Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа
В настоящее время государство ставит задачи серьезной модернизации школьного образования в России. Совершенно ясно, что новое качество образования обеспечивается, в первую очередь, процессами обновления, разворачивающимися в школе. Основным ресурсом процесса модернизации становится высококвалифицированный педагог. При этом каждый педагог должен быть адаптирован к изменениям в профессиональной деятельности, быть готовым к постоянному самообразованию и практической деятельности, обладать хорошим физическим и психическим здоровьем.
Введение………………………………………………………………………….3
§1.Особенности профессиональной деятельности педагогов………………...6
§2.Особенности психологической защиты, роль психологических защит…12
§3.Регуляция эмоционального состояния педагога………...………………...17
§4.Исследование психологических защит в профессиональной деятельности педагогов………………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………...33
Библиографический список……………………………………………………35
Приложения……………………………………………………………………..38
Характеристика методики: опросник состоит из 24 вопросов, к каждому вопросу предлагается 3 варианта ответов. Цель данной методики состоит в определения доминирующей стратегии психологической защиты в общении с партнерами. Выделяется три типа стратегии взаимодействия: миролюбие, избегание, агрессия. Чем больше ответов того или иного типа, тем отчетливее выражена соответствующая стратегия; если их количество примерно одинаковое, значит, в контакте с партнерами активно используются разные защиты своей субъективной реальности (Приложение 2).
Результаты этого тестирования также были обработаны, их можно представить следующим образом (таблица 2):
Таблица 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
всегоо |
% | |
a |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
23% | |||||||||||||||||||||||
b |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
11 |
37% | |||||||||||||||||||
c |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
12 |
40% |
Данные распределились следующим образом:
Получается, что педагоги чаще и больше прибегают к таким видам защиты в общении, как агрессия и избегание. Можно привести несколько примеров общения учителя с учениками:
Самая распространенная ситуация связана с тем, что учитель отстраняется от установки организовать соответствующим образом общение на уроке и вне его. Он думает, прежде всего, о том, как выполнить учебную программу, в каком объеме дать материал на уроке, сможет ли он уложиться во времени, какие задания дать для закрепления, для повторения.
На уроках приходится наблюдать одни и те же способы, с помощью которых учителя наводят порядок среди "возмутителей спокойствия": пристально глядя на нарушителей, громко и резко окликая их по имени; оставляя виновных после уроков; делая записи в дневниках; изолируя их, отправляя из класса или отодвигая стол ученика из общего ряда столов; отправляя к директору, используя сарказм и издевку; заставляя пересесть на последнюю парту; внушая чувство вины: "Как тебе не стыдно, ведь я стараюсь помочь тебе?"
Удивляет в этих примерах то, что все они негативны и носят приказной характер. Они направлены, скорее, на взращивание конформизма, а не творчества. Печально, что вместо стимулирования изобретательности, духа нового, продуктивности такое поведение со стороны учителей приводит к совершенно противоположному результату[11].
Исходя из этого, можно дать несколько рекомендаций педагогам для преодоления негативного влияния психологических защит:
Нами предполагалось, что прибегание к определённым психологическим защитам, зависит от профессиональной деятельности педагогов. Мы связывали это с тем, что большую часть времени человек проводит именно на работе. Проведя исследование можно сделать вывод, что использование психологических защит не зависит от профессиональной деятельности, точнее не только от неё. Здесь можно сделать другие вектора исследования такие, как возраст, стаж, семейное положение, личные качества и т.д. Ограниченность данной работы не позволяет нам этого сделать.
Гипотеза исследования: используемые психологические защиты у педагогов связаны с профессиональной деятельностью не подтвердилась.
В заключении можно сделать
вывод о том, что каждый, кто
выбирает профессию педагога, берет
на себя ответственность за тех, кого
он будет учить и воспитывать,
вместе с тем отвечая за самого
себя, свою профессиональную подготовку,
свое право быть Педагогом, Учителем,
Воспитателем. Достойное выполнение
профессионального
Следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для данной профессии качества. Например, такое позитивное профессиональное качество, как умение человека адекватно оценивать и корректировать свое поведение, есть одна из предпосылок адекватного воздействия на других людей.
