Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 18:31, дипломная работа
Цель исследования:
Выявление роли дидактических игр в повышении мотивации школьников.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме повышения мотивации детей школьного возраста к обучению;
2) выявить современное состояние использования дидактических игр как средства повышения мотивации;
3) определить отношение учащихся и учителей к использованию дидактических игр на уроках;
4) разработать комплект дидактических игр к конкретным урокам, отвечающий всем методическим, психолого-педагогическим требованиям к играм в учебном процессе;
5) научно обосновать и сформулировать методические рекомендации к разработке и проведению дидактических игр;
6) апробировать дидактические игры в естественных условиях учебно-воспитательного процесса основной общеобразовательной школы.
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретико-методологическое обоснование проблемы учебной мотивации школьников
1.1. Мотивация учения в школьном возрасте…………………………….8
1.2. Психолого-педагогические условия развития мотивации школьников……………………………………………………………14
1.3. Значение мотивации школьников в их успешном обучении………18
Выводы по главе I……………………………………………………………20
Глава II. Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в процессе повышения учебной мотивации
2.1. Сущность дидактической игры и ее место в обучении школьников…22
2.2. Методологические основы организации и проведения дидактических игр в учебном процессе………………………………………………………32
2.3. Методика организации и проведения дидактических игр и упражнений……………………………………………………………………36
2.4. Роль дидактических игр в развитии учебной мотивации…………….40
Выводы по главе II…………………………………………………………..42
Глава III. Опытно-практическая работа по использованию дидактических игр как средства повышения интереса школьников к обучению
3.1. Диагностический этап…………………………………………………..45
3.2. Содержание и анализ опытно-практической работы по использованию дидактической игры как средства повышения мотивации школьников…47
3.3. Контрольный этап………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………52
Литература…………………………………………………………………...56
Приложения………………………………………………………………….60
2.3. Методика организации
и проведения дидактических
Организация педагогом дидактических игр на учебных занятиях осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
- объяснение хода и правил игры;
- показ игровых действий, в процессе которого педагог учит школьников правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
- определение роли учителя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (определяется возрастом детей, уровень их подготовки, игровых правил);
- подведение итогов игры
- это ответственный момент в
руководстве ею, т.к по результатам,
которые дети добиваются в
игре можно судить о ее
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Руководя игрой, учитель осуществляет дидактические задачи через привлекательные для детей игровые задачи, игровые действия, игровые правила. Одновременно он является участником игры, причем процесс обучения для самих детей незаметен, т.к они учатся в процессе игры.
Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слова педагога и действия самих школьников с игровыми пособиями, предметами и т.д. Наглядность всегда составляет материальный центр дидактической игры. Начальный показ игровых действий учителем, "пробный ход" в игре, использование поощрительно-контрольных значков, жетончиков, фишек - все это составляет наглядный фонд средств, которые использует педагог, организуя игру и руководя ею.
Огромное значение в руководстве играми имеет слово учителя. Обращение к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснение игровых действий, вопросы к учащимся - все это раскрывает содержание дидактической игры и участие детей в ней, содействует пониманию школьниками включенных в содержание игры задач.
Дидактическая игра характеризуется разнообразными формами деятельности детей в их сочетании. Для развития большего интереса к дидактическим играм у старшеклассников педагог включает более сложные интеллектуально-волевые задачи, не спешит подсказывать игровые действия, а предлагает учащимся определить их самостоятельно. Практическая деятельность играющих становится более осознанной: она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс.
Игра должна сохранять эмоциональный настрой учеников, их непринужденность, переживание радости от решения поставленных в ней задач. Развитию игры чаще всего способствуют не прямые, а косвенные приемы: интригующий и направляющий игру вопрос; удивление, высказанное учителем, направляющие игровые действия; шутка, оживляющая игру и помогающая заметить то, на что учащиеся не обратили бы внимание; доброжелательный юмор, неожиданные для детей ситуации в игре; элемент ожидания.
