Психокоррекционные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая коррекция. Однако, реализуя на практике психокоррекционные методы, психолог нередко сталкивается с большими трудностями. Овладев многочисленными методами психокоррекционных воздействий, например, нейролингвистическим программированием, психорегу-лирующими тренировками, психогимнастикой и пр., психолог-практик нередко бездумно применяет их без связи с теоретическим обоснованием, без учета сложной структуры дефекта у ребенка, его клинико-психологических и индивидуально-типологических характеристик. В результате такого подхода можно получить обратный эффект и вместо помощи ребенку спровоцировать у него нервно-психическое расстройство.

Содержание

Введение................................................. 3
Глава 1. История развития методов психологической коррекции
детей с проблемами в развитии ............................ 4
Глава 2. Теоретические и методологические проблемы психологической коррекции детей и подростков с проблемами развития.................................. 22
Глава 3. Психическое недоразвитие
и основные психокоррекционные технологии ............... 53
Глава 4. Психокоррекционные технологии
при задержке психического развития у детей и подростков ... 82
Глава 5. Психологическая коррекция при поврежденном
психическом развитии .................................. 137
Глава 6. Психологическая коррекция детей
с искаженным психическим развитием .................... 159
Глава 7. Психокоррекционные технологии
для детей с церебральным параличом...................... 209
Глава 8. Психокоррекционные технологии при дисгармонии
психического развития у детей и подростков................ 274
Глава 9. Эмоциональные нарушения в детском возрасте,
пути их коррекции и психокоррекционные технологии ...... 322
Глава 10. Психологическая коррекция
родительско-детских отношений ......................... 372
Заключение .............................................. 389
Литература....................*.......................... 392

Вложенные файлы: 1 файл

psixokorrekcionnyietexnologiidlyadeteysproblemamivrazvitii.doc

— 2.26 Мб (Скачать файл)

Задержка  психического развития церебрально-органического генеза наиболее часто встречается в детском возрасте и отличается большей выраженностью нарушений высших корковых функций в сравнении с другими формами ЗПР. Причиной данной формы ЗПР является органическое поражение центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. В западной литературе эта форма ЗПР описывается как «ранний детский органический синдром», «минимальная мозговая дисфункция».

Интеллектуальная  недостаточность в данной группе связана главным образом с нарушениями интеллектуальной деятельности и предпосылок интеллекта, что обусловлено остаточными явлениями органического поражения головного мозга вследствие мозговых инфекций и травм.

Возрастная  динамика психического развития детей  с ЗПР церебрально-органического генеза определяется как тяжестью поражения центральной нервной системы, так и временем возникновения дефекта. У большинства детей уже на первом году жизни наблюдается замедленный темп созревания психических функций, однако он менее выражен, чем у детей с психическим недоразвитием. Церебрально-органическая недостаточность определяет структуру психического дефекта и становится очевидной как в нарушении эмоционально-волевой сферы, так и в развитии познавательных процессов.

В исследованиях клиницистов и психологов подчеркивается сложная иерархия структуры нарушений познавательной деятельности при ЗПР церебрально-органического генеза Это проявляется в дефицитарности «предпосылок» интеллекта, а именно: памяти, внимания, пространственного гнозиса, праксиса и речи. Ряд авторов отмечают выраженные нарушения темпа восприятия у детей с ЗПР

93

церебрально-органического  генеза. Это проявляется в замедленности процессов приема и переработки сенсорной информации (П. Б. Шошин, 1972; Л. И. Переслени, 1976 и др.)- Кроме того, у подавляющего большинства детей с задержкой церебрально-органического генеза наблюдаются трудности синтеза воспринимаемых объектов, что обусловлено нарушениями интерсенсорной и ' сенсомоторной интеграции и координации (Мамайчук И. И., Мен-доса X., 1989 и др.).

Церебральная  астения, которая присутствует при  ЗПР церебрально-органического генеза, проявляется в повышенной утомляемости, в недоразвитии свойств внимания и памяти. В сравнении с другими формами ЗПР у них наблюдается выраженное недоразвитие устойчивости, точности и распределения (Сафади Хасан, 1997). Качественный анализ показал разнообразные нарушения памяти у детей с ЗПР церебрально-органического генеза: повышенная заторможенность следов памяти и внутренней интерференции, уменьшение объема памяти и скорости запоминания (Там же).

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ЗПР ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО  ГЕНЕЗА

Изучение многоуровневой иерархической организации психических процессов и функций при задержке психического развития требует не только возрастного, но и тщательного структурного ней-ропсихологического анализа. Исследования детских нейропсихо-логов проводилось в двух основных направлениях:

—  изучение очаговых поражений мозга у детей  на различных этапах онтогенеза (Семерницкая, 1985);

—  изучение комплекса нарушений высших психических  функций, складывающегося из дизонтогенетических симптомов (Марковская, 1977, 1982; Корнев, 1991; Мамайчук, 1992; Микадзе, Корсакова, 1994; Пылаева, Ахутина, 1997; Семенович, 1999; и др.).

