Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:43, курсовая работа
Проведенный анализ современного состояния проблем педагогической практики, нормативных документов позволяет говорить о недостаточно компетентной оценке педагогами причин и характера возникновения девиации в поведении детей младшего школьного возраста, несвоевременном выявлении возможных отклонений, что порождает круг новых, еще более сложных проблем, разрешение которых становится с каждым годом все более трудным. Именно эти проблемы, возникающие в дошкольном и младшем школьном возрасте, становятся основой для формирования стойких отклонений в поведении, проявляющихся в дальнейшем в подростковом возрасте.
Введение……………………………………………………………………………...
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………...
1.1 Понятие девиантного поведения в психологии и педагогике………...
1.2 Отклоняющееся поведение детей младшего школьного возраста…...
1.3Причины и следствия отклоняющегося поведения младших школьников…………………………………………………………………...
1.4 Профилактика девиантного поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности………………………………………
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………...……...………………………………..
2.1 Характеристика исходного уровня девиантного поведения у учащихся экспериментального класса………………………........................
2.2 Профилактическая работа с младшими школьниками, склонных к девиантному поведению во внеурочной деятельности……………………
Заключение…………………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………………………
Методику можно использовать в диагностических целях и для налаживания
постоянных отношений с девиантными детьми.
Без положительного
отношения ребенка к
Вывод по 1 главе
1.Рассматривая требования к организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО мы сделали вывод, что работа по профилактике отклоняющегося поведения находит отражение во всех направлениях внеурочной деятельности.
В рамках
направления духовно-
2.В младшем школьном возрасте наиболее распространены такие формы отклоняющегося поведения, как непослушание, выражающееся в шалостях, озорстве, проступках; детский негативизм, проявляющийся в упрямстве, капризах, своеволии, недисциплинированности и пр. Но именно в младшем школьном возрасте формируется представление о образе жизни, идет активное знакомство и взаимодействие с социумом, который не всегда выступает как «положительный пример».
Ярко
отклоняющееся поведение в
3.Профилактика отклоняющегося поведения - это система комплексных мероприятий на предупреждения отклонений в поведении во всех сферах жизнедеятельности ребенка. В процессе профилактики должны участвовать все субъекты образовательного процесса, а так же медицина, СМИ, органы внутренних дел. Так как в младшем школьном возрасте ребенок большое количество время проводит в школе, очень важно организовать педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения. Методы, формы и приемы работы могут быть самыми разными, главное чтобы они вводились в системе и ребенок не уставал от процесса.
4.На наш взгляд школьники во внеурочное время расположены к любой коммуникативной деятельности, они отвлечены от учебы, у них повышается двигательная активность, именно это время нужно использовать для вовлечение детей в мероприятия профилактического характера.
2 Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
2.1 Характеристика исходного уровня девиантного поведения у учащихся экспериментального класс
В I главе
нашего исследования было дано теоретическое
обоснование социально-
Причиной же такого поведения может стать дезадаптация ребенка, так как поступление в школу, смена ведущей деятельности, освоение новых ролей, обязанностей, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к новой общественной организации. Ни все дети могут быстро и безболезненно адаптируются, не каждый ребенок может преодолеть этот этап в своей жизни, в результате возникает ситуация, которая в дальнейшем приводит к отклонениям в поведении (девиации). Также одной из причин девиации детей можно назвать не складывающиеся отношения со сверстниками, положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, «приклеенные» к ребенку ярлыки, а также низкая самооценка ребенка и неуверенность в себе.
Поэтому преодоление отклонений в поведении младших школьников целесообразно начинать в первый год их обучения в школе. Для этого необходимо создать систему профилактической работы.
Целью нашей профилактической работы является разработать программу профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и частично апробировать её. Определив тип девиации, мы подберем наиболее подходящие методы борьбы с ней, тем самым сделаем попытку предотвратить развитие девиантного поведения на ранней стадии.
В экспериментальном исследовании приняли участие 18 учащихся 1 класса МБОУ «Устьващской средней общеобразовательной школы». Возраст учащихся 7-8 лет.
Программа исследования предполагала несколько этапов:
1 этап - констатирующий
эксперимент, который позволил
изучить исходный уровень
2 этап - формирующий эксперимент, который позволил реализовать программу по профилактической работе с младшими школьниками, имеющими отклонения в поведении.
3 этап - контрольный
эксперимент, позволил
На первом этапе нами были использованы следующие методики:
- Рисунок несуществующего животного (РНЖ);
- Методика «Наши отношения»
Методика «Наши отношения», автор Фридман Л.М.
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения: школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.
Обработка и интерпретация результатов.
Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В тоже время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.
Анализируя результаты, мы сделали вывод, что 75 % учеников чувствуют себя в школе спокойно, класс свой считают дружным, одноклассников воспринимают как друзей, которые могут помочь, в школу хотят с удовольствием. Однако мы выявили 25 % учеников, которым в классе некомфортно, эти ученики считают, что в классе с ними никто не хочет дружить (они не хотят ни с кем дружить), находятся всегда в напряжении, в школу ходят без желания.
