Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 18:31, дипломная работа
Цель исследования:
Выявление роли дидактических игр в повышении мотивации школьников.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме повышения мотивации детей школьного возраста к обучению;
2) выявить современное состояние использования дидактических игр как средства повышения мотивации;
3) определить отношение учащихся и учителей к использованию дидактических игр на уроках;
4) разработать комплект дидактических игр к конкретным урокам, отвечающий всем методическим, психолого-педагогическим требованиям к играм в учебном процессе;
5) научно обосновать и сформулировать методические рекомендации к разработке и проведению дидактических игр;
6) апробировать дидактические игры в естественных условиях учебно-воспитательного процесса основной общеобразовательной школы.
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретико-методологическое обоснование проблемы учебной мотивации школьников
1.1. Мотивация учения в школьном возрасте…………………………….8
1.2. Психолого-педагогические условия развития мотивации школьников……………………………………………………………14
1.3. Значение мотивации школьников в их успешном обучении………18
Выводы по главе I……………………………………………………………20
Глава II. Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в процессе повышения учебной мотивации
2.1. Сущность дидактической игры и ее место в обучении школьников…22
2.2. Методологические основы организации и проведения дидактических игр в учебном процессе………………………………………………………32
2.3. Методика организации и проведения дидактических игр и упражнений……………………………………………………………………36
2.4. Роль дидактических игр в развитии учебной мотивации…………….40
Выводы по главе II…………………………………………………………..42
Глава III. Опытно-практическая работа по использованию дидактических игр как средства повышения интереса школьников к обучению
3.1. Диагностический этап…………………………………………………..45
3.2. Содержание и анализ опытно-практической работы по использованию дидактической игры как средства повышения мотивации школьников…47
3.3. Контрольный этап………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………52
Литература…………………………………………………………………...56
Приложения………………………………………………………………….60
Дидактическая игра применима ко всем типам урока, кроме того, учитель имеет неограниченный выбор при определении темы урока, на котором будет проводиться игра (однако, необходимо определить, выгодно ли тратить достаточно много времени и сил на подготовку дидактической игры по теме, имеющей прикладной характер и не играющей большой роли при изучении курса).
Дидактические игры можно широко использовать не только как средство обучения, воспитания и развития учащихся, но и как средство повышения мотивации к обучению. Игры формируют быстроту реакции, логическое мышление, смекалку, умение сопоставлять, делать выводы, запоминать. Игры на уроках используются для решения комплексных задач: усвоения нового материала, формирование необходимых умений и навыков, развитие творческих способностей. В игре воссоздаются определенные условия, вид деятельности, ситуации, проблемы в которых ребенок может проявить себя, опираясь не только на знания , полученные на уроках , но и на свой жизненный опыт. Игра включает моменты соревнования, дает возможность участникам самоутвердиться, проявить себя в нестандартной ситуации.
Основное обучающее и мотивирующее к получению знаний воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя творчество детей в нужную сторону. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые являются средством побуждения к интеллектуальной деятельности, а так же к ее стимулированию. Дидактическая цель ставится перед учениками в виде игры. Дети достаточно легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них. Учебная деятельность учащихся подчиняется ее правилам. Материал урока используется, как средство игры. В учебный процесс вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Применение игровых приемов способствуют активизации умственной деятельности учащихся, а значит пробуждению интереса к содержанию урока.
Игровой замысел, действия и правила способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания для достижения цели игры.
Дидактическая игра имеет определенный результат, Это, прежде всего, решение поставленной учебной задачи. Для учителя результат игры является показателем уровня достижения учащихся в процессе мотивированного обучения.
В данной работе рассмотрена проблема эффективности применения дидактических игр в процессе обучения школьников как средства повышения учебной мотивации. Теория и практика использования дидактической игры в учебном процессе является одной из самых актуальных тем современной педагогики.
