Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:12, контрольная работа
Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, “проблемой века”, является для педагогической психологии ключевой проблемой.
В детском саду мы должны прививать детям чувство любви к Родине; коллективизм, уважение к старшим, родителям, воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение.
Большое значен
Введение………………………………………………………………………………….3
Возрастные особенности 3- 5 лет………………………………………………...5
Возраст дошкольника 3-5 лет…………………………………………………….5
Психолого–педагогическая особенность ребенка 3-5 лет………………...........8
2. Экспериментальное исследование взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста со сверстниками……………………………………………....19
2.1. Подготовка и проведение эксперимента………………………………….……19
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………………...21
2.3. Выводы по проведенному эксперименту и практические рекомендации…...24
Заключение……………………………………………………………………………..26
Литература………………………………………………………………………………28
Приложения……………………………………………………………………………..30
3. Что делают? Кто это придумал?
4. Им весело или грустно? Почему?
5. Кто из нарисованных детей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый грустный? Почему?
После беседы ребенку предлагалось три ситуации, которые должны выявить негативные чувства к сверстникам, и три которые должны выявить позитивные чувства к сверстникам.
1. Ситуация.
1. Представь, что ты имеешь 2 билета в цирк, кого бы ты из друзей позвал идти вместе с тобой?
2. Кого из детей вашей группы было бы не жаль перевести в другую группу? Почему?
3. Представь, что у тебя день рождения, кого бы ты пригласил к себе из детей вашей группы?
4. Кого бы ты не стал приглашать? Почему?
5. Ты строишь из конструктора дом, у тебя плохо получается, кто из детей вашей группы может помочь?
6. В детском саде проводятся спортивные соревнования, кого из детей своей группы, ты бы не стал брать в свою команду и почему?
Индивидуальные данные о ходе эксперимента (методики) изложены в протоколах (приложение № )
Экспериментальная игра «Секрет» показала, что детей изучаемой подготовительной группы соответственно их социометрическому статусу можно распределить на 4 подгруппы.
В первую подгруппу вошли самые популярные дети («звезды»): Харасова Эльвира, Мошникова Аделина и Шарафеев Марсель. Марсель оказался самым ярким «лидером» - он получил 6 выборов, из них 3 взаимных, суммарная оценка его статуса была равна 43. Индекс его статуса равен 0,31.
Аделина и Эльвира оказались почти в равных условиях, они получили по 5 выборов. Из них у Аделины взаимных выборов было 2, а у Эльвиры 3. Индекс Аделины равен 0,24, Эльвиры – 0,22.
Во вторую группу вошли дети, у которых индекс социометрического статуса находится в пределах 0,22-0,10. Они составили вторую группу предпочитаемых детей. Сюда вошли 6 девочек и 4 мальчика.
В третью подгруппу вошли дети, индекс которых был ниже 0,10. Это дети – малоавторитетные. Сюда вошли 3 девочки и 3 мальчика.
Четвертая группа – это группа детей, не получившие выборов. Дети – непопулярные (непринятые).
Сюда вошел один мальчик Акбарджон Юсупов – он не получил не одного выбора.
Итак, в процентном соотношении:
65% группы – это предпочитаемые дети 13 детей;
30 % группы – малоавторитетные 6 детей;
5% это одни ребенок «отверженный».
Анализ полученных данных показал, что у большинства детей выделенной подгруппы присутствуют устойчивые игровые объединения. Этому способствовало интерес детей, входящих в объединения, к определенным видам игр или к игре определенного содержания. А также отношения симпатии. Так в I и II стабильных объединения детей объединяла личная симпатия друг к другу. Они всегда были вместе – и на занятиях, и во время прогулки, и во время проведения режимных моментов.
В группе большинство детей общительны и легко отступают в контакты со сверстниками, но играют они, главным образом, в маленьких группах с детьми своего пола, что способствует закреплению разобщенности мальчиков и девочек.
Ядро группы составляют наиболее общительные дети, входящие в I и во II подгруппу. Эльвира Х.,Аделина М., Марсель Ш., Алина П., Саша Г., Вероника И., Глеб С., Олег С., Саша Ю., Акбарджон Ю. – они, как правило, выступает организаторами детских игр, но эти дети выделяются и в других видах деятельности, в том числе и на занятиях.
Значительное меньшинство 30% группы представляют дети, которые либо испытывают трудности в общении, и в установлении контактов или такие как Чистякова Катя, Нариман Бадретдинов., часто болеют и редко посещают детский сад.
Кривенко Маша вообще недавно стала посещать детский сад и ей очень трудно влиться в детский коллектив.
С помощью данного эксперимента удалось выявить коэффициент сплоченности группы
Подробный анализ результатов методики «Рисунок: Я и мои друзья» на каждого ребенка изложен в протоколах (приложение № )
Исследуя детские рисунки друзей, сопоставляя их с результатами беседы, можно отметить, что изображение друзей – это не просто тематический рисунок, но и психологическая методика исследования межличностных отношений детей.
Изображая себя и своих друзей, раскрывая, декорируя одних и небрежно рисуя других, ребенок невольно выражает свое отражение к ним. В рисунке часто проявляются и те чувства, которые ребенок сознательно не признает или не может выразить другими средствами. Поэтому рисунок «Я и мои друзья» в некоторых случаях может дать определенную информацию об особенностях отношениях между детьми. Так, например, рисунок Шамшаевой Алии, насыщен яркими красками, все фигуры расположены близко друг к другу, взявшись за руки. Все девочки изображены очень радостными, можно предположить, что Алия испытывает очень теплые, положительные чувства к своим подругам.