Психологическая защита личности выступает как та объективная реальность, которую надо уметь не только интерпретировать, но и фиксировать, выявлять, перестраивать, помогать осознавать, учить использовать. Это – реальность, с которой психологу, в первую очередь надо уметь работать на практике.
Категория психологической
защиты относится в современной
психологии к разряду давно и
прочно утвердившихся. Она давно
вошла во все психологические
словари и справочники как
общепринятое понятие из области
психологии личности. В широком смысле
термин "Защита психологическая"
употребляется для обозначения
любого поведения, устраняющего психологический
дискомфорт" - одно из самых общих
определений этого феномена. За этим
и аналогичными определениями стоит
представление об индивидуально-психологической
природе явления
Подводя итоги нашей работы, можно сказать, что цель и задачи достигнуты. Нами были выявлены ведущие механизмы психологической защиты и доминирующая стратегия психологической защиты в общении у педагогов. С помощью защитных механизмов личность бессознательно оберегает свою психику от травм, которые могут причинить ей реальные жизненные ситуации, грозящие разрушить Я-концепцию личности. Но вместе с тем эти механизмы мешают человеку осознавать свои заблуждения относительно собственных черт характера и мотивов поведения, что зачастую затрудняет эффективное разрешение личных проблем. Это оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики, которые попросту вынуждены находиться рядом.
Поэтому школьному психологу для работы необходимо знать, как ведут себя педагоги в общении и к каким механизмам психологической защиты они прибегают. Это поможет скорректировать их работу и при необходимости провести психологическую помощь и поддержку. Что в свою очередь будет положительно сказываться на профессиональной деятельности и общем самочувствие педагога, а вследствие и на работе учеников.
1.Бабанский, Ю.К.
Избранные педагогические труды [Текст]/Ю.К Бабанский,- М: Педагогика, 1989.-558с.
2. Бассин Ф.В. О силе Я и психологической защите // Вопросы философии. - №2-1969.-с.118 – 126
3.Защитные механизмы личности: Методические рекомендации [Текст] / Сост.проф.В.В.Деларю.
4.Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. [Текст]/В. Каппони, Т.Новак,- СПб.:Питер, 2001. – 224с.Волгоград: ВолгГАСА, 2004.-48с.
5.Котенева, А.В. Защитные механизмы личности, гендер и тип темперамента / А.В. Котенева // Наука и школа . - 2010 .- № 4.- С. 105-109.-ISSN 1819-463X
6. Котова, С. Как поддержать здоровье педагогов: [пути адаптации к профессиональным стрессам и кризисам] / Светлана Котова // Народное образование . - 2009 .- № 9.- С. 254-261
7.Кузьмина, Н.В.
Профессионализм личности педагога и мастера производственного обучения[Текст]/Н.В.Кузьмина,- М.: Высшая школа, 1990.-119с.
8.Кузьмина, Ц.В., Кухарев, Н.В.
Психологическая структура деятельности учителя [Текст]/Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев,-Томск, 1976.-315с.
9.Леньков, С.Л. Защитно-совладающее поведение как фактор
профессионального здоровья и эффективности работы учителя / С.Л.Леньков, А.К.Зиньковский, А.В.Антоновский // Вестник Моск.ун-та. Сер.20.Педагогическое образование . - 2011 .- №1,- С. 23-36.
10.Ломов, Б.Ф.
Методологические и
11.Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. С.281-287.
12.Митина, Л.М.
Управлять или подавлять:
выбор стратегии
13.Никольская, И.М.
Психологическая защита у детей [Текст] / Р.М.Грановская. - СПб: "Речь", 2000. - 507с. ISBN 5-9268-0009-9
14. Огнев, И.
Психологическая безопасность: учеб. пособие [Текст] / И. Огнев. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 605 е.: ил. - (Новое в психологии).- ISBN5-222-09811-0
15.Орлов, А.А.
Профессиональное мышление учителя как ценность [Текст]/А.А. Орлов//Педагогика, М.: Педагогика, 1995, №6, с.63-68.
16.Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие [Текст] / Л.А. Михайлов, Т.В. Маликова, О.В. Шатровой, A.JI. Михайлов [и др.]; под ред. Л.A. Михайлова. - СПб: Питер, 2009. - 256 е.: ил. - (Учебное пособие).-ISBN5-388-00399-7
Информация о работе Психологическая защита в педагогической деятельности