Профилактика девиантного поведения младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Проведенный анализ современного состояния проблем педагогической практики, нормативных документов позволяет говорить о недостаточно компетентной оценке педагогами причин и характера возникновения девиации в поведении детей младшего школьного возраста, несвоевременном выявлении возможных отклонений, что порождает круг новых, еще более сложных проблем, разрешение которых становится с каждым годом все более трудным. Именно эти проблемы, возникающие в дошкольном и младшем школьном возрасте, становятся основой для формирования стойких отклонений в поведении, проявляющихся в дальнейшем в подростковом возрасте.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………...
1.1 Понятие девиантного поведения в психологии и педагогике………...
1.2 Отклоняющееся поведение детей младшего школьного возраста…...
1.3Причины и следствия отклоняющегося поведения младших школьников…………………………………………………………………...
1.4 Профилактика девиантного поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности………………………………………
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………...……...………………………………..
2.1 Характеристика исходного уровня девиантного поведения у учащихся экспериментального класса………………………........................
2.2 Профилактическая работа с младшими школьниками, склонных к девиантному поведению во внеурочной деятельности……………………
Заключение…………………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая .....docx

— 86.23 Кб (Скачать файл)

 

На  втором    этапе  нашего исследования проводилась  работа,    направленная на  создание    условий  для   профилактической  работы: 

- Все мероприятия, все приемы обучения и воспитания   должны быть направлены на утверждение  самооценки личности.

- Создание условий для включения в успешную     деятельность  каждого обучающегося.

- Повышение  внутренней мотивации обучающегося  и потребности к творческому познанию.

- Учеба и воспитание как целостный реабилитационный процесс.

- В центре внимания личность ребенка.

- Весь процесс воспитания наполнен нравственным  содержанием.

- Активное включение в школьную жизнь,  в проведение и организацию мероприятий,    коллективных творческих дел.

- Выбирается    вид деятельности с учетом интересов, способностей воспитанника, где он может иметь определенные успехи;  прогнозируются отношения воспитанника в процессе деятельности со взрослыми, сверстниками; определяется характер руководства школьником в деятельности.

В рамках внеурочной деятельности мы разработали и апробировали программу, которая, по нашему мнению, имеет профилактическую направленность девиантного поведения. Разрабатывая ее, мы учитывали важнейшие условия:

- обязательное контактное взаимодействие  с детьми

- применение индивидуализированных  специальных методов и приемов,  связанных с характером  девиации.

В программу  вошли:

- Серия классных часов: «Какой я?», «Мой класс - моя семья», «Вместе весело шагать», «Я и мои друзья», «Волшебные двери добра, доверия и вежливости», «Добро и зло в нашей жизни».

- Игры на сплочение коллектива: «Молекула», «Имя с выходом», «Пальцы» и т.д.

- Школьные, классные мероприятия ( активное участие)

- Работа с социальным педагогом

- Работа со школьным психологом

- Посещение кружков по интересам

По окончанию  реализации гипотезы исследования провелся констатирующий эксперимент, включающий четыре подраздела, на каждом из которых фиксируются и анализируются данные об изменениях в поведении испытуемого с позиции:

1) сверстников  (через ответы на вопросы анкеты  для сверстников);

2) учителя  (через ответы на вопросы анкеты  для учителя );

3) родителей  (через ответы на вопросы анкеты  для родителей);

4) исследователя  (путем наблюдений за ребенком).

По итогам эксперимента были выявлены следующие  изменения:

1) развитие  таких личностных качеств, как  самостоятельность, ответственность;

2) развитие  испытуемых как субъекта деятельности (повышение активности, особенно в учебной деятельности);

3) развитие  испытуемых как субъекта самосознания (в частности, повышение самооценки и уверенности в себе);

4) развитие  испытуемых как субъекта общения (участились контакты со сверстниками и взрослыми, возросла активность в общении);

5) наличие  тенденции к снижению вспыльчивости  и СДВГ.

В анкетировании  приняли участие 16 человек. Из них 7 человек являются друзьями испытуемого, а остальные 9 по тем или иным причинам с ним не дружат.

Изменения в поведении за последний месяц  указали 7 друзей испытуемого (то есть100% друзей), 3 ребят, которые с ним  не дружат. Таким образом, заметили изменения в поведении испытуемого 9 человек (то есть 62,5% анкетируемых). Среди  изменений чаще всего были указаны:

1) стал  лучше себя вести;

2) стал  лучше учиться;

3) интереснее  стало с ним общаться, потому  что «стал веселее»;

4) стал  настойчивее.

Анализ  ответов учителя показал, что  испытуемый стал больше внимания уделять  учебной деятельности (чаще выходить к доске, качественнее готовить домашнее задание).

