Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в процессе повышенной учебной мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 18:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования:
Выявление роли дидактических игр в повышении мотивации школьников.

Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме повышения мотивации детей школьного возраста к обучению;
2) выявить современное состояние использования дидактических игр как средства повышения мотивации;
3) определить отношение учащихся и учителей к использованию дидактических игр на уроках;
4) разработать комплект дидактических игр к конкретным урокам, отвечающий всем методическим, психолого-педагогическим требованиям к играм в учебном процессе;
5) научно обосновать и сформулировать методические рекомендации к разработке и проведению дидактических игр;
6) апробировать дидактические игры в естественных условиях учебно-воспитательного процесса основной общеобразовательной школы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретико-методологическое обоснование проблемы учебной мотивации школьников
1.1. Мотивация учения в школьном возрасте…………………………….8
1.2. Психолого-педагогические условия развития мотивации школьников……………………………………………………………14
1.3. Значение мотивации школьников в их успешном обучении………18
Выводы по главе I……………………………………………………………20
Глава II. Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в процессе повышения учебной мотивации
2.1. Сущность дидактической игры и ее место в обучении школьников…22
2.2. Методологические основы организации и проведения дидактических игр в учебном процессе………………………………………………………32
2.3. Методика организации и проведения дидактических игр и упражнений……………………………………………………………………36
2.4. Роль дидактических игр в развитии учебной мотивации…………….40
Выводы по главе II…………………………………………………………..42
Глава III. Опытно-практическая работа по использованию дидактических игр как средства повышения интереса школьников к обучению
3.1. Диагностический этап…………………………………………………..45
3.2. Содержание и анализ опытно-практической работы по использованию дидактической игры как средства повышения мотивации школьников…47
3.3. Контрольный этап………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………52
Литература…………………………………………………………………...56
Приложения………………………………………………………………….60

Вложенные файлы: 1 файл

ВЕСЬ ДИПЛОМ ГАЙНУТДИНОВА 2012.doc

— 551.00 Кб (Скачать файл)

Приложение 6

Дидактическая игра  «Ателье одной выкройки»

Цель: повышение мотивации к учебному предмету, проведение профориентационной работы, воспитание аккуратности, точности, развитие  креативности.

Оборудование: каждой группе выдается чистый лист бумаги, лист цветной бумаги, ножницы и клей.

Ход игры:

Самостоятельная работа  - выполнение работ по конструированию и моделированию одежды в форме деловой игры «Модель сезона». Для этого учащиеся разбиваются на две команды: 1) «художники-модельеры»; 2) «художники-конструкторы».

1 конкурс:

Задача каждой группы - разработать свою оригинальную модель ночной сорочки.

Нарисовать придуманную модель. Из цветной бумаги выполнить выкройки. Составить описание модели, обосновать ее выбор и область применения. Конкурс оценивается по 10 бальной системе.

2 конкурс:

Задачей группы является точный и полный ответ на вопросы карточки предварительно составленной учителем. Конкурс оценивается по 5 бальной системе.

Жюри выставляет по каждому конкурсу единую оценку.

По итогам конкурса избирается «Модель сезона» в следующих номинациях:

•   Самая красивая.

•   Самая практичная.

•   Самая экономичная.

 Подведение итогов, выставление  оценок. Рефлексия.

Уборка рабочих мест.

Приложение 7(а)

Дидактическая игра по литературе: «Твой уровень».

Тема: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века».

Цель: повышение уровня мотивированного обучения, обобщение изученного по теме, развитие речи школьников, творческого потенциала.

 

Уровень «3»

1. Подготовьте выразительное  чтение стихотворений, вошедших  в раздел «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века».

2. Какое стихотворение  понравилось вам больше всего  и почему?

3. Выучите понравившееся  стихотворение наизусть.

 

 

Уровень «4»

1. Что объединяет прочитанные  вами стихотворения А.Блока, С.Есенина, А.Ахматовой и Н.Рубцова?

2. Чем отличаются описания  состояния природы разных поэтов?

3. Какими словами поэты  выражают свою любовь к родной  природе? Процитируйте.

 

 

Уровень «5»

Выпишите эпитеты и метафоры, которые используют поэты.

Попробуйте написать стихотворение или рассказ о родной природе.

Найдите интересный материал о жизни одного из поэтов.

 

 

 

 

 

Приложение 7(б)

Тема: Дидактическая игра-путешествие «По пушкинским местам»

Обобщающий урок по прочитанным произведениям А. С. Пушкина

Цели:

1. Обобщить знания по  прочитанным произведениям А. С. Пушкина.

2. Формировать навыки  работы в группе.

3. Развивать умения анализировать  текст, использовать полученную     информацию на уроках.

4. Повышать интерес к  литературным произведениям и  литературе, как учебной дисциплине. 