В нейропсихологии  накоплен обширный материал о различиях  в проявлениях нарушений психических  функций у взрослых и детей  при сходных очаговых органических мозговых нарушениях. Этот факт

94

согласуется с  концепцией Л. С. Выготского об изменении  психологической структуры и внутренней природы психологических процессов в онтогенезе (Выготский, 1956). В исследовании Э. Г. Семерницкой (1985) на основе обобщения результатов нейропсихологического исследования психических процессов при повреждениях головного мозга в детском возрасте были подтверждены положения Л. С. Выготского о том, что мозговые механизмы, обеспечивающие осуществление психических функций, у детей являются иными, чем у взрослых, и в процессе онтогенетического развития изменяется не только структура психической функции, но и ее мозговая организация. Автор убедительно доказала, что функциональная неравнозначность различных отделов головного мозга в детском возрасте отчетливо выступает как на межполушарном, так и на внутриполушарном уровне. Мозговая организация психических процессов не остается неизменной в онтогенезе и претерпевает ряд существенных перестроек. С наибольшей отчетливостью возрастная динамика функциональной организации мозга проявилась при анализе механизмов межполушарного взаимодействия. Автор отмечает, что при поражении левого полушария у детей правое полушарие не испытывает тормозящего влияния со стороны патологического очага, оно имеет у детей больше возможностей для смягчения и компенсации речевых расстройств, чем у взрослых.

В процессе онтогенеза изменяются механизмы и внутриполу-шарного  взаимодействия. Проводя нейропсихологический анализ памяти у детей с очаговыми  поражениями мозга, Семерницкая  выявила высокую корреляцию снижения объема слухоречевой памяти с поражением левой височной доли. В перцептивной сфере была отмечена связь нарушения зрительного восприятия с поражением затылочной доли и нарушения зрительно-конструктивной деятельности с поражением теменной доли.

Нейропсихологический  подход при изучении высших психических функций у детей с очаговыми поражениями головного мозга позволил приблизиться к решению важнейших вопросов, связанных как с общими принципами мозговой организации психических процессов, так и с закономерностями ее формирования в онтогенезе. На основе нейропсихологического анализа автор убедительно доказала, что онтогенетическое развитие высших корковых функций предполагает не столько дифференциацию, сколь-

95

ко интеграцию различных отделов головного  мозга, обеспечиваемую развитием межполушарных и внутриполушарных связей.

Нейропсихологические  исследования детей с ЗПР церебрально-органического генеза, проведенные отечественными психологами, позволяют более дифференцированно подойти к анализу структуры дефекта их познавательной деятельности (Марковская, 1982; Лебединский, 1985; Микадзе, Корсакова 1994; Мамайчук, Симонова, 1997; Л. М. Шипицына, 1997 и др.).

И. Ф. Марковская (1982) провела тщательное нейропсихологи-ческое исследование детей с задержкой  психического развития церебрально-органического генезиса. Были выделены две группы детей: в первую группу вошли дети с преобладанием незрелости морфофункциональных структур, во вторую группу — дети с более выраженной симптоматикой органического повреждения мозговых структур. В первой группе наблюдался синдром психического инфантилизма, а во второй — психоорганический синдром с преобладанием нарушения интеллектуальных предпосылок в виде органической дефицитарности высших корковых функций.

Нейродинамические нарушения в первой группе характеризовались истощаемостью и нестойкостью психического тонуса, а во второй — повышенной истощаемостью и инертностью психических процессов.

В последующих  нейропсихологических исследованиях  неуспевающих младших школьников были выделены две причины, обусловливающие недостаточную сформированность отдельных функциональных систем психики ребенка (Микадзе, Корсакова, 1994). Первая из них обозначается авторами как «иррегулярность психического развития ребенка», т. е. отклонение от нормы, неподчиненность определенному порядку, неравномерность, возникающая в силу индивидуальных особенностей онтогенеза ребенка и не связанная с какими-либо органическими нарушениями. Второй причиной неуспеваемости считаются «минимальные мозговые дисфункции», при которых происходит изменение функционирования отдельных мозговых структур или мозга в целом. Авторы разработали специальные методы нейропсихологической коррекции.

Нейропсихологические  исследования детей с отклонениями в сенсорном и интеллектуальном развитии показали, что с увели-

96

чением тяжести  сенсорного и психического дефекта  возрастает функциональная активность правого полушария, и гиперфункция правого полушария компенсирует дефицит функциональной активности левого полушария (Шипицына, 1997).

