Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в процессе повышенной учебной мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 18:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования:
Выявление роли дидактических игр в повышении мотивации школьников.

Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме повышения мотивации детей школьного возраста к обучению;
2) выявить современное состояние использования дидактических игр как средства повышения мотивации;
3) определить отношение учащихся и учителей к использованию дидактических игр на уроках;
4) разработать комплект дидактических игр к конкретным урокам, отвечающий всем методическим, психолого-педагогическим требованиям к играм в учебном процессе;
5) научно обосновать и сформулировать методические рекомендации к разработке и проведению дидактических игр;
6) апробировать дидактические игры в естественных условиях учебно-воспитательного процесса основной общеобразовательной школы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретико-методологическое обоснование проблемы учебной мотивации школьников
1.1. Мотивация учения в школьном возрасте…………………………….8
1.2. Психолого-педагогические условия развития мотивации школьников……………………………………………………………14
1.3. Значение мотивации школьников в их успешном обучении………18
Выводы по главе I……………………………………………………………20
Глава II. Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в процессе повышения учебной мотивации
2.1. Сущность дидактической игры и ее место в обучении школьников…22
2.2. Методологические основы организации и проведения дидактических игр в учебном процессе………………………………………………………32
2.3. Методика организации и проведения дидактических игр и упражнений……………………………………………………………………36
2.4. Роль дидактических игр в развитии учебной мотивации…………….40
Выводы по главе II…………………………………………………………..42
Глава III. Опытно-практическая работа по использованию дидактических игр как средства повышения интереса школьников к обучению
3.1. Диагностический этап…………………………………………………..45
3.2. Содержание и анализ опытно-практической работы по использованию дидактической игры как средства повышения мотивации школьников…47
3.3. Контрольный этап………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………52
Литература…………………………………………………………………...56
Приложения………………………………………………………………….60

Вложенные файлы: 1 файл

ВЕСЬ ДИПЛОМ ГАЙНУТДИНОВА 2012.doc

— 551.00 Кб (Скачать файл)

 г) дома меня  похвалят;

 д) смогу больше поиграть на улице;

 е) я узнаю  больше нового.

 

Обработка результатов:

Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе (таблица ниже). Варианты ответов:

Кол-во   баллов

      1 ответ   2 ответ  3 ответ     4 ответ

а) 0        1                 2                     5

б) 5        2                 5              2

в) 3        3                 0                     3

г) 2        0                 1                    0

д) 4        5                 3                     1

е) 1        4                 4                     4

 Баллы суммируются  и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень учебной мотивации первоклассников.

Таблица.

Уровни Кол-во № 1    Кол-во № 2   Кол-во № 3 Кол-во № 4       Сумма

1                  5             5             5                  5                 17 - 20

2                  4                   4             4                  4                 13 - 16

3                  3                     3             3                   3                  9 - 12

4                  2             2             2                   2                   6 - 8

5               0 - 1         0 - 1             0 - 1                 0 - 1           5 - 4

 

 

I - очень высокий уровень  мотивации с выраженным личностным  смыслом, преобладанием познавательных  и внутренних мотивов, стремлением  к успеху;

II - высокий уровень учебной  мотивации;

III - нормальный (средний) уровень  мотивации;

IV - сниженный уровень учебной мотивации;

V - низкий уровень мотивации  с выраженным отсутствием у  ученика личностного смысла.

 

  Для оценки эффективности образовательного процесса на этапе тестирования первоклассников определяются следующие показатели:

- количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как очень высокий;

- количество учащихся, уровень  учебной мотивации которых характеризуется  как высокий;

- количество учащихся  с нормальным уровнем учебной  мотивации;

- количество учащихся  со сниженным уровнем учебной мотивации;

- количество учащихся  с низким уровнем учебной мотивации.

 

 Все названные показатели  необходимо выразить в процентах  от общего числа обследуемых  детей. Полученные процентные показатели  информируют педагогов о начальном  уровне учебной мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Методика изучения школьной мотивации (для учащихся 6-7 классов)

Учащиеся заполняют таблицу. Напротив записанного учебного предмета, ученик указывает причину, почему изучение этого предмета для него необходимо (Iчасть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.

Таблица для ответов

I

II

Необходимые

предметы

Причина

Интересные

предметы

Причина


 

I. Варианты ответов на вопрос « Необходимые предметы»

1. Знание этого предмета  необходимо для развития экономики  страны.

2. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.

3. Этот предмет пригодится  для поступления в техникум, вуз, он будет необходим в будущей  профессии.

4. Этот предмет формирует  полезные умения, которые пригодятся  в жизни.

5. Этот предмет учит  разбираться в жизни.

6. Этот предмет считают  значимым мои родители.

7. Этот предмет формирует  интеллектуальные умения, расширяет  кругозор.

8. Этот предмет участвует  в республиканском тестировании.

II. Варианты ответов на вопрос «Интересные предметы»

  1. Интересно узнавать  о новых фактах, удивительных событиях.
  2. Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
  3. Интересно выяснять причины событий.
  4. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.
  5. Интересно на уроках и дома решать задачи , выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
  6. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.
  7. Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.
  8. Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников.
  9. Интересно, так как этот предмет дается мне легко.
  10. Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.
  11. Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.
  12. Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.

