Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:36, курсовая работа
Одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая коррекция. Однако, реализуя на практике психокоррекционные методы, психолог нередко сталкивается с большими трудностями. Овладев многочисленными методами психокоррекционных воздействий, например, нейролингвистическим программированием, психорегу-лирующими тренировками, психогимнастикой и пр., психолог-практик нередко бездумно применяет их без связи с теоретическим обоснованием, без учета сложной структуры дефекта у ребенка, его клинико-психологических и индивидуально-типологических характеристик. В результате такого подхода можно получить обратный эффект и вместо помощи ребенку спровоцировать у него нервно-психическое расстройство.
Введение................................................. 3
Глава 1. История развития методов психологической коррекции
детей с проблемами в развитии ............................ 4
Глава 2. Теоретические и методологические проблемы психологической коррекции детей и подростков с проблемами развития.................................. 22
Глава 3. Психическое недоразвитие
и основные психокоррекционные технологии ............... 53
Глава 4. Психокоррекционные технологии
при задержке психического развития у детей и подростков ... 82
Глава 5. Психологическая коррекция при поврежденном
психическом развитии .................................. 137
Глава 6. Психологическая коррекция детей
с искаженным психическим развитием .................... 159
Глава 7. Психокоррекционные технологии
для детей с церебральным параличом...................... 209
Глава 8. Психокоррекционные технологии при дисгармонии
психического развития у детей и подростков................ 274
Глава 9. Эмоциональные нарушения в детском возрасте,
пути их коррекции и психокоррекционные технологии ...... 322
Глава 10. Психологическая коррекция
родительско-детских отношений ......................... 372
Заключение .............................................. 389
Литература....................*.......................... 392
Мамайчук И. И.
Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с. ISBN 5-9268-0166-4
В данном научно-практическом пособии излагаются различные психокоррекционные технологии, направленные на компенсацию и исправление интеллектуальных и эмоционально-волевых проблем у детей с различными вариантами нарушений психического и физического развития. Представленные технологии апробированы в процессе многолетнего опыта работы с детьми и подростками с проблемами в развитии.
Книга будет полезна не только психологам, работающим в области клинической и возрастной психологии, но и родителям, педагогам-дефектологам. социальным работникам и другим специалистам.
ББК 88.8
Оглавление
Введение......................
Глава 1. История развития
методов психологической
детей с проблемами в развитии
............................
Глава 2. Теоретические и
методологические проблемы психологической
коррекции детей и подростков
с проблемами развития......................
Глава 3. Психическое недоразвитие
и основные психокоррекционные технологии ............... 53
Глава 4. Психокоррекционные технологии
при задержке психического развития у детей и подростков ... 82
Глава 5. Психологическая коррекция при поврежденном
психическом развитии
..............................
Глава 6. Психологическая коррекция детей
с искаженным психическим развитием .................... 159
Глава 7. Психокоррекционные технологии
для детей с
церебральным параличом.....................
Глава 8. Психокоррекционные технологии при дисгармонии
психического
развития у детей и подростков..........
Глава 9. Эмоциональные нарушения в детском возрасте,
пути их коррекции и психокоррекционные технологии ...... 322
Глава 10. Психологическая коррекция
родительско-детских отношений
Заключение ..............................
Литература....................
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важных звеньев
в системе психологической
В настоящее время существует множество противоречивых взглядов на проблему психологической коррекции, не разработаны ее теоретические и методологические аспекты, не раскрыты ее основные направления и механизмы воздействия при различных вариантах нарушений физического и психического развития у детей и подростков.
Для успешного осуществления психологической помощи психологу-практику необходима совокупность знаний о способах и средствах проведения психологической коррекции, т. е. овладение многообразными психокоррекционными технологиями.
В данном научно-практическом пособии излагаются различные психокоррекционные технологии, направленные на компенсацию и исправление интеллектуальных и эмоционально-волевых проблем у детей с различными вариантами нарушений психического и физического развития.
Представленные нами технологии апробированы в процессе многолетнего опыта работы с детьми и подростками с проблемами в развитии.
3
Глава 1.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
История развития методов
психологической коррекции
Первый период — описательный, включающий в себя медицинские и педагогические вопросы коррекции аномального развития. Педагоги, врачи, психологи всегда проявляли большой интерес к проблеме аномального развития ребенка на всем протяжении ее истории. Развитие медицинских и философских знаний давало возможность с научных позиций подойти к пониманию процесса психического развития аномальных детей.
