Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 14:39, дипломная работа
Цель нашего исследования: Показать зависимость качества детского рисунка от уровня освоения изобразительных умений и навыков.
Объект исследования: Обучение дошкольников предметному рисованию.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Психолого-педагогические основы обучения рисованию детей – дошкольного возраста.
1.1.Материалы для рисования и способы их использования………………….7
1.2.Техника рисования и ее роль в создании изображения……………………14
1.3.Формирование двигательных навыков и умений………………………….19
1.4.Последовательность отработки техники рисования в зависимости от задач изображения………………………………………………………………………22
1.5.Обущение графическим навыкам и умениям………………………………30
1.6.Характеристика детского рисунка………………………………………….36
1.7.Показатели, характеризирующие качество продукции детской художественной деятельности…………………………………………………..40
2.Опытно-практическая работа.
2.1.Краткое описание хода исследования………………………………………..43
2.2.Констатирующий эксперимент………………………………………………44
2.3.Формирующий эксперимент…………………………………………………48
2.4.контрольный эксперимент…………………………………………………...51
Заключение…………………………………………………………………53
Литература………………………………………………………………....54
Приложение.
САНГИНА – короткие палочки – карандаши, завернутые в бумажку. Они бывают разнообразных оттенков коричневого цвета.
Особенно выразительно сангиной, как угольным карандашом, получается изображения деревьев. Сангина хорошо передает также шершавую поверхность древесной коры (приложение№6). Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной ширины (утолщение ствола, тонкость веток), действовать сними свободнее, чем с обычными цветными карандашами, которые дают тонкую линию и требуют сильного нажима для получения более интенсивных штрихов. Представляется целесообразным введение этих материалов для рисования в старшей и подготовительной к школе группах, когда детьми уже должны быть освоенные основные способы работы цветными карандашами и кистью.
С самого начала введения новых материалов нужно научить детей правильно пользоваться ими, подчеркивая их отличие от уже знакомых. Карандаши «ретушь» как и цветные карандаши, не нужно остро затачивать; палочка сангины совсем не затачивается.
Постепенно дети усваивают способы работы угольном карандашом и их рисунка становится более интересными, выразительными. При этом хорошее владение техникой работы уже знакомыми материалами (кисть, карандаш) оказывает положительное влияние на овладение новыми материалы.
Для рисования детям можно давать и пастель – короткие палочки мягких тонов 24 и более цветов (в коробке). Пастель позволяет передавать мягкие перехода оттенков разных цветов. Но это очень хрупкий, сыпучий материал, требующий легкости и известной осторожности в работе, свободного владения своей рукой, умение регулировать лишь в подготовительной группе, когда дети освоят способы работы с цветными восковыми мелками, сангиной. Пастель можно предположить отдельным детям во второй половине дня, посоветовать родителям, дети которых увлекаются рисованием, хорошо овладевают техникой работы разными материалами, приобрести пастель для рисования дома, объяснив ее специфику и способы использования.
Для рисования хороши и ФЛОМАСТЕРЫ. Используют их в младших группах: фломастеры дают яркий сочный цвет, рисовать им легко – стоит только прикоснуться к бумаге, как остается след. Держать фломастер надо так же, как карандаш, но рисовать им легче, и рисунок получается яркий. Фломастеры должны использоваться наряду с другими материалами, но в первой младшей группе лучше в начале дать детям фломастер, чтобы получить отчетливый след. Постепенно, когда рука немного окрепнет, привыкнет к нужной хватке инструмента, можно предложить для рисования карандаш.
Так как фломастеры дают несколько едкий цвет и при рисовании ими нельзя получать оттенки, применять их в изобразительной деятельности старших детей нецелесообразную.
Очень интересный материал
для рисования – ЦВЕТНЫЕ
Держать палочку – мелок нужно тремя пальцами чуть ниже середины, чтобы видеть, как рисует конец мелка. Не следует сжимать его пальцами и сильно надавливать на него рисовании: согреваясь в руке, мелок ломается. (приложение №7).
Давая детям
цветные восковые мелки,
Выразительно выглядят рисунки, в которых цветные восковые мелки сочетаются с гуашью – белилами, например «Зимний город». Цветные восковые мелки хорошо сочетаются с акварелью и в сюжетном (например, «Поздняя осень», «Лето»), и в декоративном рисовании. При соединении с акварелью вначале все рисуется цветными мелками, а затем небо покрывается акварелью. Можно начинать с акварели, а потом рисовать мелками (акварель не растворяет мелки, и затеков не происходит).