В руководстве игрой и в развитии ее важное значение имеет темп. Он определяется темпом умственной активности, темпом речи, большей или меньшей активностью игровых действий, усвоением игровых правил. Темп дидактической игры обусловлен и эмоциональными переживаниями, большей или меньшей увлеченностью школьников.
В дидактических играх действующими лицами являются и педагог и дети. В этом отношении игра открывает несравненно большие возможности для повышения инициативы, обогащения замысла, возникновения со стороны детей вопросов, предложений. Держать игру в пределах предлагаемого времени - большое искусство. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик детей является условием развития игры. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумка и фантазия - только в этом случае дидактические игры будут полезны для развития день от дня мотивированного обучения.
2.4. Роль дидактических игр в развитии учебной мотивации.
Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, адекватно относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Дидактическая игра на уроке может стать очень серьезным занятием. В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа учителя.
Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.
Обучающие игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени.
Применяя дидактическую игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.
Дидактическая игра выполняет несколько функций:
· обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
· ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
· мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).
В педагогической науке принято выделять отличительные особенности дидактических игр:
- моделирование определенных видов практической деятельности;
- моделирование условий,
в которых протекает
- наличие ролей, их распределение между участниками игры ;
- различие ролевых целей участников игры ;
- взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
- наличие общей цели у всего игрового коллектива;
- групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры.
Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.
Однако, несмотря на общее признание положительного влияния дидактических игр на развитие познавательной активности и повышение мотивации обучения учащихся, в настоящее время они не нашли еще достаточно глубокого и основательного применения в педагогической практике.
Выводы по главе II
Таким образом, в современной методике и практике обучения в школе все большее внимание уделяется оптимальному сочетанию различных форм, методов, приемов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи программы.
Одним из важнейших условий повышения мотивации обучения и активизации познавательной деятельности школьников, развития их самостоятельности, мышления, является дидактическая игра.
В игре учащийся развивается как личность. У него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - организация и включение в урок дидактических игр. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
Используемые в педагогической работе с учащимися дидактические игры - доступное, полезное, эффективное средство развития самостоятельности мышления у детей, формирования устойчивого, мотивированного отношения к процессу обучения. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания педагогом самой игры.
Анализ существующих классификаций дидактических игр позволяет обобщенно разделить их по следующим параметрам: по видам деятельности обучающихся, по цели организации игры, по содержанию, по направлению обучения.
Дидактическая игра - это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов, одной из ведущих функций которой является мотивационно-побудительная функция. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.
Глава III. Опытно-практическая работа по использованию дидактических игр как средства повышения интереса школьников к обучению
Изучив и проанализировав рассмотренные выше вопросы, попробуем выявить обоснованность применения дидактических игр на уроках как средства повышения учебной мотивации школьников.
Практическая часть нашего исследования была реализована в период прохождения преддипломной педагогической практики. База практики: основная общеобразовательная школа № 2 г. Юрьева-Польского. Работа проводилась с учащимися начальных классов и среднего звена, а также педагогами, работающими в данных классах.
Опытно-практическая работа состояла из трех этапов. На первом этапе - диагностическом, с помощью анкетирования нами был определен уровень учебной мотивации школьников и отношение учителей общеобразовательной школы к процессу использования дидактических игр и упражнений на своих уроках; при помощи среза на учебных занятиях - уровень подготовленности учащихся двух параллельных классов по определенным темам, качество усвоения знаний учащимися и выполнен анализ полученных результатов работы.
На втором этапе - формирующем, повторение некоторых тем в одном из классов было проведено по стандартным методикам, а в другом - с использованием дидактических игр и упражнений.
На третьем этапе - контрольном, нами был проведен еще один срез, целью которого являлось сравнение полученных результатов с результатами диагностического этапа.
Приведем далее анализ полученных результатов.
3.1. Диагностический этап.
Главными задачами этого этапа были: выявление реального уровня учебной мотивации в группе школьников; выявление отношения учителей к использованию дидактических игр в проведении уроков.