На протяжении столетий будут
актуальны слова великого педагога Ушинского
К.Д.: «Сделать учебную работу настолько
возможно интересной для ребенка и
не превратить эту работу в забаву - одна из труднейших
и важнейших задач дидактики».
Список литературы:
1. Абрамян J1.A., Антонова Т.В., Артемова J1.B. и др. Игра школьника; Под ред. Новоселовой СЛ. М.: Просвещение, 2002.
2. Альтернативные технологии развивающего обучения. Пособие для студентов педагогических ВУЗов и учителей начальных классов. -Смоленск: СГПИ, 2000.
3. Андреева Г.Е. Теория педагогического процесса как основа формирования готовности школьников к познавательной деятельности, М., 2009.
4. Байер И. Воспитание и обучение детей в играх// Начальная школа.2002. -№12.
5. Богданова Н.Н. Географический КВН для учащихся VI и VIII классов// География в школе. 2005. - №6.
6. Бондаренко А.К. Игра всерьез// Обучение. - 2007. - №1.
7. Борзова Л.П. Дидактические игры как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при изучении нового материала на уроках истории: Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М.; 2011.
8. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Уч. пособие. -М.: Московский психолого-социальный институт/ Флинта, 2006.
9. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества: кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2006.
10. Васильева Н. Н., Новотворцева Н. В. Развивающие игры для школьников. - Ярославль: «Академия развития», 2004.
11. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 2002.
12. Воскобойникова Е. Игра «Знаете ли вы?»// Воспитание школьников. -2004, №5.
13. ВыготскийЛ.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Психол. наука и образование. 1996. - №4.
14. Газман О.С. О понятии детской игры// Сборник статей «Игра в педагогическом процессе». Новосибирск: 2003.
15. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание; М.,1998.
16. Гобова Е.С. Зачем ходить в школу?; М.,2000.
17. Губанова О.В., Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках // Начальная школа.- 2006.- №6.
18. Гуровец, Г.В. Дидактические игры, М., Просвещение,2009.
19. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментально психологического исследования. М.: Педагогика,2007..
20. Девяткина Г. В. Проектирование учебно-технологических игр// Школьные технологии 2007. - № 4.
21. Дидактические игры при изучении нового материала //Начальная школа, 20010. - № 3.
22. Жикалкина Т.К. Дидактическая игра на уроке математики // Начальная школа.- 2001.- №3.
23. Жуковская Р.И. Игры. М.: Педагогика, 2005.
24. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 2000.
25. Занько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюнников С.М. Игра и учение (ч. 1,2).-М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2004.
26.Земцова Л.И., Сушкова Е.Ю. Роль дидактической игры на уроках в школе // Начальная школа.- 2006.- №10.
27. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под редакцией Петрусинского В.В. -М.: Прометей, 1999.
28. Игры для интенсивного обучения. Под ред. Петрусинского В.В. М.: Прометей, 2005.
29. Имукова Г.В. Учимся, играя // Начальная школа.- 2007.- №3.
30. Исламов О.А. Дидактические игры как средство формирования познавательной активности учащихся в процессе обучения , М., 2000.
31. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль, 2003.
32. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике.- М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005.- 448 с.
33. Краткий психологический словарь/ Абраменкова В.В., Аванесов B.C., Агеев B.C. и др./ Под. общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. -М.: Политиздат, 2007.
34. Критинин В.Ю. Мотивация школьного обучения, М., Просвещение,2002.
35. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О.В. Долженко. М.: Высш. шк., 2006.
36. Ляпина Г.А. Игра как средство активизации учебно-воспитательного процесса. Алма-Ата: Мектеп, 2009.
37. Нестеренко А. А. Игры по развитию творческого воображения// Школьные технологии. 2006.
38. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. М.: Лист, 2010.
39. Никитин Б.П. Развивающие игры. М.: Знание, 2007.
40. Озеркова И.А. Ролевые игры как технология самовоспитания.// Школьные технологии 2010.