Форма урока: урок-путешествие 

Методические приёмы: работа в группах, викторина, кроссворд, ролевые игры.

Оборудование: Портрет А. С. Пушкина, эпиграф, словарь Ожегова.

Ход:

    1. Огрмомент.
    2. Вступительное слово: На предыдущих уроках мы с вами читали, обсуждали произведения А. С. Пушкина, писали сочинение, работали над вопросами разной степени сложности, готовили сообщения. Сегодня мы вновь говорим о нём, о великом человеке, о писателе и поэте 19 века А. С. Пушкине. Пришла пора обобщить всё изученное, проверить свои знания по творчеству писателя.
    3. Начнём урок с разминки.
    4. В цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» входит повесть «Станционный смотритель». Рассмотрим значение слов «Станция» и «Смотритель». Каждая группа запишет значение этих слов. (Один ученик после выступлений групп зачитывает значения слов из Словаря Ожегова). Цель работы: выяснить роль учеников, сидящих отдельно («смотрители», жюри, которые будут оценивать работу групп), наметить план работы.
    5. Определение маршрута.

Лицейская – первый выпуск, И. Пущин

Дубровская – ответить на вопросы теста

Викторинная – вопросы викторины и кроссворд

Персонажная - ролевые игры

    1. Станция «Лицейская». Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этой станции?

1. 19 октября 1811 года открылось  учебное заведение для дворянских  детей – Царскосельский Лицей. Сколько было первых воспитанников?  Назовите фамилии первых воспитанников  Лицея. (Группы пишут и сдают  жюри)

2. Сколько человек выпустилось в 1817 году ? Почему 29, а не 30? (Гурьев Константин Васильевич был исключён из Лицея в 1813 году)

3. Кому из друзей было  посвящено стихотворение, написанное  в январе 1825 года?

4. Презентация об И. И. Пущине. (готовил и рассказывает ученик) Слайды 9-16

5. Жюри подводит итоги

VII. Станция «Дубровская». Тест по роману «Дубровский». Вопросы задаются поочерёдно каждой команде. За правильный ответ – 1 балл. Итоги

    1. Станция «Викторинная». Одной команде даётся кроссворд, другой – викторина. Количество вопросов одинаковое. Жюри по окончании работы подсчитывает количество правильных ответов.
    2. Станция «Персонажная». Предварительные вопросы: Кто из пушкинских героев наряжался в крестьянское платье, когда шёл на свидание? Кто был похищен в день свадьбы?

Ответив на вопрос «Кто это?» участник команды «перевоплощается» в данного героя и отвечает на вопросы.

1 команде:

- Молодой барин, приехал  из Петербурга в имение отца, который тяжело болен. Вызвала  старая няня, отправив письмо. Представьтесь, пожалуйста.

1. А не скажете ли  вы, Владимир, чем вы занимались  в Петербурге?

2.Владимир, объясните, какие  обстоятельства жизни заставили  вас стать предводителем шайки  разбойников?

3. «От роду 23 года, роста  среднего, лицом чист, бороду бреет…»  Продолжите список ваших примет, зачитанный исправником, как это ни удивительно, в вашем присутствии.

4. Расскажите, пожалуйста, Владимир  Андреевич, как вы оказались в  доме Троекурова? Сколько вы там  пробыли? Почему ушли?

2 команде:

-Дочь богатого и своенравного  помещика, выросла в деревне, без матери, без подруг, сейчас 17 лет. Осмелитесь ли назвать себя, милая девушка?

1. Итак, Маша, чем вы занимаетесь  в своём деревенском уединении? Чему научились к семнадцати  годам?

2. Мария Кирилловна, любопытно  было бы узнать историю вашей любви к Владимиру Дубровскому. Не расскажете ли вы нам, когда зародилось в вас чувство к нему? Когда и почему вы отвергли его? Что происходило между двумя этими событиями?

3. Вас выдают замуж  за князя Верейского. Надеюсь, вас  не затруднит представить нам своего жениха или описать в нескольких словах.

4. Дорогая Машенька, помните, как вы закричали жалобным  голосом папеньке: «…не губите  меня, я не люблю князя, я не  хочу быть его женою…» Объясните, пожалуйста, почему же вы всё-таки  стали княгиней?

1 команде:

- Старинный русский барин, богатство, знатный род и связи  дают большой вес в глубинке, где находится имение. Назовите, пожалуйста, ваше имя.

1. Соседи рады угождать  малейшим вашим прихотям, губернские  чиновники трепещут при вашем  имени, никто не смеет перечить вам. И все  завидуют  согласию, царствующему между вами и вашим бедным соседом, и удивляются смелости последнего. Кто же сей сосед и за что ему такие почести, господин Троекуров?

