Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 14:39, дипломная работа
Цель нашего исследования: Показать зависимость качества детского рисунка от уровня освоения изобразительных умений и навыков.
Объект исследования: Обучение дошкольников предметному рисованию.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Психолого-педагогические основы обучения рисованию детей – дошкольного возраста.
1.1.Материалы для рисования и способы их использования………………….7
1.2.Техника рисования и ее роль в создании изображения……………………14
1.3.Формирование двигательных навыков и умений………………………….19
1.4.Последовательность отработки техники рисования в зависимости от задач изображения………………………………………………………………………22
1.5.Обущение графическим навыкам и умениям………………………………30
1.6.Характеристика детского рисунка………………………………………….36
1.7.Показатели, характеризирующие качество продукции детской художественной деятельности…………………………………………………..40
2.Опытно-практическая работа.
2.1.Краткое описание хода исследования………………………………………..43
2.2.Констатирующий эксперимент………………………………………………44
2.3.Формирующий эксперимент…………………………………………………48
2.4.контрольный эксперимент…………………………………………………...51
Заключение…………………………………………………………………53
Литература………………………………………………………………....54
Приложение.
Разумеется, дети не знают своеобразия этих двух инструментов (материалов), и не могут сами видеть способы работы с ними. Сходство карандаша и кисти по назначению(и тем и другим рисует), по способу держания может побудить детей использовать их одинаково. Поэтому действия с ними, как специфически орудийными, детей надо учить.
Первые краски, с которыми знакомятся малыши и которыми учатся рисовать, - ГУАШЬ. Можно использовать краски в специальных коробках: «Художественная», «Плакатная» или в отдельных флаконах. Краска эта густая и перед рисованием ее нужно развести водой (она должна быть похожа на жидкую сметану). Гуашь – кроющая краска, непрозрачная, поэтому после высыхания ее можно накладывать цвет на цвет. Чтобы получить более светлый тон того или иного цвета, к краске добавляются белила, добиваясь нужного оттенка.
Гуашевыми красками дети рисуют во всех группах детского сада. Как правило, малыши получают одну краску, но на каждом занятии ее цвет может замениться. К концу года можно дать 2 краски (при этом следует давать две кисти).
Во II младшей группе вначале детям даются 2-3 краски, а к концу года их может быть 4-6. Такое же, а в некоторых случаях и большее, количество красок необходимо готовить и для рисования в средней группе (конечно, есть занятия, требующие меньшего количества рисунок). Со II младшей группы нужно учить детей промыванию кисти перед тем, как набрать краску другого цвета.
В старшей и подготовительной группах при рисовании гуашью может быть дано в готовом виде 5-6 цветов. Недостающие цвета дети учатся готовить сами, смешивая краски на палитре (можно использовать плитку белого кафеля, светлый пластик или белую тарелку, блюдце). Сначала дети делают это с помощью воспитателя, а затем и самостоятельно. По окончании занятия оставшуюся чистую гуашь нужно слить из розеток в пустые флаконы (по цветам и хорошо закрыть).
Дети старшей и
Для получения более светлого тона акварельные краски разбавляются водой. Делятся это на палитре. На ней же и смешиваются краски, если нужно получить какой – то новый цвет, которого нет в наборе.
Давая детям акварель, следует сразу показать правильные приемы работы ею. Перед рисованием краски надо смочить, стряхивая по капле чистой воды на каждую (чтобы они стали мягче), не касаясь их при этом ворсом кисти, т.к. иначе краска остается на ворсе, при последующем обмакивании кисти вода загрязняется, и загрязняются краски, которые смачиваются ею.
Перед тем как начать рисовать, нужно попробовать цвет. В акварели он зависит от того, сколько вода добавлена в краску, а не постоянен, как в приготовленной к занятию гуаши.
Если требуется покрыть цветом большое пространство листа, следует учить детей готовить краску нужного оттенка на палитре. Если же каждый раз брать краску из ячейки, то оттенок будет получатся разный, и рисунок закраситься неровно.
Для создания рисунка кисть нужно хорошо насыщать краской. Линии следует проводить один раз. Вести кисть можно только в направлении по ворсу, иначе она лохматиться, а линии получаются неровными, некрасивыми.
При закрашивании рисунков мазки накладываются в одном направлении; обратного движения, как при закрашивании карандашами, нет. Чтобы рисунок получился красивым, нужно не забывать своевременно обмакивать кисть в краску, не проводить по одному листу несколько раз. При повторном провидении кистью краска ложиться неровно, предыдущий, еще не высохший слой, смазывается.