41. Педагогика. Под ред. д.п.н. Пидкасистого П.И., 3 изд. М.: Педагогическое общество России, 2005.
42. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под. ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. – М., 2007
43. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: Российское педагогическое агентство, 2003.
44. Рахимжанова М.К., Мукашева А.Д. Игра в педагогическом процессе // 12-летнее образование. - 2008.- №2.
45. Розанова П.А. Игры детей и их педагогическое значение. М., Знание, 2007.
46. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 2005.
47. Ситаров В.А. Дидактика: М.: Академия, 2010.
48. Славина А.С. Роль игры в образовании. М.: Наука, 2006.
49. Степкина И.А. Дидактическая игра как средство развития творческих способностей младших школьников // Начальная школа.-2007.- №6.
50.Тарасова И.А. Дидактические игры в начальной школе //Начальная школа.- 2002.- №10.
51. Шаврина Г.А. Игра как процесс обучения, М., 2007.
52. Щербаков С.В. Коллективные игры на уроках// Биология в школе. -2009. №3.
53. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М.: Педагогика, 2000.
54. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1997.
Приложение 1(а)
Анкета для определения школьной мотивации (для учащихся начальных классов)
1 |
Тебе нравится в школе? |
Да |
Не очень | ||
Нет | ||
2 |
Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? |
Иду с радостью |
Бывает по-разному | ||
Чаще хочется остаться дома | ||
3 |
Если бы учитель сказал , что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам , ты пошел бы в школу или остался дома? |
Пошел бы в школу |
Не знаю | ||
Остался бы дома | ||
4 |
Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? |
Не нравится |
Бывает по-разному | ||
Нравится | ||
5 |
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? |
Не хотел бы |
Не знаю | ||
Хотел бы | ||
6 |
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? |
Нет |
Не знаю | ||
Хотел бы | ||
7 |
Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям? |
Часто |
Редко | ||
Не рассказываю | ||
8 |
Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель? |
Мне нравится наш учитель |
Точно не знаю | ||
Хотел бы | ||
9 |
У тебя в классе много друзей? |
Много |
Мало | ||
Нет друзей | ||
10 |
Тебе нравятся твои одноклассники? |
Нравятся |
Не очень | ||
Не нравятся | ||
11 |
Интересны ли тебе уроки в школе? |
Очень |
Не очень | ||
Не интересны | ||
12 |
Возможно ли скучный урок сделать более интересным? |
Да |
Нет | ||
Не знаю | ||
13 |
Хотел (а) бы ты, чтобы уроки проводились в виде игры? |
Очень |
Не знаю | ||
Не хотел бы |
Обработка и интерпретация результатов. За каждый первый ответ-3 балла, промежуточный- 1 балл, последний- 0 баллов. Максимальная оценка- 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.
25-30 баллов - сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.
20-24 баллов – отношение к себе как школьнику практически сформировано.
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
10-14 баллов – отношение к себе как к школьнику не сформировано.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе.
Приложение 1(б)
Методика изучения учебной мотивации первоклассников
При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге "Изучение учебной мотивации". Формулировка вариантов окончания каждого неоконченного предложения и его балльная оценка учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, - позиционного, социального, учебного).
Инструкция:
"Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак "+".
1. Я учусь в школе, потому что...
а) так хотят мои родители;
б) мне нравится учиться;
в) я чувствую себя взрослым;
г) я люблю хорошие отметки;
д) хочу получить профессию;
е) у меня хорошие друзья.
2. Самое интересное на уроке...
а) игры и физкультминутки;
б) хорошие оценки и похвала учителя;
в) общение с друзьями;
г) ответы у доски;
д) познание нового и выполнение задания;
е) готовиться к жизни.
3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) больше знать и уметь;
в) мне покупали красивые вещи;
г) у меня было больше друзей;
д) меня любила и хвалила учительница;
е) приносить пользу, когда вырасту.
4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...
а) я хорошо все выучил(а);
б) в дневнике стоит хорошая отметка;
в) учительница будет рада;