Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:43, курсовая работа
Проведенный анализ современного состояния проблем педагогической практики, нормативных документов позволяет говорить о недостаточно компетентной оценке педагогами причин и характера возникновения девиации в поведении детей младшего школьного возраста, несвоевременном выявлении возможных отклонений, что порождает круг новых, еще более сложных проблем, разрешение которых становится с каждым годом все более трудным. Именно эти проблемы, возникающие в дошкольном и младшем школьном возрасте, становятся основой для формирования стойких отклонений в поведении, проявляющихся в дальнейшем в подростковом возрасте.
Введение……………………………………………………………………………...
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………...
1.1 Понятие девиантного поведения в психологии и педагогике………...
1.2 Отклоняющееся поведение детей младшего школьного возраста…...
1.3Причины и следствия отклоняющегося поведения младших школьников…………………………………………………………………...
1.4 Профилактика девиантного поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности………………………………………
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………...……...………………………………..
2.1 Характеристика исходного уровня девиантного поведения у учащихся экспериментального класса………………………........................
2.2 Профилактическая работа с младшими школьниками, склонных к девиантному поведению во внеурочной деятельности……………………
Заключение…………………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………………………
На втором этапе нашего исследования проводилась работа, направленная на создание условий для профилактической работы:
- Все мероприятия, все приемы обучения и воспитания должны быть направлены на утверждение самооценки личности.
- Создание условий для включения в успешную деятельность каждого обучающегося.
- Повышение внутренней мотивации обучающегося и потребности к творческому познанию.
- Учеба и воспитание как целостный реабилитационный процесс.
- В центре внимания личность ребенка.
- Весь процесс воспитания наполнен нравственным содержанием.
- Активное включение в школьную жизнь, в проведение и организацию мероприятий, коллективных творческих дел.
- Выбирается вид деятельности с учетом интересов, способностей воспитанника, где он может иметь определенные успехи; прогнозируются отношения воспитанника в процессе деятельности со взрослыми, сверстниками; определяется характер руководства школьником в деятельности.
В рамках внеурочной деятельности мы разработали и апробировали программу, которая, по нашему мнению, имеет профилактическую направленность девиантного поведения. Разрабатывая ее, мы учитывали важнейшие условия:
- обязательное контактное
- применение
В программу вошли:
- Серия классных часов: «Какой я?», «Мой класс - моя семья», «Вместе весело шагать», «Я и мои друзья», «Волшебные двери добра, доверия и вежливости», «Добро и зло в нашей жизни».
- Игры на сплочение коллектива: «Молекула», «Имя с выходом», «Пальцы» и т.д.
- Школьные, классные мероприятия ( активное участие)
- Работа с социальным педагогом
- Работа со школьным психологом
- Посещение кружков по интересам
По окончанию реализации гипотезы исследования провелся констатирующий эксперимент, включающий четыре подраздела, на каждом из которых фиксируются и анализируются данные об изменениях в поведении испытуемого с позиции:
1) сверстников
(через ответы на вопросы
2) учителя
(через ответы на вопросы
3) родителей
(через ответы на вопросы
4) исследователя
(путем наблюдений за ребенком)
По итогам эксперимента были выявлены следующие изменения:
1) развитие
таких личностных качеств, как
самостоятельность,
2) развитие испытуемых как субъекта деятельности (повышение активности, особенно в учебной деятельности);
3) развитие испытуемых как субъекта самосознания (в частности, повышение самооценки и уверенности в себе);
4) развитие испытуемых как субъекта общения (участились контакты со сверстниками и взрослыми, возросла активность в общении);
5) наличие
тенденции к снижению
В анкетировании приняли участие 16 человек. Из них 7 человек являются друзьями испытуемого, а остальные 9 по тем или иным причинам с ним не дружат.
Изменения
в поведении за последний месяц
указали 7 друзей испытуемого (то есть100%
друзей), 3 ребят, которые с ним
не дружат. Таким образом, заметили
изменения в поведении
1) стал лучше себя вести;
2) стал лучше учиться;
3) интереснее стало с ним общаться, потому что «стал веселее»;
4) стал настойчивее.
