Процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у детей.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: изучение проблемы развития творческой деятельности детей, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности в этом направлении учителя начальной школы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста……………………………………………………………………………7
1.1 Общая характеристика младшего школьного возраста……………..7
1.2 Познавательное и умственное развитие младших школьников……9
2 Средства развития творческой деятельности младших школьников..16
2.1 Условия развития творческих способностей младших школьников………………………………………………………………………16
2.2 Система творческих заданий как средство развития творческой деятельности младших школьников……………………………………........ ..20
2.3 Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и педагога в процессе выполнения творческих заданий…………………….25
Заключение………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………….. 30
Приложение 1……………………………………………………………32
Приложение 2……………………………………………………………34
Приложение 3…………………………………………………………….35
Приложение 4…………………………………………………………… 38

Вложенные файлы: 1 файл

развитие творческих.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

·          творческое мышление,

·          творческое воображение,

·          применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого  мышления и творческого воображения  учащихся необходимо развить следующие  умения:

►        классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

►      устанавливать причинно-следственные связи;

►      видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

►      выделять противоположные признаки объекта;

►       выявлять и формулировать противоречия;

►     разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

►      представлять пространственные объекты;

► использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

►       представлять объект на основании выделенных признаков

         ►       преодоление психологической инерции мышления;

         ►       оценивание оригинальности решения;

►       сужение поля поиска решения;

►       фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

 ►        мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Названные умения составляют основу способности системного диалектического  мышления, продуктивного произвольного  пространственного воображения.

Отечественные психологи и педагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина, является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает

►    перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,

►            комбинирование ранее усвоенных способов в новые и др.

 

2.2 Система творческих заданий как средство развития творческой деятельности младших школьников

 

Любую деятельность, в  том числе и творческую, можно  представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э. Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие  от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти  способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое». 15

Эффективность развития творческих способностей во многом зависит  от того материала, на основе которого составлено задание. Анализ учебных  пособий начальной школы показал, что содержащиеся в них творческие задания, в основном, относятся к «условно творческим», продуктом которых являются сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов. Творческих заданий, требующих разрешения противоречий, не предлагает ни одна из используемых в школах программ.

Творческие задания  предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно  методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся с помощью данных методов.

Между тем для эффективного развития творческой деятельности школьников применение эвристических методов  должно сочетаться с применением  алгоритмических методов творчества.

На основе анализа  литературы (Г.С. Альтшуллер, В.А. Бухвалов, А.А. Гин, М.А. Данилов, А.М. Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:

►    открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);

►                  соответствие условия выбранным методам творчества;

►                  возможность разных способов решения;

►                  учет актуального уровня развития;

►                  учет возрастных особенностей учащихся.

Учитывая эти требования, можно построить систему творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества, ориентированную на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе.

Система творческих заданий  включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Системообразующий  фактор — личность учащегося: его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности, субъективно-творческий опыт.

Особое внимание уделяется  творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы — внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее — является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.

При отборе содержания для  системы творческих заданий необходимо учитывать 2 фактора:

1. то, что творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах,

2.   творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы.

Представим содержание творческих заданий тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений (см. прил. 2).

Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.

1 группа – «Познание». Цель — накопление творческого  опыта познания действительности.  Приобретаемые умения:

·      изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков — цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого;

·          рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие;

·     моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.

2 группа – «Создание». Цель — накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций, явлений.  Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает:

· получение качественно новой идеи субъекта творческой деятельности;

·  ориентирование на идеальный конечный результат развития системы;

·        переоткрытие уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики.

3 группа – «Преобразование». Цель — приобретение творческого  опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений.  Приобретаемые умения:

·      моделировать фантастические (реальные) изменения внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.);

·            моделировать изменения внутреннего строения систем;

·   учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений.

4-я группа – «Использование  в новом качестве». Цель —  накопление учащимися опыта творческого  подхода к использованию уже  существующих объектов, ситуаций, явлений.  Приобретаемые умения:

·     рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения;

·      находить фантастическое применение реально существующим системам;

·        осуществлять перенос функций в различные области применения;

· получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов.

Содержание групп творческих заданий представлено в приложении 2 тематическими сериями.

Творческие задания  дифференцируются по таким параметрам, как:

►          сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,

►   сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;

►           формы представления противоречий (явные, скрытые).

В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В  качестве объекта на этом уровне выступает  конкретный предмет, явление или  ресурс человека. Творческие задания  этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие "система", а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.

Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это  открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются бисистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

Выбираемые учащимися  методы творчества при выполнении заданий  характеризуют соответствующие  уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся опыта творческой деятельности.

III уровень — предполагает  выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов. Используются такие методы творчества, как: метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, дихотомия, синектика, отдельные типовые приемы фантазирования.

II уровень — предполагает  выполнение творческих заданий  на основе эвристических методов  таких как: метод маленьких  человечков, методы преодоления  психологической инерции, системный  оператор, ресурсный подход, законы  развития систем.

I уровень — предполагает  выполнение творческих заданий  на основе мыслительных инструментов  таких как: адаптированный алгоритм  решения изобретательских задач,  приемы разрешения противоречия  в пространстве и во времени,  типовые приемы разрешения противоречия.

Каждый из методов  творчества имеет определенные функции (см. прил. 3).

 

2.3 Организация  личностно-деятельностного взаимодействия  учащихся и педагога в процессе  выполнения творческих заданий

 

Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений, как между учащимися, так и между учащимися и педагогом. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его — в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.

При таком подходе  организаторская функция педагога предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе.

Таким образом, под личностно-деятельностным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание  организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности учащихся и педагога.

Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование  на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы (см. прил. 4).

Выбор сочетания форм при выполнении творческих заданий зависит от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности.

Информация о работе Процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у детей