Вопросы анкеты позволяют классному руководителю выяснить, что представляет собой познавательный интерес учащихся класса, какие предметы вызывают у учащихся трудности, с чем или с кем связаны учебные трудности детей.

  Вопросы I  блока - это вопросы, которые объединены событийностью, теоретическими основами, нравственной проблематикой.

  Вопросы II блока – это вопросы, которые объединены способами познавательной деятельности, характером отношений между учащимися и учителем; характером отношений внутри классного коллектива  и  вне  его.

 

 

 

 

 

Приложение  3

Анкета для учителя начальных классов и учителей предметников (количество респондентов – 7)

    1. Понимаю. Что ученик должен учиться хорошо.
    2. Понимаю свою ответственность перед классом и за качественное проведение уроков.
    3. Мне нравятся необычные и нестандартные уроки.
    4. Считаю, что использование дидактических игр на уроках способствует повышению интереса к изучаемому предмету .
    5. Стараюсь включать в структуру урока дидактические игры, в рамках учебной  программы, содержания.
    6. Дидактические игры следует использовать на уроках только в начальных классах.
    7. Какой тип урока, по-вашему, подходит в большей степени для использования дидактических игр и упражнений?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

«Ранжирование учебных предметов»

На доске написаны все учебные предметы, которые изучают учащиеся класса. Им предлагается записать их на листок бумаги по степени значимости для себя. Затем учитель определяет, какие предметы школьной программы учащиеся поставили на 1-е, 2-е и 3-е места по степени значимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Дидактические игры по окружающему миру (1 класс):

  1. « Опасно – не опасно»

Цели: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций; карточки разных цветов (красного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребёнок лазает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т. д.

Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.

Внимательно прослушав рассказ учителя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет. учащиеся не должны мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.

 

  1. « Скорая помощь»

Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зелёнка).

Учитель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.

 

  1. « Мой выбор»

Школьникам предлагаются сюжетные картинки и соответствующие тексты к ним. Учитель зачитывает текст, а дети доказывают правильность или недопустимость данного поступка, объясняют, какие правила нарушены. Если ребёнок правильно объяснил поступок – получает фишку.

 

  1. « Наши помощники - растения»

Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровым.

Оборудование: предметные картинки с изображением лекарственных растений.

Дидактическая игра проводится по принципу лото. У учеников карты с изображением лекарственных растений. Педагог показывает картинки с аналогичными рисунками. Школьник, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карточку.

 

  1. «Анаграмма»

Цель: формирование экологической культуры школьников, развитие речи и формирование словарного запаса.

Оборудование: дидактические карточки с анаграммами  (из данных наборов букв учащиеся должны составить слово – название рыбы).

знаас (сазан)

укащ (щука)

раська (карась)

милан (налим)

парк (карп)

каула (акула)

баламка (камбала)

дьсель (сельдь)

 

  1. «Подводное царство»

Цель: уточнить представление школьников о рыбах; закрепить ориентацию в названиях рыб и их строении; научить различать рыб по внешнему виду.

Оборудование: 10 картинок (5 пар), на которых изображены различные рыбы (речные и морские).

Один набор картинок раздается играющим, другой остается у ведущего. Он показывает по очереди картинки и, называя изображенную на картинке рыбу, спрашивает: “У кого такая же?”. Каждый, получающий картинку, должен назвать нарисованную на ней рыбу. По предложению ведущего, дети рассказывают: кто изображен на картинке, обращая внимание на название рыбы, цвет, форму и части ее тела, где живет та или иная рыба (в реке, озере, море), чем она питается.

 

  1. Загадки

Оборудование: (используются те же картинки)

Ведущий рассказывает, кто изображен на картинке, не показывая ее. Играющие должны по описанию угадать, о какой рыбе идет речь, назвать ее и показать картинку. Примерные загадки:

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.   (Сом) 

 

А в иголках, словно еж,

Как зовется рыба?   (Ерш)

 

Опасней всех в реке она.

Хитра, прожорлива, сильна.

Притом, такая злюка!

Конечно, это. . .   (Щука) 

 

В реках, старицах, озерах

Много зарослей, в которых

И в карьерах обитает,

И прудов не избегает

С промерзающей водой,

И серебряный бывает,

И бывает золотой.  ( Карась)

 

  1. “Караси и щуки” (подвижная игра)

Цель: формирование экологической культуры, развитие быстроты реакции, выносливости, подвижных качеств.

Дидактическая справка:

Знаете ли вы такую пословицу: “На то и щука в воде, чтобы карась не дремал?”. Щука – это не только ценная промысловая рыба, она необходима в больших водоемах. Наряду с крупной добычей щука употребляет в пищу много малоценной и сорной рыбы: ерша, плотву, карася. Если в водоеме нет щуки или ее мало, то резко возрастает численность разной мелочи. В прудовых хозяйствах щук специально разводят, потому что они истребляют больную рыбу, являются подводными санитарами.

Играющие делятся на “карасей” и  “щуку”. Караси должны преодолеть щучью засаду. Они свободно плавают в воде, а по сигналу ведущего “Щука” – бегут на противоположную сторону, щука ловит их. Теперь караси должны преодолеть препятствие, пробежать через заводь (под руками). 8-10 пойманных карасей образуют большую заводь в виде круга. Теперь караси должны преодолеть препятствие дважды, пересекая круг под руками. Щука ловит их и в кругу, и вне его.

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в процессе повышенной учебной мотивации