Профилактика эмоционального выгорания сотрудников образовательной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 14:45, аттестационная работа

Краткое описание

Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без “разрядки” или “освобождения” от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания 5
1.2. Основные фазы синдромаэмоционального выгорания педагогов ДОО. 7
1.3. Профессиональные требования к личностным качествам педагога 14
1.4. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального 17
выгорания.
ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2. 1.Психолого- педагогические условия восстановления здоровья
педагогов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Профилкатика эмоционального выгорания педагогов ДОУ.docx

— 65.68 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим в качестве примера классификацию В.В.Бойко, который

выделяет ряд внешних и внутренних факторов предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание.

Группа организационных (внешних) факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их:

  • хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходиться постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.
  • дестабилизирующая организация деятельности: основные ее признаки общеизвестны – нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней “ бюрократического шума” – мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность, например, учащихся в классе. При этом дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения – клиенте, потребителе, пациенте и т.д., а затем на взаимоотношениях обеих сторон
  • повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается медиков, педагогов, воспитателей и т.д. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров – пациентов, учащихся, клиентов и т.д. Плата высока – нервное перенапряжение. Например, школьный учитель за день проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь значительны, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются

- неблагополучная  психологическая атмосфера профессиональной  деятельности: таковая определяется двумя основными обстоятельствами – конфликтностью по вертикали, в системе “ руководитель – подчиненный”, и по горизонтали, в системе “ коллега – коллега”. Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы.

  • психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения: у педагогов и воспитателей это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. В процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается клиент или пациент, который “портит вам нервы” или “ доведет до белого каления”. Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: “ не следует обращать внимание…” В зависимости от статистики своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда профессионал не включается в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению. На этой почве возникают недоразумение и конфликт – эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной стороной

К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, в своей статье “Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других”, В.В.Бойко относит следующие факторы:

- склонность к  эмоциональной ригидности: естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов “выгорания” будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко случается так, что проработав “в людях” до пенсии, человек, тем не менее, не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и сопереживанию

  • интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья в бессонницу. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых педагогов покидает ДООв первые 5 лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов – эмоциональное выгорание. Педагоги спустя 11-16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности.

Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек очень переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. Случается –воспитатель понимает, что надо проявить особое внимание к воспитаннику и его семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное выгорание обернулось безразличием и апатией.

  • слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами – материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно, “ выгорать” ему просто и легко. Иное дело личность с альтруистическими ценностями. Для нее важно помогать и сочувствовать другим. Утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности.
  • нравственные дефекты и дезориентация личности: возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается иными причинами – неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого другой личности. Однако как в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации, формирование эмоционального выгорания облегчается. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

2.1. Психолого-педагогические условия восстановления здоровья педагогов. 

Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье.

Проблема «эмоционального выгорания» обостряется на порядок еще и тем, что она имеет социальные последствия, выражающиеся в том, что в учебно-воспитательном процессе негативное эмоциональное состояние педагога по механизму «заражения» передается другим – детям.

Это в свою очередь приводит к повышению степени невротизации детей, формированию у них различных форм эмоционального перенапряжения и соответственно к блокировке умственной деятельности и ослаблению волевого потенциала.

Все это послужило основанием для пристального внимания со стороны руководства специалистов (педагог-психолог) ДОО напрофилактику профессионального выгорания у педагогов, которая ориентирована на обучение методам профилактики и преодоления «эмоционального выгорания» и профессиональной усталости.

Для определения психологического климата,  направлений работы, а также  определения целей и задач  нашей программы было проведено небольшое исследование.

Для этого были использованы следующие методы: анкетирование, тестирование с использованием стандартных  психодиагностических методик, позволяющих определить наличие синдрома «эмоционального выгорания» и выявить личностные особенности респондентов.

Участниками исследования стали педагоги в возрасте:

·          20-30 лет – 33%

·          30-40 лет – 16%

·          40 лет и выше – 51%.

Имеющие стаж педагогической работы:

·       До 3-х лет – 18%

·       3-10 лет – 19%

·       10-20 лет – 18%

·       20 лет и выше – 45%

Образование педагогов:

·     Высшее –  77%

·     Незаконченное высшее – 0%

·     Среднее профессиональное – 8%

·     Другое -15%

Насыщенность работы стрессовыми факторами была отмечена у третьей части педагогического коллектива, большая часть педагогов не обращает внимание на собственное здоровье, имеет по 2-3 хронических соматических заболеваний.  

 Для значительного  числа педагогов характерны  эмоциональная неустойчивость, напряжённость, слабый уровень активности в социальных контактах, неумение  снимать эмоциональное перенапряжение, возможные проявления  депрессивного состояния. 54% педагогов  имеют низкий уровень эмоциональной устойчивости, и только 7 % - высокий уровень эмоциональной устойчивости.

Среди участвовавших в исследовании педагогов 31% имеют высокий уровень личностной тревожности, 56% - высокий уровень ситуационной тревожности. Ощущают перегрузки в работе  часто – 69%, всегда – 8%.

Методика В.В.Бойко помогла сделать вывод, что проблема «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности воспитателей актуальна, так как у 70% опрошенных в сформированной стадии находятся те или иные симптомы «выгорания», а также характерны высокий уровеньтревожности, эмоциональная неустойчивость, напряженность, низкий уровень активности в социальных контактах.

Данные свидетельствуют о необходимости более детального изучения факторов, влияющих на формирование синдрома «эмоционального  выгорания», проведения профилактики и психокоррекции  эмоционального и психического состояния специалистов.

Обсудив на педагогическом совете информацию об особенностях эмоционально-волевой сферы и межличностного взаимодействия педагогов, было решено создать и апробировать программу психологической помощи педагогам в снятии психоэмоционального напряжения и улучшения их личного самочувствия.

Цель данной программы:

Профилактика и преодоление синдрома профессионального  выгорания педагогов.   Развитие психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

Основные задачи:

  1. Снижение негативных переживаний и трансформация их в   положительные эмоциональные состояния.
  2. Ознакомление с техниками  самоуправления и саморегуляции

эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического  перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.

  1. Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции

своих  эмоциональных состояний.

 

Разработан план реализации программы:

Содержание направления работы

Ответственный

Срок

Диагностическое обследование на выявление признаков профессионального выгорания у педагогов и специалистов, работающих с детьми

Педагог-психолог

1 половина Сентября  

Анализ результатов

Педагог-психолог

2  половина Сентября

Групповая консультация 

Педагог-психолог

1 половина октября

Разработка тренинговых занятий

Педагог-психолог

2 половина

Октября 

Тренинговое занятие: Семинар «Способы выхода из конфликтных ситуаций»  

Тренинговое 

занятие«Азбука общения»

Тренинговое занятие:

Стресс и пути преодоления

Тренинговое занятие: «Эмоциональная сфера»

Педагог-психолог

Ноябрь-февраль

Повторное диагностическое обследование

Педагог-психолог

Март

Информация о работе Профилактика эмоционального выгорания сотрудников образовательной организации