Акцент
на профилактике школьной дезадаптации,
как ведущем направлении педагогической
стратегии в отношении детей группы риска,
делает актуальным внедрение в профилактику
работы школьных учреждений системы педагогического
диагностирования, начавших учиться первоклассников.
Профессиональное
внимание к детям, диагностирование
их развития, оценка динамики этого развития
в конкретных условиях воспитания и обучения
должны стать органической частью деятельности
психолога и педагога.
Список использованной
литературы
- Абрамова Г.С. Возрастная психология.
- М.: Правещение, 2000. – 624 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование.
в 2-х томах, - М.: Педагогика, 1989.
- Баркай А.И. Особенности изобразительной
деятельности первоклассников в период
адаптации к школе – Ж. ²Вопросы психологии². № 4, 1987 – 8-10 с.
- Берис Р. Развитие Л. концепции и воспитание.
– М., 1986 – 323 с.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое
обследование младших школьников: проблемы
умственного развития, общения, личностные.
– Ж. ²Дефектология² № 2, 2001 – С. 89-96.
- Волков М.П. Методы социометрических
измерений в социально-психологических
исследованиях. – Л.: Нева, 1972 – 147 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. т.4
М., - 1984, 432 с.
- Гамезо М.В., Герасимова В.С., Л.М. Орлова
Младший школьник. Психодиагностика и
коррекция развития. – М.: изд-во МГОПУ,
1995 – 116с.
- Дубровина М.В. Индивидуальные особенности
школьников. – М., 1975 – 365 с.
- Диагностика школьной дезадаптации.
Под ред. С.А. Беличева, И.А. Коробейникова.
Научно-методическое пособие для школьных
психологов. М.: Редакционно-издательский
центр ²Социальное здоровье России², 1993 –127 с.
- Индивидуальные варианты развития младшего
школьника. Под ред. Занкова А.В., М.В. Зверевой
– М.: Педагогика, 1973 – 176 с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология:
от рождения до 17 лет.: Учеб. пособ. – 3 е
изд. – М.: Изд-во УРАО, 1997 – 175 с.
- Колмыков В.Н. Диагностика уровня мышления
первоклассников. – Воронеж. Изд-во ВОИПКРО,
1999 – 53 с.
- Липкина А.И., Рыбак Л.А., Критичность и
самооценка в учебной деятельности. –
М., 1985 – 145 с.
- Лусканова Н.Г. Оценка школьной мотивации
учащихся начальных классов. – Ж. ²Школьный психолог², № 9, 2001 – 8-9 с.
- Непомнящая Н.И. Становление личности
ребенка 6-7 лет. – М.: Педагогика 1992 – 160
с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология
в начальной школе. – М.: сфера, 1998 – 240
с.
- Отстающие в учении школьники: проблемы
психического развития. Под ред. Колмыковой
З.И., Кулагиной И.Ю. – М.: Просвещение. –
1986 – 150 с.
- Особенности психического развития детей
6-7 летнего возраста. Под ред. Эльконина
Д.Б. – М.: Педагогика, 1989 – 560 с.
- Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева
А.А., В.В. Столина, М. 1989 – 346 с.
- Практическая психодиагностика. Под
ред. Райгородского. – С.: изд. дом ² БАХ РАХ², 1998 – 669 с.
- Психология развивающейся личности.
М., 1987 –243 с.
- Психическое развитие младших школьников.
Под ред. Давыдова В.В. м., 1989 – 210 с.
- Рогов Е.М. Настольная книга практического
психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд.,
1999 – Кн. 1: Система работы психолога с
детьми разного возраста. – 384 с.
- Собчик Л.Н. Психодиагностика: методы
и методология. Ростов Н/Д: ²Феникс², 1999 – 576 с.
- Стоунс С. Психопедагогика. М.: Просвещение,
1984 – 245 с.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учеб.
для жд училищ и вузов. – М.: Школа-Пресс,
1997 – 384 с.
- Соколова Е.М. Проективные методы исследования.
МГУ, 1980 – 140 с.
- Сомько А., Каффива Ю. Введение в школьную
жизнь. Программа адаптационных занятий
для первоклассников. Ж. ²Школный психолог. Приложение к
газ. ²Первое сентября. – 1999, № 2 – 8-9 с.
- Ульянова Т.Л. Школьная дезадаптация
и связанные с ней трудности в общении.
Ж. ²Начальная школа² - 1996, № 7 – 14-16 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младших
школьников. Избранные псих. труды М., 1987
–416 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие
ребенка от рождения до 7 лет. М., Учпедгиз.,
1960-328 с.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте
и их коррекция. Под ред. Лебединского
В.В., Никольской О.С. М.: Просвещение, 1990
– 342 с.
Приложение 3
Исследование
мотивационной готовности к школьному
обучению. Модифицированный вариант беседы
(Н.Г. Лусканова), [10].
Вопросы:
- Представь себе, что сегодня мама вдруг
скажет: ²Ребенок, ты у меня еще маленький,
трудно тебе в школу ходить. Если хочешь,
я пойду и попрошу, чтобы тебя отпустили
на месяц, на полгода или на год. Хочешь?² Что ты ответишь маме?
- Представь себе, что мама так и сделала
(или не послушала тебя и поступила по-своему)
– договорилась, и тебя отпустили из школы
прямо с завтрашнего дня. Встал ты утром,
умылся, позавтракал, в школу идти не надо,
делай что хочешь… Чтобы ты стал делать,
чем заниматься в то время, когда другие
в школе?
- Представь себе, ты вышел погулять и встретил
мальчика, ему тоже 7 (6) лет, но он не ходит
в первый класс. Он тебя спрашивает: ²Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться
к первому классу?² Что ты посоветуешь? Что надо сделать,
чтобы хорошо подготовиться к школе?
- Представь себе, что тебе предложили
учиться так, чтобы ты не ходил каждый
день в школу, а наоборот, к тебе ежедневно
приходила бы учительница и занималась
с тобой всем, чему учат в школе. Ты бы согласился
учиться дома?
- Представь себе, что ваша учительница
неожиданно уехала в командировку на целый
месяц. Приходит к вам в класс директор
и говорит: ²Мы можем пригласить к вам другую
учительницу на это время, или попросить
ваших мам, чтобы каждая из них по одному
дню побывала у вас в классе вместо учительницы². Как по-твоему будет лучше: чтобы
пришла другая учительница или ее заменили
мамы?
- Представь себе, что есть две школы –
школа ²А² и школа ²Б². В школе ²А² расписание уроков такое: каждый
день бывают уроки письма, чтения и математики,
а рисование, музыка и физкультура изредка.
А в школе ²Б² все наоборот: ежедневно – физкультура,
музыка, труд, рисование, а чтение, письмо
и математика – по одному разу в неделю.
- В школе ²А² от первоклассников строго требуют,
чтобы они внимательно слушали учителя,
делали все так, как он велит: не разговаривали
на уроках, поднимали руку, если надо что-то
сказать или выйти. А в школе ²Б² не сделают замечания, если ты встанешь
во время урока, о чем-то поговоришь с соседом
или выйдешь из класса без спроса. В какой
школе тебе бы хотелось учиться?
- Представь себе, что в какой-то день ты
очень хорошо, старательно работал на
всех уроках и учительница сказала: ²Сегодня, Миша, (называется имя ребенка)
учился очень хорошо, даже хочу наградить
его за это. Выбирай сам – дать тебе шоколадку,
игрушку или отметку в журнале поставить?² Чтобы ты предпочел получить в награду
за хорошее учение?
Ответы на каждый из
вопросов оцениваются как ²школьные² или ²дошкольные².