Необходимо овладеть различными способами работы кистью: концом кисти, всем ворсом, постепенным переходом от рисования кольцом к рисованию всем ворсом (если нужно передать постепенное расширение линии, например, при рисовании ствола дерева). Широкие лини удобнее рисовать, держа кисть по отношению к бумаге наклонно, а тонкие линии, рисуется концом кисти, получаются лучше, если держать кисть вертикально, палочкой вверх.
Кисть при рисовании нужно тщательно промывать, чтобы не загрязнять краски. Поэтому необходимо заранее приготовить воду. Лучше всего использовать пол – литровые СТЕКЛЯННЫЕ БАНКИ: в них вмещается много воды, и не потребуется частая смена ее во время работы; кроме того, если вода загрязняется, это легко заменить и сменить ее. Нужны также тряпочки, чтобы осушить кисть после промывания и проверить, чисто ли она вымыта и можно ли набирать краску другого цвета. Для кистей следует иметь подставки. Ни во время рисования, ни после не нужно оставлять кисти в банке с водой: мягкий ворс быстро меняет форму, и рисовать кистью становиться трудно. По окончании занятия сразу же следует собрать кисти, прополоскать их в чистой воде и, убедившись в том, что они хорошо промыты, поставить ворсом вверх для просыхания. В подготовительной группе эту работу можно поручить детям. Если кисти промыть плохо, то у основания ворса остается засохшая краска, которая при последующем пользовании кистью загрязняет новую краску.
В детском саду используются круглые кисти: для детей младших и средних групп - одного, лучше всего среднего размера, «Белка» №2; для детей подготовительной группы – двух размеров: маленькие (Пони №1) и большие «Белка» №2,3).
Для закрашивания больших плоскостей (земля, трава, небо и т.п.) можно использовать ФЛЛЕЙЦ (кисть с плоским ворсом в отличии от обычной круглой кисти).
Большое внимание работой
кистью издавна уделялось в
Рисование в детском саду как деятельность, отражающая впечатления о предметах и явлениях окружающего, основывается на тех же позициях, что и изобразительное искусство взрослых.
Все художники реалистического направления считали важным, более того, необходим существование рисунка, графического искусства наряду с живописью. Мы знаем, что многие крупнейшие художники: О. Кипренский, А. Иванов, П. Федотов, И. Репин, М. Врубель, В. Серов – придавали рисунку большое значение и сами были замечательными рисовальщиками.
«Рисунок – интереснейшая область художественного творчества. От тот родник, из которого рождается все виды изобразительных искусств. Живописные полотна и архитектурные проекты, скульптурные монументы театральные декорации – все начинается с того, что художник берет в руки карандаш. В рисунке возникает и оформляется авторский замысел». (Е. Плотников. См. альбом «Рисунок. Акварель»)
Овладение карандашной техникой рисования мы считаем необходимым и потому, что контурный линейный рисунок – основа изображения.
Художники отмечают, что линия в рисунке едва ли не самый главный элемент изображения. Линия оконтуривает; она призвана определять границы формы.
Не умея нарисовать линию, ребенок не сможет овладеть всей контурной частью рисунка, а значит, не сможет и правильно передать форму предмета. Сходство же изображения с реальным предметом достигается в основном при правильной передаче его форм.
Твердость карандаша позволяет отчетливее, чем при рисовании кистью, почувствовать сопротивление материала в процессе рисовального движения, яснее ощущать характер движения, ею направленность. Это особенно важно для отработки формообразующих движений. Отчетливое восприятие движений способствует образованию более точного представления, на основе которого происходит коррекция движений исполнительных.
Наиболее распространенными, используемыми для рисования в детском саду являются ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ. Количество карандашей в наборе может быть различными: 6,12,24 и более. В разных возрастных группах следует давать детям разные наборы.
В первой младшей группе дети получают вначале по одному карандашу какого – нибудь яркого цвета, затем двух цветов, а потом весь набор карандашей в 6 цветов.
Детям второй младшей группе и в начале года средней группы дается, как правило, коробка карандашей 6 цветов. К концу года в средней группе нужно давать наборы из 12 цветов. А в старшей и подготовительной группах для рисования следует готовить коробки карандашей 24 цветов.
