Психологическая защита в педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время государство ставит задачи серьезной модернизации школьного образования в России. Совершенно ясно, что новое качество образования обеспечивается, в первую очередь, процессами обновления, разворачивающимися в школе. Основным ресурсом процесса модернизации становится высококвалифицированный педагог. При этом каждый педагог должен быть адаптирован к изменениям в профессиональной деятельности, быть готовым к постоянному самообразованию и практической деятельности, обладать хорошим физическим и психическим здоровьем.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
§1.Особенности профессиональной деятельности педагогов………………...6
§2.Особенности психологической защиты, роль психологических защит…12
§3.Регуляция эмоционального состояния педагога………...………………...17
§4.Исследование психологических защит в профессиональной деятельности педагогов………………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………...33
Библиографический список……………………………………………………35
Приложения……………………………………………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2 курс.docx

— 99.74 Кб (Скачать файл)

Один из путей преодоления  внутреннего напряжения состоит  в том, чтобы научится расслабляться. Общее расслабление (особенно переживаемое в психическом плане) возможно лишь при релаксации всех скелетных мышц. Расслабление доступно всякому, для  некоторых техник не требуется ни каких-либо вспомогательных средств, ни особого времени. Умение расслабляться пригодится не только для рассасывания актуальных состояний напряженности. Без этого нельзя вести и речи о целом ряде техник, позволяющих глубже познать себя.

Все приемы релаксации основаны на более или менее сознательном расслаблении мышц. Поскольку человек - единое целое и психическое напряжение ведет к повышенному мышечному  напряжению, то справедливо и обратное. Если удается понизить мускульное напряжение, вместе с ним понижается и нервное, так что состояние расслабленности  уже само по себе обладает психогигиеническим эффектом, и некоторым индивидам  этого бывает вполне достаточно. Тот, кто пожелает двигаться дальше, сможет пользоваться состоянием релаксации при  выполнении последующих упражнений, способствующих углублению самопознания и улучшению психического (а тем  самым и физического) состояния. В этом случае процесс также идет в двух направлениях, то есть не только «в здоровом теле – здоровый дух», но и «при здоровом духе – здоровое тело».

Релаксационным техникам лучше всего обучаться под  руководством специалиста. Но это не является обязательным условием. Критерием  правильного обучения может служить то, доставляют ли занятия удовольствие и продолжаете ли вы хорошо себя чувствовать даже спустя продолжительное время по их окончании, как если бы вычистились изнутри. Если подобные приятные ощущения не возникают, или быстро исчезают, попробуйте другие техники и упражнения (сейчас достаточно много книг, посвященных этой теме) [4].

Специальные упражнения с  использованием методов позитивного  представления, концентрации на положительных  эмоциях и методов аутотренинга, а также дыхательные техники  и упражнения на расслабление помогают снять напряжение с мышц и периферической нервной системы, а также снимают  стресс. Специальные упражнения помогают в некоторой степени контролировать отрицательные эмоции.

Уход от решения проблемных ситуаций, использование слабоадаптивных  механизмов психологической защиты, общая напряжённость защитной системы  личности педагога ввиду постоянной эмоциональной напряженности в  процессе педагогического труда  сказываются как на общем психологическом  состоянии учителя, так и на качестве обучения и воспитания, на эффективности  выполнения работы в целом.[9]

Современные представления  о "нормальной", развитой системе  психологической защиты предполагает оценку следующих характеристик:

- адекватность защиты (человек  может восстановиться после той  или иной бессознательной защитной  реакции и после этого обсуждать  её);

- гибкость защиты (человек  может использовать разные виды  защитных реакций в какой-то  определённой, типичной для него  ситуации угрозы, т.е. "репертуар" его защитного поведения не задан слишком жестко);

- зрелость защиты (относительно  более зрелыми считаются механизмы  интеллектуализации, сублимации, подавления, рационализации, смещения без частого  прибегания к более примитивным  формам проекции, отрицания, интроекции).

Преобладание у педагогов  психозащитных техник в решении  сложных педагогических ситуаций, а  вследствие этого рост эмоционального напряжения и дискомфорта вызывает необходимость в профилактике и  предупреждении действия неконструктивных механизмов в педагогическом общении. Это может быть сделано еще  в годы обучения будущих учителей в вузе с помощью специального обучения продуктивным способам разрешения педагогических конфликтных ситуаций.