Большинство работ врачей и педагогов XIX века было посвящено психологии умственно отсталых детей. Эти больные были выделены из общей массы душевнобольных в отдельную группу. Многие психиатры и психологи того периода пытались разработать классификацию физиологических и социальных причин интеллектуальных дефектов у детей. Особая роль в изучении детей с интеллектуальной недостаточностью принадлежит французскому врачу и педагогу середины XIX века Эдуарду Сегену (1812-1880 гг.). Он первый попытался вычленить наиболее существенные дефекты при умственной отсталости, подчеркнул определяющую роль нарушений волевой активности ребенка в формировании дефекта, придавал особое значение развитию органов чувств у людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. К сожалению, в отечественной дефектологии и психологии уделяется недостаточное внимание исследованиям этого великого ученого-гуманиста. Сеген организовал школу-интернат для умственно отсталых детей, где стремился осуществить свои идеи в области лечебной педагогики. Его работы остаются актуальными и в наше время. В своей монографии «Воспитание, гигиена и нравственное лечение
4
умственно ненормальных детей» Э. Сеген описал картину идеального учреждения, в котором должны воспитываться умственно отсталые дети, он отмечал важную роль социального воспитания глубоко отсталого ребенка, подчеркивал, что путь развития умственно отсталых детей лежит через сотрудничество, через социальную помощь другого человека (Сеген, 1903). Автор предлагал комплексный подход к воспитанию детей с нарушениями интеллекта. Однако Э. Сеген вошел в историю не только как специалист, исследующий особенности психического развития при нарушениях интеллекта. Э. Сеген является автором оригинальных методов диагностики и коррекции перцептивного и умственного развития детей с нарушением интеллекта. Эти методы имеют несомненное практическое значение и сегодня. Каждый психолог-практик знаком с методиками, направленными на исследование целенаправленных действий, которые были предложены Э. Сегеном. Для диагностики и коррекции сенсорно-перцептивных процессов автор использовал различные геометрические фигуры, среди которых были совсем простые или более сложные. Фигуры располагались в специальных выемках. Более сложные варианты отличались тем, что выемки в досках были заполнены комбинацией нескольких форм. Например, квадрат можно было сложить только из двух или более треугольников. Психолог показывает ребенку доску, на его глазах опрокидывает ее и предлагает расположить фигурки на доске. Выполнение такого простого задания дает возможность психологу проследить, как ребенок понял инструкцию, его отношение к выполнению задания, какие способы работы ребенок использует, как правильно дифференцирует форму. Преимуществом данного метода является то, что задания ребенку можно предложить без использования предварительных словесных инструкций, что является важным при обследовании детей с проблемами слуха и речи. Психологи широко используют доски Сегена (так называется эта методика) для исследования особенностей зрительного восприятия, моторики, зрительно-моторной координации. Появление в психолого-педагогической практике методики Сегена можно считать началом развития психокоррекцион-ных технологий.
В России одним из первых исследователей проблемы диагностики и коррекции детей с нарушениями в развитии был П. Я. Тро-
5
шин, автор первой отечественной монографии под названием «Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей», вышедшей в 1916 году. Автор тщательно проанализировал различия в перцептивных, мнемических и мыслительных процессах у детей с умственной отсталостью и здоровых детей. «По существу, — отмечает Трошин, — между нормальными и ненормальными детьми нет разницы, те и другие люди, те и другие дети, у тех и у других развитие идет по одним законам. Разница заключается лишь в способах развития» (Трошин П. Я., 1916. Т. 1, с. 14). Эта мысль получила свое дальнейшее развитие в трудах Л. С. Выготского. В своем двухтомном труде П. Я. Трошин предлагает оригинальные методы диагностики и психокоррекционных воздействий, направленных на оптимизацию психических процессов у детей с нарушенным интеллектом.
Второй
этап развития теории и практики
психологической коррекции тесно связан
с широким внедрением экспериментально-
Большой интерес представляют исследования особенностей психического развития здоровых детей и детей с проблемами в развитии с позиции ассоциативной психологии (Э. Клаперед, М. Мон-тессори). Исследования М. Монтессори и сегодня остаются актуальными и практически значимыми, несмотря на многочисленность их критических оценок.
Мария Монтессори (1870-1952 гг.) родилась в Италии, в 1896 году окончила университет и стала первой в Италии женщиной — доктором медицины. Перед ней открывались многочисленные пути, но она выбрала самый неблагодарный и тяжелый. Главным интересом ее как профессионала стали особенности психического развития умственно отсталых детей. Следуя идеям Эдуарда Сегена, Мария Монтессори начинает создавать свои коррекционные материалы, направленные на развитие познавательных процессов у ребенка. Вскоре М. Монтессори создает специальную школу, а затем медико-педагогический институт для умственно отсталых
6
детей и сирот.
Она разрабатывает
7
за рубежом, но и в нашей стране.
Критики Монтессори нередко упрекают
ее еще и в том, что она недооценивала такие
важные ведущие факторы развития ребенка,
как игра, рисование, сказки. Однако ее
вклад в коррекционную педагогику и психологию
огромен. Она убедительно показала, что
возможно создавать условия для саморазвития
ребенка с помощью специальных игровых
материалов, и умелое использование психологами
и педагогами этих материалов способствует
раскрытию потенциальных возможностей
развивающейся личности. Психокоррекционный
потенциал системы Марии Монтессори чрезвычайно
велик, так как в основе ее системы лежит
безграничная вера в творческую природу
человека. В дореволюционной России и
в первые годы после октябрьского переворота
русские психологи успешно разрабатывали
свои психокоррекционные системы, находясь
под влиянием системы М. Монтессори. А.
Н. Грабов (1885-1949 гг.) разработал особую
систему коррекционных занятий по развитию
памяти, мышления, произвольных движений
у детей с интеллектуальными нарушениями.
Особое место в разработке системы психологической
коррекции детей с проблемами в развитии
принадлежит В. П. Кащенко, выдающемуся
врачу и педагогу. Всеволод Петрович Кащенко
родился в 1870 году. Его старший брат Петр
Кащенко был известным психиатром. Окончив
медицинский институт, В. П. Кащенко проявляет
огромный интерес к детской психологии
и психопатологии. Первые практические
навыки в области детской психологии он
приобрел в экспериментально-
8
щенко подчеркивал значение социальной среды в формировании личности детей с проблемами в развитии. К сожалению, имя В. Кащенко на долгие годы было забыто, и только в 1992 году была издана его книга «Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков», в которой достаточно полно отражены принципы и методы лечебной педагогики, психотерапевтической и психологической коррекции, психологической диагностики. Идеи врача-гуманиста и психолога В. П. Кащенко, изложенные в этой книге, и сегодня являются весьма актуальными и практически значимыми.