Сочетание угольного карандаша, сангины и белой гуаши при рисовании зимнего леса позволяет передать цветовой контраст (темные листья деревьев на фоне белого снега), шероховатую фактуру деревьев. Сочетание красок и простого карандаша дает возможность выразительно решить, например, такую тему: «Дождь идет в городе».
В ряде случаев можно
добиться выразительности рисунка,
сочетая гуашь и цветные
Сочетание разных материалов в одном рисунке не может быть случайным: всякий раз нужно продумывать, пробовать, какие из них позволяют добиться большей выразительности.
Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделают рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка (приложение «8,№9,№10)
1.2. Техника рисования и ее роль в создании изображения.
Творчество детей – это мир ярких увлекательных образцов, с помощью которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности. Многие взрослые считают: главное – восхищаться любыми детскими рисунками, оберегая «внутренний мир» малыша, давать возможность без всякого вмешательства с их стороны выражать свои мысли и чувства. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Конечно, не следует навязывать ребенку свое видения, свои вкусы, но обучать основным изобразительным навыкам и умениям необходимо. Правильное, педагогическое руководство «рисованием» с учетом желаний и замыслов ребенка способствует развитию у него устойчивого интереса к изобразительной деятельности, формирует склонности, способности.
Педагогами установлено (Е.А. Флерина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова), что рисуя, дошкольник 2-3 лет может изображать отделения предметы и явления с помощью ритмичных мазков – цветовых пятен («Листочки»), штрихов карандашом, фломастером («дождь»), линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных («дорожки», «ленточки» и т.п.). Это доступные ему изобразительно - выразительные средства. Малыши может воспринимать, чувствовать и передавать яркие цвета окружающих предметов (цветочки, шарики).
Одновременно надо приучать ребенка к правильным приемам работы с карандашом, кистью и красками (гуашь). Техника рисования карандашом такова (Т.С. Комарова): надо научиться брать карандаш тремя пальцами, держать его большим и средним, придерживая сверху указательным, и правильно действовать с ним; научится держать кисть в пальцах, а не в кулачке, выше железного наконечника; набирать краску только ворсом кисти, снимая о край баночки лишнюю; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке, после занятий ставить ее на подставку.
Вместе с малышом
можно рисовать, играть, петь, двигаться,
наблюдать – и все это
Итак, важно знакомить детей с миром, смотреть, что малыш изображает, побуждать ребенка игровыми вопросами, советами развертывать содержание, сюжет рисунка (не спешить придумывать за него), показать ему доступные способы изображения (если он не находит и их сам). В игровой форме можно стимулировать их повторение. Необходимо следить при этом, чтобы материалом ребенок пользовался разумно. Контроль и упражнения помогают ему вырабатывать правильный навык. Освоение элементарной техники рисования может быть веселым, радостным.
Однако овладение карандашом, кистью происходит медленно. Малыш пытается взять карандаш кулачком, сильно нажимает, набирает на кисточку слишком много краски; рисуя, выходит за пределы контура и т.п. не следует отчаиваться, огорчаться и огорчать «художника» недовольными замечаниями, оценками. Полезнее вложить карандаш (кисть) в руку малыша и, не выпускать ее, рисовать вместе – чтобы он почувствовал движение, его силу, направление, ритм.
Можно показывать еще раз, как карандаш (кисть) лежит на среднем пальчике, как на большой пальчик с боку держит карандаш и не дает ему упасть, а указательный «забрался» наверх и помогает большому пальчику.
Важно, чтобы у малыша с самого начала формировались правильные технические навыки. Поэтому необходимы внимания к действиям ребенка, терпеливый и настойчивый показ повторение способов действия, упражнения детей и контроль со стороны взрослых. Поощрения очень важно и в этот период развития малыша.
Так, чтобы научится нанесению ритмичных штрихов, пятен, можно рисовать с детьми, как идет дождь, повторяя при этом звуки: «кап-кап-кап»;снег; как рассыпался горох, как сыплется песочек и т.п. есть такие явления, которые лучше рисовать красками (так будет выразительнее): снежинки, звездочки на небе, огоньки на елке, в окнах, листочки на дереве, одуванчики, ромашке на лугу, вишни на тарелке; как жуки летают, как падает град на землю; мы сажаем с бабушкой бобы на грядку, расцвели в саду розы и т.п.
Для изображения явлений (предметов) линей можно предложить детям такие темы: дорожки, ручейки, палочки, ленты, карандаши, ниточки к шарикам, веревочки к машине, пояс к платью и т.п.
Эти темы легко придумать, если внимательно оглянуться вокруг, посматривать, чем занят ребенок, какие у него игрушки, что он замечает в окружающей обстановке, что взрослые делают при нем и вместе с ним.