С целью выяснения и уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка, нами была проведена методика «Рисунок несуществующего животного», разработанная А.М. Прихожан. Это одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. Поскольку методика РНЖ является проективной, то здесь главную роль играет умение ребенка фантазировать и отразить созданный образ в виде графического изображения или рисунка. Вторая особенность РНЖ состоит в том, что изображенный ребенком графический материал имеет не только тесную связь с эмоциями, играющими определенную роль в формировании образов фантазии, но и с реальными личностными и социальными проблемами ребенка. И, наконец, третье – это метафоричность изображения, которая в процессе интерпретации рисунка переносится на личность ребенка и описывается уже в психологических категориях [12].
Аспекты анализа рисунка. Разделяются на формальные и содержательные. К формальному аспекту относятся: а) семантика расположения в пространстве и б) графологические признаки.
Семантика пространства проективного рисунка. Пространство рисунка семантически неоднородно. Оно связано с эмоциональной окраской переживаний и временным периодом – настоящим, прошедшим и будущим, а также с действенным и идеальным.
В
результате проведенного
Таблица 2: Количественный состав группы по уровням выраженности симптомокомплексов.
Симптомокомплекс агрессия СИМПТОМЫ |
Количество детей по уровню | |||||
Высокий |
Средний |
Низкий | ||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% | |
1.
Сильная, уверенная линия |
---- |
---- |
3 |
18 % |
10 |
82 % |
2. Неаккуратность рисунка |
----- |
----- |
11 |
67 % |
5 |
33 % |
3. Большое количество острых |
3 |
18 % |
3 |
18 % |
10 |
63 % |
4. Верхнее размещение углов |
---- |
----- |
6 |
38 % |
10 |
63 % |
5. Крупное изображение |
3 |
18 % |
8 |
51 % |
5 |
31 % |
6. Голова вправо или анфас |
----- |
----- |
7 |
46 % |
9 |
54 % |
7. Хвост поднят вверх, пышный |
------ |
----- |
5 |
31 % |
11 |
69 % |
8. Угрожающее выражение |
----- |
------ |
7 |
46 % |
9 |
54 % |
9. Угрожающая поза |
----- |
------ |
6 |
38 % |
10 |
62 % |
10. Наличие орудий нападения |
4 |
23 % |
5 |
31 % |
7 |
46 % |
11. Хищник |
----- |
----- |
10 |
62 % |
6 |
38 % |
12. Вожак или одинокий |
------ |
------ |
12 |
75 % |
4 |
25 % |
13. При нападении «дерется |
------ |
------ |
7 |
46 % |
9 |
54 % |
14. Ночное животное |
----- |
------ |
1 |
6 % |
15 |
94 % |
15. Другие признаки |
------ |
------ |
2 |
12 % |
13 |
78 % |
Вывод: по таблице 2 находятся следующие полученные данные – по наличию сильной, уверенной линии в рисунке у 18 % детей наблюдается показатель хорошего контроля аффективности, у 82 % детей наблюдается неаккуратность в выполнении рисунка, колеблющиеся, прерывающиеся линии, «запачканные» рисунки – это свидетельствуют о легкой напряженности, повышенном уровне тревожности. По наличию в рисунке большого количества острых углов 18 % детей имеют высокий показатель агрессивности. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, клювы, зубы. 46 % детей изобразили в рисунке направление головы вправо или в анфас, а 54 % направление головы влево - это свидетельствует о доминировании в классе детей с тенденцией к рефлексии, к размышлению. Нередко это также – нерешительность, страх перед активными действиями. Наличие орудий нападения изобразили 23 % учащихся, у 46 % детей какие-либо орудия нападения в рисунке отсутствуют. Большая часть рисунков свидетельствует о банальности, отсутствие творческого начала принимает форму «готового» существующего животного, к которому лишь приделываются «готовые детали» - чтобы существующее животное стало несуществующим.
Анализируя рисунки некоторых детей, мы обратили особое внимание на рисунок ученика (по результатам методики №1,чувсвовал себя в школе некомфортно) и получили следующие результаты:
Так, мальчик 1. изобразил свой рисунок в нижнем углу листа, рисунок маленький. Анализируя рисунок по данным признакам можно сказать о том, что мальчик испытывает чувство неуверенности в себе, возможно низкая самооценка, подавленность, нерешительность, он не заинтересован в своем социальном положении, отсутствует стремление быть принятым окружающими. Вместо несуществующего животного мальчик изобразил верблюда, что является показателем его невнимательности, отсутствием творческого начала. Также на рисунке мы видим некоторые признаки тревожности – сильный нажим на карандаш во время рисования. Из беседы с педагогом мы выяснили, что этот мальчик требует к себе особого внимания и подхода, в классе ведет себя обособленно,замкнут. В ходе нашего исследования именно на этого мальчика будет обращено особое внимание.
Таким образом, до реализации гипотезы исследования у испытуемого в результате метода наблюдения и методик рисунка выявлены следующие особенности, которые предполагается устранить в ходе нашей программы:
- невысокое развитие ребенка как субъекта общения и субъекта самосознания;
- малая активность и самостоятельность;
- проблемы в учебной деятельности.
2.2 профилактическая работа с младшими школьниками, склонных к девиантному поведению во внеурочной деятельности.