возможностям самоопределения. Поскольку  вводится критерий "больше-меньше" (возможностей), то правомерно назвать  эти подтипы "уровнями возможностей самоопределения". Можно условно выделить по пять таких "уровней" отдельно для профессионального и отдельно для жизненного самоопределения. Поскольку по мере своего развития в какой-то конкретной деятельности человек одновременно реализует себя как личность, для личностного самоопределения выделяются отдельные уровни - "уровни реализации имеющихся возможностей (по типам профессионального и жизненного самоопределения). Для наглядности все это отражено на схеме-рисунке (см. рис. 1). Как уже отмечалось, по мере своего развития и творческой реализации профессиональное и жизненное самоопределение сближаются, взаимопроникают друг в друга. На схеме это отражено в виде направленных друг к другу стрелочек (см. рис. 1).

Рис. 1. Типы и уровни профессионального, жизненного и личностного самоопределения

 

В целом можно выделить условно примерно следующие уровни реализации имеющихся возможностей (общие уровни по профессиональному и жизненному типу самоопределения):  
          1. Агрессивное неприятие деятельности по данному типу, демонстративное игнорирование и даже разрушение имеющихся возможностей.          

2. Молчаливое избегание деятельности по данному типу. 

3. Реализация стереотипных способов деятельности.          

4. Стремление усовершенствовать отдельные элементы своей деятельности, т.е. фактическое начало настоящего творчества, но в рамках традиционных способов жизнедеятельности.          

5. Стремление существенно усовершенствовать свою деятельность в целом.

В молодости начинающие студенты и специалисты большее внимание уделяют расширению своих возможностей, иногда справедливо полагая при этом, что реализация этих возможностей - это дело ближайшего будущего. А вот взрослые работающие специалисты постепенно переключают свое внимание на реализацию имеющихся профессиональных возможностей. [9, c. 156]

1.4 Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения

 

Личностное самоопределение  как психологическое явление  возникает на границе старшего подросткового  и младшего юношеского возраста.

Основные характеристики личностного самоопределения заключаются  в следующем: [10]

  1. Потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;
  2. Самоопределение ориентировано в будущее;
  3. Личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему.

 

      Л.И. Божович выделяет «двуплановость»  личностного самоопределения, которая  заключается в том, что оно  осуществляется одновременно, с  одной стороны, как конкретное  определение будущей профессии  и планирование жизни, а с  другой — как неконкретные поиски смысла своего существования. 

Потребность в поисковой  активности, в самоопределении, в  простраивании жизненных перспектив является важной социальной потребностью юношеского возраста. В то же время  известно, что психологичекое содержание и физиологические особенности подросткового периода предрасполагают к риску возникновения психической дезадаптации, особенно при высоких учебных нагрузках. Исходя из этого, было проведено исследование особенностей адаптации учащихся общеобразовательной школы к профильному обучению. По результатам исследования выявлено:

  • профильное обучение делает процесс профессионального самоопределения более интенсивным; 
  • устойчивые связи между негативными ожиданиями от деятельности («думаю, что профильное обучение ничего мне не даст») и переживанием социального стресса, страхом ситуации проверки знаний, проблемами и страхами в отношениях с учителями, отрицанием деятельности в будущем («выберу профессию, не связанную с профилем обучения»);
  • отрицание правильности выбора профиля обучения ведет к отрицанию деятельности в будущем и трудностям при обучении в профильном классе; 
  • уверенность в правильности выбора профиля обучения, позитивные ожидания от деятельности и намерения в будущем выбрать профессию, соответствующую профилю обучения, связаны с более успешным обучением в профильном классе; 

успешность адаптации  взаимосвязана с характером профессиональных намерений: успешнее адаптируются те учащиеся, у которых профиль обучения совпадает  с профессиональными намерениями, менее успешно протекает адаптация  у тех учащихся, у которых нет  намерений в будущем заниматься деятельностью, связанной с профилем обучения. [10]

Осмысленный, осознанный выбор профиля обучения способствует более благоприятному течению процесса адаптации к профильному обучению, так как смысловое будущее играет важную роль в личностном самоопределении. В свою очередь, позитивно ориентированное саморазвитие наполняет будущее смыслом, структурирует его и по определению делает человека субъектом собственного становления. В тех же случаях, когда саморазвитие по каким-либо причинам не осуществляется или искажается, будущее воспринимается как бессмысленное, неструктурированное и человек становится пассивным объектом воздействия внешних сил. Успешность самоопределения во многом определяется присвоением и осмыслением социально-выработанных ценностей.      

 Так как ценностно-мотивационная  система является, по мнению многих  авторов, ядром личности, вопрос  о ценностных ориентациях молодежи  приобретает все большее значение. Проведенное Кемеровским областным центром профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения социологическое исследование показало, что при выборе профессии учащиеся ориентируются в основном на возможность заниматься любимым делом и обеспечивать материальный достаток.

Профессиональное самоопределение является предметом многих исследований, но предпочтение традиционно отдается мотивам выбора профессии. [11, c. 201]

 

  1. Методические основы изучения Профессионального и личностного самоопределения в юношеском возрасте.

2.1  Основные методы профориентации

 

При рассмотрении практической методики выделяют: 1) имитационную модель, где отражается смысл и содержание методики и 2) психотехническую модель, где отражены процедура, условия использования методики, а в хорошо описанных методиках и возможные трудности при ее проведении. Имитационная и психотехническая модели относятся к методике как "внешнему средству", представленному в различных книгах и методических пособиях. Чтобы методика работала, необходим подготовленный для ее использования специалист, разбирающийся в смоделированных в методике проблемах (владеющий имитационной моделью) и умеющий провести ее практически (владеющий психотехнической моделью). Все это относят к методике как "внутреннему средству работы психолога". [12, c. 245]

Как отмечает Е.А. Климов, методика - это как минимум совокупность внешних и внутренних средств  профессиональной деятельности психолога.          

Основные группы методов профориентации, составленные в соответствии с выделенными ранее основными целями профориентационной помощи.

    1. Информационно-справочные, просветительские методы:
  • профессиограммы - краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом "воспринимаются" многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);
  • справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);
  • информационно-поисковые системы - ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): "ручные" варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т.п.), компьтеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ);
  • профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена);
  • экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);
  • встречи школьников со специалистами по различным профессиям (при условии специального отбора и психолого-педагогической подготовки таких специалистов по профессии);
  • познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
  • профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные "мероприятия");
  • учебные фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день очень проблематично для РФ, так как показывать почти нечего);
  • использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией, требующего не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения "производить впечатление" на самую разную аудиторию, а также неизбежность сокращения "объема" профессиографической информации и спокойного отношения к разного рода "редакторским правкам" и "цензуре");
  • различные "ярмарки профессий" и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профориентационной помощи не только безработным, но и с выпускникам школ.

Информация о работе Профессиональное и личностное самоопределение в юношеском возрасте