Особый интерес  представляют исследования Т. Б. Глезерман (1983). Она изучала минимальные мозговые дисфункции у детей и их родственников с целью выявления генетического наследования некоторых форм нарушения высших корковых функций, связи между нейропсихологическими синдромами и структурно-уровневыми характеристиками интеллекта. Было обнаружено, что нейропсихологические особенности оказывают специфическое влияние на структуру интеллектуальных функций и опосредованно воздействуют на общий уровень умственного развития. Прямой связи между показателем интеллекта и характером дефекта у взрослых больных не наблюдается, при одинаковом уровне интеллекта могут быть различные по локализации и степени тяжести дефекты. Использование психометрических методов в сочетании с нейропсихологическими, предложенное Т. Б. Глезерман, имеет, на наш взгляд, важное значение при исследовании нейропсихологических синдромов у детей. Такой подход позволяет выявить не только уровневые, но и структурные характеристики интеллекта у каждого обследуемого, определить значимость изучаемых высших корковых функций в общей структуре интеллекта, выделить характер дефекта, его локализацию и динамику.

Нами было проведено  нейропсихологическое исследование 82 детей в возрасте от 7 до 10 лет  с ЗПР церебрально-органического  происхождения по следующим направлениям:

1)  исследование гностических функций: зрительный, слуховой гнозис;

2)  исследование праксических функций: конструктивный, кинестетический праксис;

3)  исследование   умственной   работоспособности:   память в слуховой и зрительной модальностях, внимание;

4)  качественный анализ мыслительных процессов: особенности обобщений, умозаключений;

5)  исследование графических навыков: рисунки, письмо букв и цифр.

Каждый блок включал несколько методик (см. табл. 2).

97

Таблица 2. Основные составляющие нейропсихологического исследования

Функциональный блок

Методики

Предмет оценки

Нейропсихоло-гический фактор

ГНОСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ Зрительный гнозис

Слуховой гнозис

1. Узнавание реальных объектов 2. Узнавание реалистических изображений 3.   Узнавание контурных изображений 4. Узнавание недорисованных контурных изображений 5. Узнавание фигур Поппельмей-тера (буквенный вариант) 1.   Узнавание ритмов 2.   Повторение изолированных фонем

Количество (процент) правильно названных объектов  по каждому заданию

Перцептивный

ПРАКСИЧЕС-КИЕФУНКЦИИ

Конструктивный  праксис

Зрительно-пространственный праксис

1. Кубики Косса (9-й субтест методики Векслера) 2.   Методика Голыптейна-Ши-рера

1. Воспроизведение по образцу положения пальцев 2. Перебор пальцев 3. Проба Озерец-кого 4. Проба Хеда

Время и качество выполнения заданий:   правильное воспроизведение размеров, пропорций фигур, наличие или отсутствие пространственных   нарушений.

Пространственный


98

Функциональ-

Методики

Предмет оценки

Нейропсихоло-

ный блок

   

гический фактор

УМСТВЕННАЯ

     

РАБОТОСПО-

     

СОБНОСТЬ

     

Зрительная

1. Объем кратко-

Количество (про-

Произвольная  ре-

память

временной    зри-

цент) правильно-

гуляция деятель-

 

тельной    памяти

го воспроизведе-

ности

 

(9 геометрических

ния объектов.

 
 

фигур)

 

Модально-специ-

 

2. Объем зритель-

 

фический

 

ной  памяти  при

   
 

последовательном

 

Нейродинамиче-

 

предъявлении

 

ский

 

картинок  с  нео-

   
 

пределенными  ге-

   
 

ометрическими

   
 

фигурами и  после-

   
 

дующим их узна-

   
 

вании

   
 

3. Исследование

   
 

кратковременной

   
 

зрительной  памяти

   
 

при      последова-

   
 

тельном предъяв-

   
 

лении 25 картинок.

   
 

4. Исследование

   
 

опосредованной

   
 

памяти.

   

Слухоречевая  па-

1.  Запоминание

Количество (про-

Модально-специ-

мять

цифр в возраста-

цент) правильно

фический

 

ющем     порядке

воспроизведен-

 
 

(6-1 субтест ме-

ных слов

 
 

тодики Векслера)

   
 

2. Запоминание

   
 

10 слов (четыре

   
 

предъявления)

   
 

3.   Повторение

   
 

коротких фраз

   
 

4.  Запоминание

   
 

20 слов в парах

   
 

по смыслу

   

Зрительно-слухо-

1.  Запоминание

Объем правильно

Нейродинамиче-

вая память

слов   при   одно-

воспринимаемых

ский

 

временном   зри-

слов (кривая па-

 
 

тельном и слухо-

мяти)

 
 

вом   восприятии

   

Информация о работе Психокоррекционные технологии