Анализ ответов учителя показал, что испытуемый стал больше внимания уделять учебной деятельности (чаще выходить к доске, качественнее готовить домашнее задание).
Анализ ответов родителей показал, что испытуемый стал больше внимания уделять учебной деятельности, повысилась его самооценка (стал спокойнее относиться к своим неудачам и воспринимать их как «толчок к действию»), а также стал увереннее в себе и самостоятельнее.
В ходе длительного наблюдения нами за испытуемым во время проведения нашей программы и после неё были выявлены следующие изменения:
- Проявления самостоятельности в решениях и ответственности;
- Проявления активности (стал чаще выходить к доске, что поможет развить учебные умения);
- Участились социальные контакты ребенка со сверстниками;
- Развитие самосознания
Так же мы повторно провели опрос по методике Фридмана, с целью выявления изменения степени удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива, обратив особое внимание на анкету мальчика 1.
По результатам диагностирования, мы выявили:
У мальчик 1 возникло желание ходить в школу, появились друзья в классе, но чувство тревожности еще осталось, что говорит о потребности продолжить профилактическую работу.
Таким образом, можно судить о том, что наша гипотеза нашла подтверждение, т.к действительно, контактируя с мальчиком, используя индивидуализированные специальные методы и приемы, мы добились существенных изменений в поведении ребенка в лучшую сторону, что отметили и одноклассники ребенка , и родители, и педагоги.
Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что реализованные в эксперименте психолого-педагогические условия повышают эффективность работы по предупреждению девиантного поведения младших школьников.
Заключение
Как уже неоднократно говорилось,
мы живем в обществе, требующем
от человека многостороннего развития,
которое не представляется возможным
без правильного подхода к
формированию личности с самого детства.
По этой причине своего пика достигает
актуальность проблемы отклонения в
поведении и необходимость
Целью нашей исследовательской работы было изучить методы и приемы профилактики отклоняющегося поведения младших школьников во внеурочной деятельности. В соответствии с этим была выдвинута гипотеза: методами и приемами, направленными на профилактику девиантного поведения младшего школьного поведения во внеурочной деятельности являются:
- Контактное взаимодействие
- Индивидуализированные специальные методы и приемы, связанные с характером девиации
Для достижения цели и проверки истинности гипотезы проводился теоретический анализ литературы и эмпирическое исследование.
Теоретический анализ литературы позволил выявить наиболее эффективные методы и приемы профилактики девиантного поведения младших школьников. Эмпирическое исследование, заключавшееся в реализации подготовленной программы, позволяет сделать вывод об истинности гипотезы исследования. Психолого-педагогическая профилактика и даже корректировка ранних признаков девиантного поведения младших школьников возможна, если знать заранее характер девиации и способы воздействия на нее, с целью ее устранения.
Отношения взаимного доверия и
уважения разрушают асоциальные
установки у
Список использованных
1.Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 1999. - 96 с.
2.Галагузова М.А.Социальная педагогика - М.: ВЛАДОС, 2002.- 492 с
3.Гонеев А.Д. И др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ./ А.Д. Гонеев, Н.Н. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластелина. - М.: Академия, 1999. - 280 с.
4.Дерманова И.Б. Методика «Как поступать» Диагностика эмоционально-нравственного развития. - СПб., 2002. С. 114
5.Зеер Э.Ф. Психология
6.Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. -256 с.
7.Змановская Е.В.
Клейберг, Ю.А. Социальные нормы и отклонения/ Ю.А. Клейберг. – М.: Вита-Пресс, 1997. – 140 с
8. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
9. Колесникова Г.И., Байер Е.А., Девиантное поведение: учебное пособие, 2007.
10. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.
11. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклонений поведения // Социология сегодня. - М., 1965.-456с
12. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. -256 с.
13.. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 388
14. Мухина В.С. Возрастная
15.Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.
16.Овчаренко Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 480 с
17. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М., ТЦ «Сфера» 2000 - 512 с.
18. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.
19. Шипицина Л.М Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие - СПб.: Издательство «Речь», 2003. – с. 144.
20.