Так же психологическая позиция учителя может иметь различную динамику, с годами требовать коррекции и переоценки. В связи с этим нужно проводить периодически коррекцию отношения педагога к собственному психологическому здоровью, обучение приёмам его сохранения и укрепления. Часть этой работы организационно можно провести на курсах институтов повышения квалификации.[18]

Педагог находится в постоянном контакте с активно развивающимися детьми. Хороший педагог всегда сумеет поддержать полноценную «обратную связь» со своими воспитанниками, а поэтому и сам должен находиться в процессе непрерывного развития. Но это возможно только в том случае, если его энергетический потенциал достаточно высок. Ведь любое заболевание, острое или хронически вяло текущее, приводит к снижению жизненной силы и активности, к падению энергопотенциала, и тогда организм начинает работать в экономном режиме самосохранения, а на развитие энергии уже не хватает. Не трудно догадаться, что если педагог достаточно продолжительное время пребывает в периоде «самосохранения», то он теряет контакт, «обратную связь» со своими воспитанниками, что негативно сказывается как на характере взаимоотношений в системе «учитель-ученик», так и на эффективности самого педагогического воздействия.

Самое сильное влияние  на детей оказывает не сознательная сфера действия педагогов (а тем  более, родителей), а качество их бессознательного фона (неосознаваемые чувства, мысли, эмоции). И это становится серьёзной проблемой в связи с тем, что как раз то, что больше подвластно нашему контролю и коррекции, — сознание — оказывается менее влиятельным, чем неосознаваемые и, следовательно, неконтролируемые фоновые эффекты. И чем младше ребёнок, тем это воздействие интенсивнее (особенно это необходимо учитывать педагогам, работающим с дошкольниками и младшими школьниками).[6]

Профессиональный педагог  – единственный человек, который  большую часть своего времени  отводит на обучение и воспитание детей, нового поколения. Это требует  от общества создания таких условий, при которых учитель выполнял бы качественно профессиональные задачи, осуществляя самосовершенствование  своей личности и педагогической деятельности в целом на основе методов, разработанных в теории и практике психолого-педагогических дисциплин.

Из выше сказанного можно  сделать вывод, что умение управлять своим здоровьем, эмоциональным состоянием, освоение навыков стрессоустойчивого поведения – это первая и очень важная ступень самопознания. Самопознание дает возможность педагогу лучше узнать свои особенности, способности, свои сильные и слабые стороны, дает возможность управлять механизмом психической саморегуляции и является отправной точкой саморазвития и самосовершенствования

 

Учителя, которые внутренне  себя принимают с большей легкостью, принимают и других. В то время  как учителя, склонные к отрицанию, чаще отталкивают других. Учителя, обладающие позитивным самовосприятием, уверенностью в себе, в своих педагогических способностях, вступают в общение  с другими с большей легкостью  и поэтому более эффективно решают задачи, стоящие перед ними в педагогическом процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Исследование психологических защит в профессиональной деятельности педагогов.

 

Экспериментальное исследование по изучению психологических защит проводилось на базе МБОУ СОШ №3 п.Эльбан. Исследования психологических защит у педагогов проводились в соответствии с поставленной целью.

 Испытуемыми стали 30 педагогов с разной длительностью профессиональной деятельности в возрасте от 25 до 45 лет.

Исследование проводилось  в несколько этапов:

- организационный этап  эксперимента - выбор диагностических  методик, формирование выборки  испытуемых;

- исследовательский этап - изучение психологических защит у педагогов при помощи опросника;

- аналитический этап эксперимента  – анализ полученных данных.

Гипотеза исследования: используемые психологические защиты у педагогов  связаны с профессиональной деятельностью.

Во время организационного этапа была выбрана база для исследования, формировалась выборка испытуемых, определена диагностическая методика. Тестирование испытуемых проводилось при помощи двух методик: «Определения ведущих механизмов защиты»[16] и «Определение доминирующей стратегии психологической защиты в общении по В.В. Бойко»[11]. Тестирование испытуемых проводилось группами. Испытуемые получали инструкции и текст опросника (Приложение 1,2). После проведения тестирования, данные тестов, были обработаны и сведены в таблицы.