Анализ  ответов родителей показал, что  испытуемый стал больше внимания уделять  учебной деятельности, повысилась его  самооценка (стал спокойнее относиться к своим неудачам и воспринимать их как «толчок к действию»), а  также стал увереннее в себе и  самостоятельнее.

В ходе длительного  наблюдения нами за испытуемым во время  проведения нашей программы и  после неё были выявлены следующие  изменения:

-  Проявления самостоятельности в решениях и ответственности;

- Проявления активности (стал чаще выходить к доске, что поможет развить учебные умения);

-  Участились социальные контакты ребенка со сверстниками;

-  Развитие самосознания

 Так  же мы повторно провели опрос  по методике Фридмана, с целью   выявления изменения степени   удовлетворенности  учащихся  различными  сторонами  жизни  коллектива, обратив особое внимание на анкету мальчика 1.

По результатам  диагностирования, мы выявили:

У мальчик 1 возникло желание ходить в школу, появились друзья в классе, но чувство тревожности еще осталось, что говорит о потребности продолжить профилактическую работу.

 Таким  образом, можно судить о том,  что наша гипотеза нашла подтверждение, т.к действительно, контактируя с мальчиком, используя индивидуализированные специальные методы и приемы, мы добились существенных изменений в поведении ребенка в лучшую сторону, что отметили и одноклассники ребенка , и родители, и педагоги.

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что реализованные в эксперименте психолого-педагогические условия повышают эффективность работы по предупреждению девиантного поведения младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

                                       

 

Заключение

 

Как уже неоднократно говорилось, мы живем в обществе, требующем  от человека многостороннего развития, которое не представляется возможным  без правильного подхода к  формированию личности с самого детства. По этой причине своего пика достигает  актуальность проблемы отклонения в  поведении и необходимость нахождения путей её решения. Так, профилактика девиантного поведения - один из самых эффективных путей решения проблемы, ведь на этапе профилактики проблемы, как таковой, еще нет.

Целью нашей исследовательской  работы было изучить методы и приемы профилактики отклоняющегося поведения младших школьников во внеурочной деятельности. В соответствии с этим была выдвинута гипотеза: методами и приемами, направленными на профилактику девиантного поведения младшего школьного поведения во внеурочной деятельности являются:

- Контактное взаимодействие

- Индивидуализированные специальные методы и приемы, связанные с характером девиации

Для достижения цели и проверки истинности гипотезы проводился теоретический  анализ литературы и эмпирическое исследование.

Теоретический анализ литературы позволил выявить наиболее эффективные методы и приемы профилактики девиантного поведения младших школьников. Эмпирическое исследование, заключавшееся в реализации подготовленной программы, позволяет сделать вывод об истинности гипотезы исследования. Психолого-педагогическая профилактика и даже корректировка ранних признаков девиантного поведения младших школьников возможна, если знать заранее характер девиации и способы воздействия на нее, с целью ее устранения.

Отношения взаимного доверия и  уважения разрушают асоциальные  установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны  людям и всему обществу. И если мы исключим плохое влияние, если мы будем  осторожно относиться к своим  и чужим детям, то можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую смену  активных и трудолюбивых людей. Характер детей в руках взрослых - пусть  эти руки будут нежными, разумными  и справедливыми!

 

 

                        Список использованных источников

1.Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 1999. - 96 с.

2.Галагузова  М.А.Социальная педагогика - М.: ВЛАДОС, 2002.- 492 с

3.Гонеев А.Д. И др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ./ А.Д. Гонеев, Н.Н. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластелина. - М.: Академия, 1999. - 280 с.

4.Дерманова И.Б. Методика «Как поступать» Диагностика эмоционально-нравственного развития. - СПб., 2002. С. 114

5.Зеер Э.Ф. Психология профессионального  образования: Учебн. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.

6.Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. -256 с.

7.Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2003. - 288 с..

Клейберг, Ю.А. Социальные нормы и отклонения/ Ю.А. Клейберг. – М.: Вита-Пресс, 1997. – 140 с

8. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.

9. Колесникова Г.И., Байер Е.А., Девиантное поведение: учебное пособие, 2007.

10. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.

11. Коэн А. Исследование проблем  социальной дезорганизации и  отклонений поведения // Социология  сегодня. - М., 1965.-456с

12. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. -256 с.

13.. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 388

14. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.  – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 592 с

15.Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.

16.Овчаренко Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 480 с

17. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М., ТЦ «Сфера» 2000 - 512 с.

18. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.

19. Шипицина Л.М Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие - СПб.: Издательство «Речь», 2003. – с. 144.

20.


Информация о работе Профилактика девиантного поведения младшего школьного возраста во внеурочной деятельности