В рисунке Поповой Даши (6 лет) изображает себя в ярком, красном красивом платье, в короне. А свою подругу Аделину в черном цвете. Это говорит о трудностях в общении друг с другом. При исследовании мне удалось выяснить причину. Хотя девочки и дружат, между ними всегда происходит соперничество (у кого лучше платье или игрушка). Часто спорят друг с другом. А вот Вероника И. изобразила в рисунке только себя, с большим количеством деталей, несколько раз стирает, рисует улучшенный вариант, это свидетельствует о самовлюбленности, о своей собственной значимости. Хотя девочка и не испытывает трудности в общении, но вырисовывая себя на подруг у нее не осталось времени.
Дети, уверенные в себе, импульсивные, рисуют все фигуры очень большими, во весь лист, так например, рисунок Сергеева Глеба (6 лет). Он и его друг изображены очень больших размеров, можно предположить, что в их дружбе присущ «культ силы».
При исследовании межличностных отношений детей, с использованием детского рисунка и на основе беседы мы пришли к следующему заключению.
В изучаемой нами
группе большинство детей общительны
и легко вступают в контакты со
сверстниками, но играют они, главным
образом, в маленьких группах
с детьми своего пола, что способствует
закреплению разобщенности
- Ребенок, общаясь
среди сверстников,
- В рисунках «Я и мои друзья» отражает в основном свое отношение к своим друзьям и к себе.
Обобщенные экспериментальные данные по проективной методике «Рисунок: Я и мои друзья» можно отметить следующее: у большинства детей, преобладает завышенная и контрастная самооценка.
Убедились, что именно общие интересы, наличие чувства взаимной симпатии объединяют детей. Дети старшего дошкольного возраста уже могут дать нравственную оценку сверстнику, имеющие значение не только для него, но и для всей группы.
Выборы сделанные в экспериментальной игре «Секрет» чаще совпадали с «рисунком: Я и мои друзья». Это говорит о стабильности детских взаимоотношений.
При исследовании межличностных отношений у детей среднего дошкольного возраста, с использованием экспериментальной игры «Секрет» и проективной методики «Рисунок: Я и мои друзья» мы пришли к следующим выводам:
- Соответственно
«Программе воспитания в
- Важным фактором,
влияющим на положение детей
в группе сверстников,
- В среднем дошкольном
возрасте у детей: отношения
становятся избирательным,
В процессе проведения эксперимента нам удалось выявить совокупность объективных взаимосвязей детей, то есть связей, устанавливающихся в совместной деятельности и реальном общении, не регламентированных воспитателем; совокупность избирательных отношений – симпатий и антипатий детей.
Экспериментальные данные подтверждают, что в процессе жизни и деятельности в детском саду дети усваивают определенные нормы взаимоотношений со сверстниками; у них складываются определенные способы поведения, которые постепенно закрепляются как более или менее устойчивые нравственные качества личности.
Обобщая экспериментальные данные можно отметить следующее:
- у большинства
исследованных детей нет
- также присутствуют
устойчивые игровые
- у 35% детей все же свидетельствуют проблемы в отношениях между сверстниками – это дети по разным причинам не пользуются популярностью у сверстников.
- хотя группа
в целом сплоченная, испытуемые,
главным образом, играют в
Основываясь на результатах исследования, можно утверждать, что положение ребенка в системе отношений в группе сверстников решающим образом влияет на степень его успешности в деятельности, выполняемой совместно с другими детьми.
Данные, полученные
в наших исследованиях, дают возможность
разработать ряд рекомендаций для
воспитателей, способствующих улучшению
межличностных отношений у
Формирование личных
качеств детей дошкольного
Воспитатель должен знать, что для выявления характера взаимоотношений детей следует провести социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А. Коломенским, определить принципы, по которым одни дети становятся лидерами, а другие оказываются в положении отверженных. Воспитатель должен правильно определить свою роль в формировании правильных норм общения между детьми.
Ему нужно провести наблюдения направленные на выявление особенностей тематики и содержания игр и реальных взаимоотношений между детьми, провести беседу с детьми, с целью выявления мотивов игрового общения между детьми.
Ему нужно провести наблюдение направленные на выявление особенностей тематики и содержания игр и реальных взаимоотношений между детьми, провести беседу с детьми, с целью выявления мотивов игрового общения со сверстниками.
В формирующей части эксперимента путем специально организованной совместной деятельности положительным образом повлиять на структуру детских объединений (их состав, стабильность) и характер взаимоотношений в них. А затем уже определить сдвиги в изменении позиции детей, прошедшие под влиянием формирующих опытов.
Но воспитателю самому необходимо изучить группу, выяснить, почему этот ребенок оказался отверженным в группе. Найти в нем такое хорошее качество, чтобы дети поняли, что не такой он уж и плохой. А бывает, что лидером становится совсем не тот ребенок. Здесь также надо изучить ребенка и дать понять в процессе беседы с детьми, что за такие качества людей не ценят вовсе, а наоборот их нужно перевоспитывать.
Таким образом, воспитатель должен понимать и помнить, что ему принадлежит ведущая роль в формировании дружеских взаимоотношений у детей, так как в детском саду складываются основы всей дальнейшей жизни ребенка. Важно чтобы уже в детском саду он научился ценить дружбу, товарищество, умел соглашаться с наиболее оптимальными решениями, признавать себя правым и несправедливым.
Заключение
Дошкольный возраст
- особо ответственный период в
воспитании, т. к. является возрастом
первоначального становления