Мы решили в рамках своего исследования провести тестирование не только на определения механизмов психологической  защиты, но и на определение стратегии  психологической защиты в общения у педагогов.

1. Методика определения ведущих механизмов психологических защит.

Характеристика методики: опросник состоит из 97 утверждений (пунктов), предполагающих две градации ответа: «верно» или «не верно»). Оценка степени использования механизмов психологической защиты проводится по следующим шкалам: отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивные образования. (Приложение 1)

Результаты  исследования ведущих механизмов защиты представлены ниже в таблице 1:

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

таблица 1

 

 

Отрицание

Подавление

Регрессия

Компенсация

Проекция

Замещение

Интеллектуализация

Реактивные образования

1

       

+

 

+

 

2

+

     

+

     

3

     

+

   

+

 

4

+

   

+

       

5

+

   

+

   

+

 

6

+

   

+

       

7

   

+

+

       

8

+

 

+

         

9

   

+

     

+

 

10

+

 

+

     

+

 

11

+

     

+

 

+

 

12

+

 

+

+

       

13

+

       

+

 

+

14

     

+

 

+

+

 

15

   

+

       

+

16

   

+

     

+

 

17

+

   

+

+

     

18

+

 

+

       

+

19

     

+

 

+

 

+

20

+

+

       

+

 

21

+

+

         

+

22

+

   

+

     

+

23

   

+

+

       

24

+

     

+

 

+

 

25

     

+

+

     

26

+

           

+

27

   

+

+

       

28

     

+

+

     

29

         

+

+

 

30

 

+

 

+

     

+

 

16

3

10

15

7

4

11

8

 

53%

10%

33%

50%

23%

13%

37%

27%





Анализ результатов выявил следующее. Использование механизмов психологической защиты педагогами распределились следующим образом:

  • Отрицание – 53%;
  • Компенсация – 50%;
  • Интеллектуализация – 37%;
  • Регрессия – 33%;
  • Реактивные образования – 27%.
  • Проекция – 23%;
  • Замещение – 13%;
  • Подавление – 10%;

Уровень использования психологических  защит неодинаков. Наиболее выражены такие защитные механизмы, как «Компенсация» и «Отрицание». Затем идут защиты «Интеллектуализация»  и «Регрессия». После них, с меньшей частотой, можно выделить «Проекция» и «Реактивные образования». Наименее всего используются такие механизмы психологической защиты, как «Подавление» и «Замещение».

  Приведём примеры наиболее часто используемых форм психологической защиты отрицание и компенсация (по результатам нашего исследования):

1. Для понимания процессов профессиональной деформации педагогов важно, что ориентация на усвоенные ранее клише, скорее всего, связана именно с отрицанием. Педагог отрицает возможность плохого поступка «любимым» учеником, отрицает существование каких-либо негативных явлений в его любимой школе и т.п. При этом он склонен быстро и безапелляционно, основываясь на первом впечатлении, навешивать на учащихся готовые «ярлыки». Это особенно опасно для начальной школы, так как сразу подчёркивает отношение и установку учителя на конкретного ребёнка. Влияние позиции и отношения педагога к ученику в начальной школе  огромно, в основном определяет успешность ученика, его социальный статус в классе как в настоящем, так и на последующие годы.

2.Часто используют учителя и такую форму защиты, как компенсация (вместо собственных слабостей подчёркиваются желаемые черты). Так человек приобретает новые формы зависимостей. К их числу у женщин можно отнести такие, как шопингомания, вещизм, некоторые пищевые зависимости.

Рассматривая ведущие  механизмы защиты можно выделить закономерность, что в паре с высшими  формами защиты (компенсация, интеллектуализация, реактивные образования) идут примитивные (отрицание, регрессия, проекция, замещение, подавление). Это сочетание формирует неэффективное поведение индивида, при котором у взрослого человека неожиданно проявляются детские формы защиты своей личности.

2. Методика диагностики "Доминирующей стратегии психологической защиты" В.В. Бойко [11].

Информация о работе Психологическая защита в педагогической деятельности