Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 14:45, аттестационная работа
Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без “разрядки” или “освобождения” от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания 5
1.2. Основные фазы синдромаэмоционального выгорания педагогов ДОО. 7
1.3. Профессиональные требования к личностным качествам педагога 14
1.4. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального 17
выгорания.
ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2. 1.Психолого- педагогические условия восстановления здоровья
педагогов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Рассмотрим в качестве примера классификацию В.В.Бойко, который
выделяет ряд внешних и внутренних факторов предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание.
Группа организационных (внешних) факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их:
- неблагополучная
психологическая атмосфера
К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, в своей статье “Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других”, В.В.Бойко относит следующие факторы:
- склонность к
эмоциональной ригидности: есте
Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек очень переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. Случается –воспитатель понимает, что надо проявить особое внимание к воспитаннику и его семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное выгорание обернулось безразличием и апатией.
ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1. Психолого-педагогические условия восстановления здоровья педагогов.
Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье.
Проблема «эмоционального выгорания» обостряется на порядок еще и тем, что она имеет социальные последствия, выражающиеся в том, что в учебно-воспитательном процессе негативное эмоциональное состояние педагога по механизму «заражения» передается другим – детям.
Это в свою очередь приводит к повышению степени невротизации детей, формированию у них различных форм эмоционального перенапряжения и соответственно к блокировке умственной деятельности и ослаблению волевого потенциала.
Все это послужило основанием для пристального внимания со стороны руководства специалистов (педагог-психолог) ДОО напрофилактику профессионального выгорания у педагогов, которая ориентирована на обучение методам профилактики и преодоления «эмоционального выгорания» и профессиональной усталости.
Для определения психологического климата, направлений работы, а также определения целей и задач нашей программы было проведено небольшое исследование.
Для этого были использованы следующие методы: анкетирование, тестирование с использованием стандартных психодиагностических методик, позволяющих определить наличие синдрома «эмоционального выгорания» и выявить личностные особенности респондентов.
Участниками исследования стали педагоги в возрасте:
· 20-30 лет – 33%
· 30-40 лет – 16%
· 40 лет и выше – 51%.
Имеющие стаж педагогической работы:
· До 3-х лет – 18%
· 3-10 лет – 19%
· 10-20 лет – 18%
· 20 лет и выше – 45%
Образование педагогов:
· Высшее – 77%
· Незаконченное высшее – 0%
· Среднее профессиональное – 8%
· Другое -15%
Насыщенность работы стрессовыми факторами была отмечена у третьей части педагогического коллектива, большая часть педагогов не обращает внимание на собственное здоровье, имеет по 2-3 хронических соматических заболеваний.
Для значительного числа педагогов характерны эмоциональная неустойчивость, напряжённость, слабый уровень активности в социальных контактах, неумение снимать эмоциональное перенапряжение, возможные проявления депрессивного состояния. 54% педагогов имеют низкий уровень эмоциональной устойчивости, и только 7 % - высокий уровень эмоциональной устойчивости.
Среди участвовавших в исследовании педагогов 31% имеют высокий уровень личностной тревожности, 56% - высокий уровень ситуационной тревожности. Ощущают перегрузки в работе часто – 69%, всегда – 8%.
Методика В.В.Бойко помогла сделать вывод, что проблема «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности воспитателей актуальна, так как у 70% опрошенных в сформированной стадии находятся те или иные симптомы «выгорания», а также характерны высокий уровеньтревожности, эмоциональная неустойчивость, напряженность, низкий уровень активности в социальных контактах.
Данные свидетельствуют о необходимости более детального изучения факторов, влияющих на формирование синдрома «эмоционального выгорания», проведения профилактики и психокоррекции эмоционального и психического состояния специалистов.
Обсудив на педагогическом совете информацию об особенностях эмоционально-волевой сферы и межличностного взаимодействия педагогов, было решено создать и апробировать программу психологической помощи педагогам в снятии психоэмоционального напряжения и улучшения их личного самочувствия.
Цель данной программы:
Профилактика и преодоление синдрома профессионального выгорания педагогов. Развитие психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
Основные задачи:
эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.
своих эмоциональных состояний.
Разработан план реализации программы:
Содержание направления работы |
Ответственный |
Срок |
Диагностическое обследование на выявление признаков профессионального выгорания у педагогов и специалистов, работающих с детьми |
Педагог-психолог |
1 половина Сентября |
Анализ результатов |
Педагог-психолог |
2 половина Сентября |
Групповая консультация |
Педагог-психолог |
1 половина октября |
Разработка тренинговых занятий |
Педагог-психолог |
2 половина Октября |
Тренинговое занятие: Семинар «Способы выхода из конфликтных ситуаций» Тренинговое занятие«Азбука общения» Тренинговое занятие: Стресс и пути преодоления Тренинговое занятие: «Эмоциональная сфера» |
Педагог-психолог |
Ноябрь-февраль |
Повторное диагностическое обследование |
Педагог-психолог |
Март |
Информация о работе Профилактика эмоционального выгорания сотрудников образовательной организации