2. Расскажите, пожалуйста, о  своей семье, Кирилла Петрович.

3. Детский вопрос, Кирилла Петрович: любите ли вы животных?

4. Итак, господин Троекуров, вы выиграли судебный процесс, разорили своего соседа Андрея  Гавриловича Дубровского, что стало  причиной его смерти. Сын его, Владимир, лишившись всего, становится  начальником шайки разбойников, которые держат в страхе всю округу. Вы прежде всего должны вызвать гнев молодого злодея. Почему ваши «поместия…пощажены»?

2 команде:

- Небогатый помещик, владеет  всего одной деревенькой, 70 душ  крестьян, сын воспитывается в  Петербурге. Узнали вы себя?

1. Ваш сосед, Кирилла Петрович  Троекуров, бывало, говорил: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоём  Володьке будет толк, так отдам  за него свою Машу; даром что  он гол как сокол». Не припомните  ли, Андрей Гаврилович, что на  это вы ответили?

2. Андрей Гаврилович, за  что вы так рассердились на  Троекурова?

3. Объясните, пожалуйста, Андрей  Гаврилович, что могло помирить  вас с вашим соседом?

4. Андрей Гаврилович, этот  вопрос не очень для вас  приятный, напоминает о событии, которое привело вас к болезни. Почему вас так сильно поразило решение суда?

(Жюри подводит итоги)

Х. Итог урока. 

Н. В. Гоголь сказал о Пушкине: « Это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет».

Прошло уже 211 лет, а Пушкин и его герои по-прежнему являются недостижимыми образцами русского человека.

ХI. Рефлексия. Каждому ученику на листочках было предложено написать: «Что я знал», «Что узнал», «Что показалось интересным», «Как я оцениваю свою работу».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИКТОРИНА « А.С.ПУШКИН «ДУБРОВСКИЙ»

Кто и кому писал эти письма?

  1. Я до тех пор не намерен приехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною..."
  2. "... доложить о здоровьи папенькином! Он   очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит как дитя глупое..."
  3. "Вечером в 10 часов на прежнем месте".

Чьи это портреты?

  1. Старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке.
  2. Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели.
  3. Облокоченная на перилы, в белом утреннем платье, с алой розой в волосах.
  4. Толстый мужчина лет 50, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком.
  5. В белом чепце, опрятно и чопорно одетая.

Сколько лет?

  1. Владимиру Дубровскому.
  2. Маше.
  3. Саше.
  4. Мите.
  5. Князю Верейскому.

О ком идет речь?

  1. ... бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть.
  2. Миша приказал долго жить, умер славной смертью от руки неприятеля.
  3. Я готовился было не в учителя, а в кондиторы.
  4. ... чуть не задохся в собачьей атмосфере и спешил выйти вон, зажимая нос платком, опрысканным духами.
  5. Куда же девался наш Ринальдо? Жив ли он?

 

Задания к кроссворду:

 

По горизонтали: 4. Название деревни А.Г.Дубровского. 5. Имя, под которым В.А.Дубровский сумел проникнуть в дом К.П.Троекурова. 6. Кузнец, заперший приказных в доме В.А.Дубровского. 10. Кого спас кузнец, рискуя собственной жизнью? 12. Жанр произведения А.С.Пушкина «Дубровский». 13. Кто вызвал В.А.Дубровского из Петербурга? 14. Кто «экзаменовал» гостей К.П.Троекурова? 17. Что должен был положить Саша Троекуров в дупло? 18. Описание внешности разыскиваемого преступника В.Дубровского. 19. Что устроил В.А.Дубровский в имении своего отца, чтобы оставить память о родителях неприкосновенной?

 

По вертикали: 1. Степан, поймавший дворового мальчишку В.А.Дубровского у дупла. 2. Село, принадлежавшее К.П.Троекурову. 3. Заседатель, подсказавший К.П.Троекурову способ отобрать имение у А.Г.Дубровского. 7. Кто оскорбил А.Г.Дубровского? 8. Фамилия мужа дочери К.П.Троекурова. 9. Имя возлюбленной В.А.Дубровского. 11. В чьём доме произошла встреча В.А.Дубровского с французом? 15. Вдова Анна Саввишна. 16. Бумага, отсутствие которой позволило К.П.Троекурову выиграть судебную тяжбу с А.Г.Дубровским.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд «А.С.Пушкин. Дубровский»

 

 

                   

1

                   
                                         
     

2

                                 
                       

3

               
     

4

                                 
                                         

5

                     

6

     

7

       
                                         
           

8

 

9

     

10

         

11

   
                               

12

       
                   

13

                   
   

14

                                   
                     

15

 

16

             
                                         
           

17

           

18

             
                                         
                   

19

                   
                                         
                                         

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в процессе повышенной учебной мотивации