Тематика рисунков может быть существенно расширена при совместном рисовании, «со - творчестве» (Т.Г. Казакова). Например, взрослый рисует машину, а малыш – дорожку, по которой она едет; мама рисует дерево, а малыш – яблочки на нем; папа – домик, а малыши – окна, огоньки, которые в них зажглись; воспитатель – елочку (силуэт), а малыш – игрушки на ней и т.п. Рисунки взрослых должно быть очень простыми, иначе ребенок, понимая несовершенство собственных каракулей, может отказываться рисовать.
Какой изобразительный материал можно предложить малышам?
Для рисования ребенку нужно много бумаги, так как он быстро заполняет пространство листа. Можно использовать для этого недорогие обои, расстелив их на столе, прикрепив на свободной стене или разложив на полу. Малыш с удовольствием двигается, черкает по бумаге. Это (при некотором контроле) предупредит рисование ребенка на мебели и стенах.
С детьми этого возраста можно заниматься совместным рисованием не только на бумаге, но и на песке – палочкой. Для рисования можно предложить ребенку сначала цветные фломастеры с толстым стержнем, они достаточно прочные и дают яркую линию, рисовать ими легче, так как фломастеры в отличие от карандаша не требуют нажима. Следует сначала дать один фломастер, а затем два – три, чтобы привлечь внимание детей к цвету; потом можно предложить и цветные карандаши.
Можно использовать цветные восковые мелки, они не крошатся, не мажут руки и оставляют на бумаге яркий след. В этом возрасте целесообразно предложить детям краски (гуашь). Яркие, сочные по цвету, они легко наносятся на бумагу. Это нравится малышам. У детей довольно рано возникает эстетическое отношение к цвету, что проявляется в тяге ко всему яркому и красочному. В изобразительной деятельности это выражено в увлечении ребенка разноцветными карандашами, фломастерами, красками. Ребенок «пробует» цвет, особенно в первые дни знакомства с материалом. Некоторые цвета так привлекают ею, что он пробует их в прямом смысле – язычком. Некоторые цвета становятся любимыми. У таких маленьких детей цвет длительное время самооценки, т.е. не используется для обозначения признака изображаемого предмета, а радует ребенка сам по себе. Поэтому цыплята могут быть голубыми, а кошка – зеленой. Не надо доказывать малышу обратное, на этом этапе для него важен сам цвет.
В настоящее время в детском саду практикуется способ рисования пальчиками падающих листьев, «следов» зверей. Изобразительно – игровым способом ребенок не просто показывает, как шагает маленькая кошка (пальчиком), как топает большой медведь (лошадкой), но и воображает себя этой кошкой и медведем. Воображаемые образы возникают легко. Далеко не все, а лишь отдельные предметы и явления можно изображать таким образом. Да к тому же краски расходятся больше, чем при рисовании кистью или тампоном, и малыша приводить в порядок приходиться чаще. Лучше всего использовать для рисования большие натуральные кисти (№10,№12).
К концу 3 года жизни малыш проявляет больший интерес к изобразительной деятельности, понимает, что в рисунке он может воплотить любое содержание. При условии систематического использования изобразительного материала он овладевает под руководством взрослого элементарной техникой работы с карандашом, кистью, красками (гуашью). Действе ребенка с материалом достаточно свободнее, смелее и увереннее. Он смело и самостоятельно рисует, что хочет, будучи уверен, что у него получается прекрасно. Такое чувство малыша надо всячески поддерживать , развивать.
В зависимости от содержания изображения (предмет, сюжет, узор) применяемые знания, умения и навыки подразделяются на необходимые для изображения предметы, сюжета, выполнения узора.
В особую группу,
выделяются знания техники
и технические умения и навыки.
Входя в изобразительные
Т.С. Комарова детально разработала содержание и методику работы по обучению детей технике рисования. В нее входят не только способы действия с различными материалом, но и освоение различных рисовальных движений, регуляция их по силе, темпу, амплитуде, ритму; сохранение и изменение направлений движения; постепенное совершенствование зрительно – двигательной координации этих действий. Все эти движения применяются пир освоении более сложных по составу формообразующих движений (движений, с помощью которых передается форма предмета).
Овладение изобразительными умениями (графическими, пластическими, силуэтно–аппликативными), включая и технические, теснейшим образом связано с развитием действия восприятия и теми представлениями, которые возникают в результате. Именно на основе представлений предметов в большей степени осуществляются контроль и регуляция изобразительных действий. Эти изобразительные представления также регулируют каждый процесс изображения.
Информация о работе Психолого-педагогические основы обучения рисованию детей – дошкольного возраста