Карандаши должны быть всегда хорошо отточены (об этом необходимо заботиться накануне занятия). Уже со средней группы надо привлекать детей к проверке карандашей. Дети могут выложить из коробки сломанные карандаши, чтобы воспитатель их заточил. А детей старшей группы (к концу года) и детей подготовительной группы следует учить затачивать карандаши самостоятельно, пользуясь безопасной точилкой. Кроме наборов, к занятию следует приготовить отточенными несколько карандашей разного цвета на замены. При этом в запасе надо иметь больше карандашей того цвета, который будет использоваться чаще (так при рисовании цветущего луга или сенокоса больше потребуется карандашей зеленого цвета разных оттенков). Но, конечно, это можно предусмотреть не всегда (например, в рисовании по замыслу).
Для рисования используется и простой ГРАФИТНЫЙКАРАНДАШ. Давать его детям на занятии нужно со старшей группы.
Следует приучать, попользовавшись карандашом, класть его в коробку и после этого выбирать другой – нужного цвета. Иногда дети перекладывают использовавший карандаш в левую руку, а правой берут другой. Постепенно в левой руке оказывается несколько карандашей. Они мешают рисовать: дети не могут левой рукой придерживать лист бумаги, он вертится, и рисунок получается неаккуратным. Бывает, что дети кладут использовавшие карандаши на стол, рядом с коробкой. Карандаши раскатываются, падают, ломаются, дети начитают их поднимать, отвлекаются сами, мешают заниматься другим.
Иногда дети, желая получить более яркий цвет, смачивают карандаши, беря ею в рот. Разрешать этого не следует, и по генетическим соображениям, и потому, что после смачивания карандашом дает более бледный цвет, рисунок получается неровным. Нужно учить детей закрашивать рисунки, равномерно нажимая на карандашом, и чуть сильнее пройтись дважды по тому месту, которое должно быть ярче. Уже со второй младшей группы следует учить детей закрашивать изображения, проводя штрихи в одном каком – либо направлении: сверху вниз, слева направо или по косой, не отрывая карандашом от бумаги. Начиная со старшей группы, следует добиваться, чтобы учить регулировать скорость движение: закрашивать более быстрыми движениями середину изображения, а потом медленно, осторожно у линии контура.
Необходимо учить
детей использовать
В ряде случаев закраска рисунка может быть не сплошной, а штриховой. Так, например, чтобы передать оперение птицы, совсем не обязательно покрывать цветом всю форму – гораздо выразительнее, изобразить оперение отрывистыми штрихами. В тех случаях, когда рисунок выполняется в цвете, эти штрихи – перья будут цветными. В тоновом рисунке они могут быть черными, серыми. Так же не сплошь, а штрихами можно покрыть тело рыбки, чтобы создать впечатление чешуйчатости (приложение №2,№3)
В подготовительной группе нужно показать детям прием закрашивания изображений по форме (приложение№4)
Для достижения большей выразительности дети должны уметь использовать штрих разного характера. Например, травка может быть передана короткими, вертикально расположенными штрихами. Если она занимает широкое поле, то штрихи располагаются в несколько рядов, при этом штрихи верхнего ряда заходят за расположение ниже. Создается впечатление поля, покрытого густой щетиной зеленой травы. Но трава может быть высокой, колышущиеся на ветру. Передать это в рисунке удается более длинными, слегка наклонными штрихами.
Важно учить детей и действовать однообразно, раз и навсегда закрепленными способами (приложение№5), а изменить приемы в зависимости от того, какую изобразительную задачу решает ребенок. Для этого он должен свободно владеть разнообразными движениями, уметь изменять направления штрихов и линий. С самого начало нужно показывать детям разные варианты технического исполнения, подчеркивая их выразительность.
Не только цветные карандаши и краски могут быть использованы для создания изображения. Сейчас уже вошли в широкую практику работы с детьми по рисованию такие материалы, как угольный карандаш «ретушь» и сангина.
УГОЛЬНЫЙ КАРАНДАШ «РЕТУШЬ» выглядит, как обыкновенный черный (цветной) карандаш. Он позволяет получить более широкую линию матового бархатистого цвета. Особенно выразительно выглядит нарисованные им деревья, покрытые инеем. При изображении березы для нанесения черных пятен на стволе также лучше использовать на черную гуашь, а угольной карандаш. Нанесенные им на высохшую белую краску ствола штрихи выглядят более естественно и выразительно, так как карандаш ложится не ровно, с просветами, что больше соответствует фактуре березовой кори, чем сплошные черные пятна при рисовании краской. Угольный карандаш хрупок, поэтому нужно учить детей рисовать им легко, без сильного нажима.
Информация о работе Психолого-педагогические основы обучения рисованию детей – дошкольного возраста